г. Самара |
|
17 января 2012 г. |
Дело N А65-16458/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 января 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Юдкина А.А., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Оразовой Ж.К., с участием:
от муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Акзегитовская средняя общеобразовательная школа Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан" - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
от отдела государственного пожарного надзора по Зеленодольскому району УПН ГУ МЧС России по Республике Татарстан - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от третьих лиц: исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
министерства образования и науки Республики Татарстан - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 16 января 2012 года апелляционную жалобу муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Акзегитовская средняя общеобразовательная школа Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 октября 2010 года по делу N А65-16458/2011, судья Хамитов З.Н., принятое по заявлению муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Акзегитовская средняя общеобразовательная школа Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан", ИНН 1620004857, ОГРН 1021606755499, Республика Татарстан, Зеленодольский район, с.Акзегитово, к отделу государственного пожарного надзора по Зеленодольскому району УПН ГУ МЧС России по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г.Зеленодольск, третьи лица: исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района, Республика Татарстан, г.Зеленодольск, министерство образования и науки Республики Татарстан, г.Казань,
о признании незаконным и отмене постановления от 07 июня 2011 года N 0326-2011-0572 по делу об административном правонарушении по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Акзегитовская средняя общеобразовательная школа Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан" (далее - МОУ "Акзегитовская СОШ ЗМР РТ", школа, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления отдела государственного пожарного надзора по Зеленодольскому району УПН ГУ МЧС России по Республике Татарстан (далее - ОГПН по Зеленодольскому району, административный орган) от 07 июня 2011 года N 0326-2011-0572 по делу об административном правонарушении, которым заявитель привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за нарушение требований пожарной безопасности.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района, министерство образования и науки Республики Татарстан.
Решением суда от 11 октября 2011 года в удовлетворении заявленных требований МОУ "Акзегитовская СОШ ЗМР РТ" отказано на том основании, что факт административного правонарушения подтвержден материалами дела, вина школы в его совершении доказана, порядок привлечения к административной ответственности не нарушен, основания для признания правонарушения малозначительным отсутствуют.
В апелляционной жалобе МОУ "Акзегитовская СОШ ЗМР РТ" просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, оспариваемое постановление признать незаконным и отменить, ссылаясь на отсутствие в ее действиях вменяемого состава административного правонарушения, отсутствие финансовых средств, неоправданно карательный характер назначенного наказания.
Отзыв на апелляционную жалобу ОГПН по Зеленодольскому району не представил, что в соответствии с ч.1 ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 24 июня 2011 года административным органом было выявлено, что на объекте МОУ "Акзегитовская СОШ ЗМР РТ", расположенном по адресу: Республика Татарстан, Зеленодольский район, с.Акзегитово, ул.Центральная, д.7, заявителем допущены нарушения в области противопожарной безопасности. Установлено, что дверь в электрощитовой не противопожарная, с пределом огнестойкости менее Е130 (6.8.19 СНиП 2.13130); дверь, отделяющая пищеблок от других помещений школы, выполнена не противопожарной 2-го типа (Е130) (п.п.2,3 ст.88 ФЗ-N 123); дверь, отделяющая спортивный зал от школы, не противопожарная, с пределом огнестойкости менее Е160 (п.п.2, 3, ст.8 ФЗ-N 123); имеются неисправности электроприемников (п.4 ст.82 Федерального закона N 123-ФЗ); на путях эвакуации отсутствует эвакуационное освещение (п.7.62 СНиП 23-05-95).
По данному факту административным органом были составлены акт проверки от 24 июня 2011 года, протокол N 0326-2011-0572 об административном правонарушении от 24 июня 2011 года в отношении заявителя.
На основании материалов проверки административным органом 07 июня 2011 года было вынесено постановление N 0326-2011-0572 о назначении МОУ "Акзегитовская СОШ ЗМР РТ" административного наказания, предусмотренногоч.1 ст.20.4 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Частью 1 статьи 20.4 КоАП предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3-8 настоящей статьи, в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В силу ст.37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
Согласно ч.1 ст.38 Федерального закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и их должностными лицами, установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18 июня 2003 года N 313; Строительных нормах и правилах "Пожарная безопасность зданий и сооружений" (СНиП 21-01-97), утвержденных постановлением Минстроя России от 13 февраля 1997 года N 18-7; Нормах пожарной безопасности "Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования" (НПБ 88-2001), утвержденных приказом ГУГПС МВД России от 04 июня 2001 года N 31.
