г. Саратов |
|
20 января 2012 г. |
Дело N А57-10332/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена "19" января 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен "20" января 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Дубровиной О.А., Кузьмичева С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Фединой В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом Саратовской области, г.Саратов,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от "17" ноября 2011 года по делу N А57-10332/2011 (судья Федорова Ю.Н.)
по иску Комитета по управлению имуществом Саратовской области, г.Саратов,
к открытому акционерному обществу "Автотранспортное предприятие N 3", г.Саратов,
о взыскании задолженности по арендной плате и пени за просрочку платежей,
третьи лица: Администрация муниципального образования "Город Саратов", г.Саратов, Комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов", г.Саратов,
Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", г.Саратов,
при участии представителей в заседании:
КУИ Саратовской области - Гурылев Е.Н., действующий на основании доверенности от 04.04.2011 N 1332б,
ОАО "Автотранспортное предприятие N 3" - Черникова С.С., действующая на основании доверенности от 31.01.2011,
Администрации - Захарова В.В., действующая на основании доверенности от 25.09.2011 N 01-4/82,
Комитета по землепользованию и градостроительству - Захарова В.В., действующая на основании доверенности от 19.08.2011 N 02-08/05-12531,
Комитет по финансам - не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратился Комитет по управлению имуществом Саратовской области (далее - КУИ Саратовской области, Комитет) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, к открытому акционерному обществу "Автотранспортное предприятие N 3" (далее - ОАО "Автотранспортное предприятие N 3", Общество) о взыскании задолженности по арендной плате по договору аренды N 175 от 10.04.2006 года за период с 01.07.2008 г. по 30.09.2009 г. в сумме 197 180,65 руб., пени за просрочку платежа в сумме 173 361,23 руб., задолженность по уплате арендной платы по договору аренды N 175 от 10.04.2006 г. за период с 01.10.2009 г. по 30.06.2011 г. в сумме 55 210, 61руб., пени за просрочку платежа в сумме 18306,26 руб.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора привлечены: Администрация муниципального образования "Город Саратов", Комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов".
Решением Арбитражного суда Саратовской области от "17" ноября 2011 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
КУИ Саратовской области не согласился с принятым решением и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования заявителя в полном объеме.
Администрация муниципального образования "Город Саратов", Комитет по землепользованию и градостроительству Администрации муниципального образования "Город Саратов", ОАО "Автотранспортное предприятие N 3" считают решение законным и обоснованным, просят оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Комитет по финансам извещен о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ (почтовое уведомление N 96825о вручении корреспонденции). Явку представителя в судебное заседание не обеспечил.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 26 декабря 2011 года, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, выслушав участников процесса, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, распоряжением Комитета по управлению имуществом Саратовской области N 928р от 19.07.2005 г. ОАО "Автотранспортное предприятие N3" в аренду сроком на 25 лет предоставлен земельный участок из земель поселений, общей площадью 0,5791 га, расположенный по адресу: г. Саратов, ул. Им. Хомяковой В.Д., 29.
10 апреля 2006 года между Комитетом по управлению имуществом Саратовской области (Арендодатель), с одной стороны, и ОАО "Автотранспортное предприятие N 3" (Арендатор), с другой стороны, на основании распоряжения Комитета по управлению имуществом Саратовской области N 928р от 19.07.2005 г., 189-р от 09.02.2006 был заключен договор аренды земельного участка N 175.
Данный договор зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что подтверждается уведомлением о проведенной государственной регистрации ограничения (обременения) аренды от 29.09.2006 года.
Согласно пункту 5.2.3. договора, арендатор обязан уплачивать арендную плату в размере и на условиях, установленных Договором.
Однако сроки внесения платежей ответчиком неоднократно нарушались, арендная плата не вносилась, что послужило основанием для обращения КУИ Саратовской области в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, указал, что с передачей распорядительных функций к Администрации муниципального образования "Город Саратов", к ней перешло и право требования о взыскании задолженности за любые периоды, включая задолженность, возникшую до 20.10.2009 г.., в связи, с чем Комитет по управлению имуществом Саратовской области является ненадлежащим истцом по заявленному иску.
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Как следует из материалов дела, согласно пункту 1.1. договора, Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду земельный участок из земель поселений с кадастровым номером 64:48:020441:0021,общей площадью 5791 кв.м., расположенный по адресу: г. Саратов, ул. Им. Хомяковой В.Д., 29., фактически занимаемый нежилыми зданиями, в граница, указанных в кадастровом плане Участка от 14.03.2006 N 48/06-2578, прилагаемом к настоящему договору и являющимся его неотъемлемой частью.
Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137- ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии со статьей 4 Закона Саратовской области от 21 мая 2004 г. N 23-ЗСО "О земле" (в редакции от 26.06.2006 г. N 70-ЗСО) распоряжение земельными участками, расположенными на территории административного центра Саратовской области - города Саратова, государственная собственность на которые не разграничена, а также предварительное согласование мест размещения на них объектов осуществляется органом исполнительной власти области, специально уполномоченным на то Правительством области.
