г. Хабаровск |
|
16 января 2012 г. |
А04-5790/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 января 2012 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т. Д.
судей Сапрыкиной Е.И., Харьковской Е. Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О.О.
при участии в заседании:
от Благовещенского транспортного прокурора: представитель не явился;
от Открытого акционерного общества "Амурские коммунальные системы": представитель не явился
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Амурские коммунальные системы"
на решение от 15.11.2011
по делу N А04-5790/2011
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Курмачёвым Д.В.
по заявлению Благовещенского транспортного прокурора
к Открытому акционерному обществу "Амурские коммунальные системы"
о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
Благовещенский транспортный прокурор (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о привлечении Открытого акционерного общества "Амурские коммунальные системы" (далее - ОАО "Амурские коммунальные системы", общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проверки ОАО "Амурские коммунальные системы" установлено, что 19.08.2011 на пути общего пользования N 35 на железнодорожной станции Благовещенск, расположенной по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, ул. Станционная, 70 работниками ОАО "Амурские коммунальные системы" была осуществлена погрузочно-разгрузочную деятельность опасного груза - коагулянта оксихлорида алюминия, прибывшего в вагоне N 50127612 в адрес ОАО "Амурские коммунальные системы", в отсутствие специальной лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.
Решением суда первой инстанции от 15.11.2011 заявленные требования удовлетворены: ОАО "Амурские коммунальные системы" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 40 000 руб. без конфискации.
Не согласившись с судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, в связи с нарушением норм материального права и неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ОАО "Амурские коммунальные системы" указывает, что поскольку погрузо-разгрузочные работы при разгрузке опасного груза - коагулянта оксихлорида алюминия, прибывшего в вагоне N 50127612 в адрес ОАО "Амурские коммунальные системы", не являются основным видом деятельности для общества, названный груз необходим для производства технологического процесса очистки воды, поставляемой для нужд населения города, следовательно, у ОАО "Амурские коммунальные системы" нет необходимости получать специальную лицензию на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.
Благовещенский транспортный прокурор, ОАО "Амурские коммунальные системы", извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не принимали участия в заседании суда апелляционной инстанции.
Благовещенским транспортным прокурором представлен отзыв на апелляционную жалобу, а также заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие, которое на основании статьи 159 АПК РФ судом апелляционной инстанции удовлетворено.
В соответствии с положениями статьи 268 АПК РФ суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции находит, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Из материалов дела следует, что Открытое акционерное общество "Амурские коммунальные системы" зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной ИФНС России N 1 по Амурской области 28.08.2003, за основным государственным регистрационным номером 1032800063020, ИНН 2801091892. В состав общества входят филиалы, в том числе Амурводоканал (приложение к Уставу). В силу п. 2.8. Устава, общество несет ответственность за деятельность филиала.
Благовещенской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о лицензировании при осуществлении ОАО "Амурские коммунальные системы" погрузочно-разгрузочной деятельности при разгрузке опасного груза - коагулянт оксихлорида алюминия, прибывшего на железнодорожную станцию Благовещенск в адрес ОАО "Амурские коммунальные системы" 18.08.2011 в вагоне N 50127612, в ходе которой установлено, что выгрузка из вагона N 50127612 коагулянта оксихлорида алюминия производилась персоналом филиала ОАО "Амурские коммунальные системы" - Амурводоканал, в отсутствие специальной лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.
26.09.2011 Благовещенским транспортным прокурором вынесено постановление о возбуждении в отношении ОАО "Амурские коммунальные системы" дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Материалы административного производства направлены транспортным прокурором в арбитражный суд для привлечения общества к административной ответственности.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из факта совершения ОАО "Амурские коммунальные системы" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, наличия вины в его совершении, а также соблюдения административным органом срока и процедуры привлечения общества к административной ответственности.
Между тем, суд первой инстанции не учел следующее.
Действительно, частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Лицензирование отдельных видов деятельности регулируется Федеральным законом Российской Федерации от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", в соответствии со статьей 2 которого лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.
Подпунктами 12, 27 пункта 1 статьи 12 названного Федерального закона предусмотрено, что лицензированию подлежат, в том числе эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов, а также погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.
Положение о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности на железнодорожном транспорте, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.2006 N 134, определяет порядок лицензирования погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также лицензионные требования и лицензионные условия, предъявляемые к лицензиату при осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности с опасными грузами (пункты 1, 4, 5 Положения).
Анализ норм, содержащихся в названных нормативных правовых актах, позволяет сделать вывод о том, что предусмотренное в них требование о необходимости иметь лицензию на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте распространяется на тех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, для которых такая деятельность является основной.
Из Устава ОАО "Амурские коммунальные системы" усматривается, что основной целью общества является получение прибыли путем осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом, в том числе оказание услуг по канализации стоков, удалению отходов и санитарной обработке, водоснабжению, сбору, очистке и распределению воды, а также другие виды деятельности (пункты 3.1., 3.2. Устава).
Судом апелляционной инстанции установлено, что ОАО "Амурские коммунальные системы" имеет лицензию N ВП-72-000300 (ЖКН) от 17.09.2010 со сроком действия до 17.09.2015, выданную Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов.
В соответствии с названной лицензией эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов включает в себя использование воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых веществ; хранение воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых веществ; транспортирование воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых веществ; использование (эксплуатация) оборудования, работающего под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия.
Судом апелляционной инстанции также установлено, что 18.08.2011 на железнодорожную станцию Благовещенск в адрес ОАО "Амурские коммунальные системы" прибыл вагон N 50127612 с грузом - коагулянт оксихлорида алюминия (письмо ОАО "РЖД" от 16.09.2011 N 31), выгрузка из вагона N 50127612 коагулянта оксихлорида алюминия производилась персоналом филиала ОАО "Амурские коммунальные системы" -Амурводоканал, погрузочно-разгрузочные работы осуществлялись в присутствии лица, ответственного за транспортирование опасных веществ - начальника отдела материально-технического снабжения Остапенко Ю.А. (письмо ОАО "Амурские коммунальные системы" от 21.09.2011 N 07-3014; копия удостоверения Остапенко Ю.А. N 72-08-0009-01, выданного Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору 22.02.2008, срок действия до 22.02.2013).
Из объяснения от 26.09.2011 б/н, отзыва от 24.10.2011 N 101-07-УПВ усматривается, что прием (разгрузка) опасных грузов не является для ОАО "Амурские коммунальные системы" отдельным видом деятельности, а представляет собой неотъемлемую часть (элемент) основной деятельности, на которую у общества имеется соответствующая лицензия. Коагулянт оксихлорида алюминия - водный раствор обществу поставляется редко, носит сезонный характер, необходим как неотъемлемая часть технологического процесса для очистки воды, поставляемой для нужд населения города.
Оценив в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ исследованные в судебном заседании представленные в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, осуществленная ОАО "Амурские коммунальные системы" 18.08.2011 при разгрузке вагона N 50127612 с грузом - коагулянт оксихлорида алюминия, не является отдельным видом деятельности общества, а представляет собой неотъемлемую часть производственно-технологического процесса, то есть является составной частью осуществляемой обществом деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, на которую у ОАО "Амурские коммунальные системы" имеется лицензия N ВП-72-000300 (ЖКН) от 17.09.2010 со сроком действия до 17.09.2015. Следовательно, вывод суда первой инстанции о том, что обществу в данном случае необходимо дополнительно иметь лицензию на погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, является ошибочным.
Таким образом, суд апелляционной инстанции находит, что в удовлетворении заявления Благовещенскому транспортному прокурору о привлечении ОАО "Амурские коммунальные системы" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, следует отказать.
С учетом изложенного, апелляционная жалоба общества подлежит удовлетворению, а решение суда первой инстанции - отмене.
Руководствуясь частью 4.1 статьи 206, статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 15.11.2011 по делу N А04-5790/2011 отменить.
Благовещенскому транспортному прокурору в удовлетворении требований о привлечении Открытого акционерного общества "Амурские коммунальные системы" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Т.Д. Пескова |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Положение о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности на железнодорожном транспорте, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.2006 N 134, определяет порядок лицензирования погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также лицензионные требования и лицензионные условия, предъявляемые к лицензиату при осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности с опасными грузами (пункты 1, 4, 5 Положения).
...
Оценив в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ исследованные в судебном заседании представленные в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, осуществленная ОАО "Амурские коммунальные системы" 18.08.2011 при разгрузке вагона N 50127612 с грузом - коагулянт оксихлорида алюминия, не является отдельным видом деятельности общества, а представляет собой неотъемлемую часть производственно-технологического процесса, то есть является составной частью осуществляемой обществом деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, на которую у ОАО "Амурские коммунальные системы" имеется лицензия N ВП-72-000300 (ЖКН) от 17.09.2010 со сроком действия до 17.09.2015. Следовательно, вывод суда первой инстанции о том, что обществу в данном случае необходимо дополнительно иметь лицензию на погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, является ошибочным.
Таким образом, суд апелляционной инстанции находит, что в удовлетворении заявления Благовещенскому транспортному прокурору о привлечении ОАО "Амурские коммунальные системы" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, следует отказать."
Номер дела в первой инстанции: А04-5790/2011
Истец: Благовещенский транспортный прокурор
Ответчик: ОАО "Амурские коммунальные системы"
Хронология рассмотрения дела:
02.10.2012 Постановление Президиума ВАС РФ N 5129/12
02.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5129/12
10.05.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5129/12
16.04.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5129/12
16.01.2012 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-5850/11