Таким органом являлся Комитет по управлению имуществом Саратовской области.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона Саратовской области от 07.10.2009 г. N 144-ЗСО статья 4 Закона Саратовской области от 21 мая 2004 г. N 23-ЗСО "О земле" признана утратившей силу.
Следовательно, с 19.10.2009 года после вступления в законную силу пункта 2 статьи 1 Закона Саратовской области от 07.10.2009 г. N 144-ЗСО, полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в муниципальном образовании "Город Саратов" осуществляет орган местного самоуправления.
Согласно пункту 1 статьи 22 Устава города Саратова, принятого решением Саратовской городской Думы от 18.12.2005 N 67-649, Администрация муниципального образования "Город Саратов" входит в структуру органов местного самоуправления города и является исполнительно-распорядительным органом.
Пунктом 1 решения Саратовской городской Думы от 18.02.2010 N 47-562 "О наделении полномочиями по распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена" предусмотрено, что администрация муниципального образования "Город Саратов" осуществляет полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (далее по тексту - земельные участки), если иное не установлено законодательством Российской Федерации и законодательством Саратовской области.
Таким образом, в связи с изданием Закона Саратовской области от 07.10.2009 г. N 144-ЗСО, признавшей статью 4 Закона Саратовской области от 21 мая 2004 г. N 23-ЗСО "О земле" утратившей силу, к Администрации муниципального образования "Город Саратов" перешли права уполномоченного органа по договору N 175 от 10.04.2006 г. независимо от его переоформления в силу пункта 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ.
Данные выводы соответствуют правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010 N 301/10.
Судом апелляционной инстанции не может быть принят довод подателя жалобы о том, что поскольку в данном случае не происходит распоряжения земельным участком, Комитет является надлежащим истцом по взысканию платы за период, предшествующий 20.10.2009 г.
Суд первой инстанции верно отметил, что рассматриваемые правоотношения имеют сложный субъектный состав. Хозяйствующий субъект вступил в отношения по поводу получения земельного участка с государством в лице уполномоченного органа. На основании нормативного акта один уполномоченный орган в процессе реализации данных правоотношений был заменен другим. Произошла передача представительских полномочий, а не гражданских прав на землю.
Таким образом, правопреемство в материальном праве произошло в связи с принятием Закона Саратовской области от 07.10.2009 N 144-ЗСО, поскольку изменился распорядитель земель, государственная собственность на которые не разграничена. В силу закона Комитет выбыл из правоотношений; права уполномоченного органа по договору N 175 от 10.04.2006 г. перешли к Администрации муниципального образования "Город Саратов".
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что с передачей распорядительных функций к Администрации муниципального образования "Город Саратов", к ней перешло и право требования о взыскании задолженности за любые периоды, включая задолженность, возникшую до 20.10.2009 г..
Кроме того, согласно положению о Комитете по землепользованию и градостроительству Администрации МО "Город Саратов", утвержденного решением Саратовской городской Думы от 10.07.2009 г. N 42-492 (с изменениями от 07.07.2010 г.) комитет является отраслевым (функциональным) структурным подразделением администрации муниципального образования "Город Саратов", осуществляющим от имени Администрации муниципального образования "Город Саратов" решение вопросов местного значения в сфере использования земельных ресурсов и градостроительной деятельности.
В соответствии с вышеуказанным положением и Бюджетным кодексом РФ - Комитет по землепользованию и градостроительству Администрации МО "Город Саратов" осуществляет бюджетные полномочия главного администратора доходов, в том числе начисление, учет и контроль за правильностью исчислений, полнотой и своевременностью осуществления платежей, пеней и штрафов по ним, взыскание задолженности, принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней, штрафов, принятие решений о зачете (уточнении) платежей.
Зачисление и учет доходов в бюджет, в том числе от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности осуществляется в соответствии с положениями статьи 40 Бюджетного кодекса РФ, в частности вышеназванные доходы, в соответствии с пунктом 1 статьи 40 зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными настоящим Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями настоящего Кодекса, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством РФ.
На территории Саратовской области формирование бюджета осуществляет Управление Федерального казначейства по Саратовской области, которое в установленном законом порядке осуществляет распределение денежных средств в соответствии с бюджетной классификацией, а именно: 80 процентов доходов, получаемых от арендной платы, зачисляется в бюджеты городских округов по нормативам; 20 процентов доходов, получаемых от арендной платы, зачисляется бюджеты субъектов Российской Федерации.
Административным регламентом Федерального казначейства по исполнению государственной функции по формированию бюджетной отчетности предусмотрено, что непосредственно исполняющим государственную функцию по формированию бюджетной отчетности, является Федеральное казначейство, управления Федерального казначейства по субъектам РФ (далее - УФК). Федеральное казначейство и его территориальные органы взаимодействуют с главными распорядителями, распорядителями средств федерального бюджета, финансовыми органами субъектов РФ, органами управления государственными внебюджетными фондами.
Законом Саратовской области "Об областном бюджете на 2009 года" от 26.11.2008 г. в статье 3 утвержден перечень главных администраторы доходов областного бюджета и главные администраторы источников внутреннего финансирования дефицита областного бюджета на 2009 год., где согласно приложению N 2 Комитет по имуществу Саратовской области администрировал бюджетный код, указанный в строке N 3 - 1 1105010 04 0000 120 "Доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков".
Законом Саратовской области от 26.11.2009 N 181-ЗСО указанная выше строка исключена.
Законом Саратовской области "Об областном бюджете на 2010 год", принятым Саратовской областной Думой 25 ноября 2009 года, и Законом Саратовской области от 26.11.2010 г.. N 201 -ЗСО "Об областном бюджете на 2011 год", принятым Саратовской областной Думой 24 ноября 2010 года, код бюджетной классификации Комитета по управлению имуществом Саратовской области по статье "доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков", не предусмотрен.
Решением Саратовской городской Думы от 14.12.2009 года N 46-560 "О бюджете муниципального образования "Город Саратов" утвержден перечень главных администраторов доходов бюджета муниципального образования "Город Саратов" на 2010 год (Приложение 2) к настоящему решению, согласно которому на Комитет по земельным ресурсам муниципального образования "Город Саратов" и Решением Саратовской городской Думы от 16.12.2010 года N 58-706 "О бюджете муниципального образования "Город Саратов" утвержден перечень главных администраторов доходов бюджета муниципального образования "Город Саратов" на 2011 год (Приложение 2) к настоящему решению, согласно которому на Комитет по земельным ресурсам муниципального образования "Город Саратов" возложены полномочия главного администратора.
Следовательно, Комитет по землепользованию и градостроительству Администрации МО "Город Саратова" является главным администратором доходов по плате за спорный земельный участок.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что заявленные Комитетом требования удовлетворению не подлежат.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения спора обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями для отмены принятого решения.
Судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным. Апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом Саратовской области следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от "17" ноября 2011 по делу N А57-10332/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через Арбитражный суд Саратовской области.
Председательствующий |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
О.А. Дубровина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд первой инстанции верно отметил, что рассматриваемые правоотношения имеют сложный субъектный состав. Хозяйствующий субъект вступил в отношения по поводу получения земельного участка с государством в лице уполномоченного органа. На основании нормативного акта один уполномоченный орган в процессе реализации данных правоотношений был заменен другим. Произошла передача представительских полномочий, а не гражданских прав на землю.
Таким образом, правопреемство в материальном праве произошло в связи с принятием Закона Саратовской области от 07.10.2009 N 144-ЗСО, поскольку изменился распорядитель земель, государственная собственность на которые не разграничена. В силу закона Комитет выбыл из правоотношений; права уполномоченного органа по договору N 175 от 10.04.2006 г. перешли к Администрации муниципального образования "Город Саратов".
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что с передачей распорядительных функций к Администрации муниципального образования "Город Саратов", к ней перешло и право требования о взыскании задолженности за любые периоды, включая задолженность, возникшую до 20.10.2009 г..
Кроме того, согласно положению о Комитете по землепользованию и градостроительству Администрации МО "Город Саратов", утвержденного решением Саратовской городской Думы от 10.07.2009 г. N 42-492 (с изменениями от 07.07.2010 г.) комитет является отраслевым (функциональным) структурным подразделением администрации муниципального образования "Город Саратов", осуществляющим от имени Администрации муниципального образования "Город Саратов" решение вопросов местного значения в сфере использования земельных ресурсов и градостроительной деятельности.
В соответствии с вышеуказанным положением и Бюджетным кодексом РФ - Комитет по землепользованию и градостроительству Администрации МО "Город Саратов" осуществляет бюджетные полномочия главного администратора доходов, в том числе начисление, учет и контроль за правильностью исчислений, полнотой и своевременностью осуществления платежей, пеней и штрафов по ним, взыскание задолженности, принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней, штрафов, принятие решений о зачете (уточнении) платежей.
Зачисление и учет доходов в бюджет, в том числе от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности осуществляется в соответствии с положениями статьи 40 Бюджетного кодекса РФ, в частности вышеназванные доходы, в соответствии с пунктом 1 статьи 40 зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными настоящим Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями настоящего Кодекса, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством РФ."
Номер дела в первой инстанции: А57-10332/2011
Истец: Комитет по управлению имуществом Саратовской области
Ответчик: ОАО "Автотранспортное предприятие N 3"
Третье лицо: Администрация г. Саратова, Администрация МО "Город Саратов", Комитет по земельным ресурсам администрации г. Саратова, Комитет по землепользованию и градостроительству администрации МО "Город Саратов", Комитет по финансам администрации МО "Город Саратов", Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", ОАО МПП "Волгостальмонтаж", представитель ОАО "Автотранспортное предприятие N3" Хижняков В. Н., Управление Росресстра по Саратовской области, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Саратовской области
Хронология рассмотрения дела:
23.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8261/12
16.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8261/12
19.06.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8261/12
17.04.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-2339/12
20.01.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-185/12