В соответствии с п.2,3 ст.88 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пределы огнестойкости и типы строительных конструкций, выполняющих функции противопожарных преград, соответствующие им типы заполнения проемов и тамбур-шлюзов приведены в таблице 23 приложения к настоящему Федеральному закону.
Пределы огнестойкости для соответствующих типов заполнения проемов в противопожарных преградах приведены в таблице 24 приложения к настоящему Федеральному закону.
Исходя из п.4 ст.82 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" линии электроснабжения помещений зданий, сооружений и строений должны иметь устройства защитного отключения, предотвращающие возникновение пожара при неисправности электроприемников. Правила установки и параметры устройств защитного отключения должны учитывать требования пожарной безопасности, установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу п.7.62 Свода правил СП 52.13330.2011 "СНиП 23-05-95*. Естественное и искусственное освещение", утвержденного приказом Министерства регионального развития РФ от 27 декабря 2010 года N 783, во внутренней зоне минимально допустимые величины средней яркости дорожного покрытия внутренней зоны тоннеля должны соответствовать данным таблицы 23.
Факт правонарушения подтверждается актом проверки от 24 июня 2011 года, протоколом N 0326-2011-0572 об административном правонарушении 24 июня 2011 года и иными материалами проверки.
Ответственность за нарушение требований ППБ 01-03, СНиП установлена ст.20.4 КоАП РФ, ответственность же за неисполнение выданного предписания уполномоченного органа об устранении выявленного нарушения предусмотрена ст.19.5 КоАП РФ.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что заявителем были приняты все зависящие от него меры по недопущению выявленных правонарушений, в материалы дела не представлено.
Основания для применения в данном случае минимальной меры наказания, предусмотренной ч.1 ст.20.4 КоАПФ, в виде предупреждения в данном случае отсутствуют в связи с большим количеством существенных нарушений, представляющих повышенную опасность и способность причинить вред жизни и здоровью детей.
Статьей 2.9 КоАП РФ установлено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснено в п.18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Оснований для признания административного правонарушения, совершенного заявителем, малозначительным в данном случае суд первой инстанции правомерно не усмотрел, поскольку нарушения требований пожарной безопасности, допущенные МОУ "Акзегитовская СОШ ЗМР РТ", представляют существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в сфере пожарной безопасности, а также жизни и здоровью людей, находящихся в указанном помещении, а также сохранности имущества.
Административным органом при назначении административного наказания учтены характер правонарушения, финансовое положение заявителя и иные обстоятельства дела.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, установленного КоАП РФ, которые могли бы повлечь признание постановления о назначении административного наказания незаконным, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении не установлено.
Подлежит отклонению ссылка заявителя на ч.4 ст.4 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", согласно которой на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.
В данном случае выявленные административным органом нарушения свидетельствуют об угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара, в связи с чем требования Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" подлежат соблюдению заявителем. В противном случае возникнет угроза жизни и здоровью учащихся и сотрудников школы при наступлении пожароопасной ситуации.
Доводы апелляционной жалобы о неоправданно строгом наказании, назначенном заявителю, не принимаются, поскольку штраф наложен в минимальном размере, предусмотренном санкцией. Оснований для назначения наказания в виде предупреждения не усматривается в связи со значительным количеством допущенных заявителем нарушений требований пожарной безопасности.
Доводы заявителя о необходимости больших финансовых средств, которые у него отсутствуют, отклоняются. Как видно из материалов дела, заявителем не предприняты все зависящие от него меры для получения соответствующего финансирования в целях соблюдения требований пожарной безопасности. Представленное с апелляционной жалобой письмо об отсутствии лимитов для выполнения предписания по противопожарным мероприятиям не свидетельствует об отсутствии у заявителя обязанности по принятию мер по обеспечению соблюдения установленных законодательством требований пожарной безопасности.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда по основаниям, предусмотренным статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 11 октября 2011 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
В соответствии с ч.4 ст.208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявлений об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и обжалование решений суда по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 октября 2011 года по делу N А65-16458/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Акзегитовская средняя общеобразовательная школа Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г.Филиппова |
Судьи |
А.А.Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как разъяснено в п.18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
...
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, установленного КоАП РФ, которые могли бы повлечь признание постановления о назначении административного наказания незаконным, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении не установлено.
Подлежит отклонению ссылка заявителя на ч.4 ст.4 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", согласно которой на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.
В данном случае выявленные административным органом нарушения свидетельствуют об угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара, в связи с чем требования Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" подлежат соблюдению заявителем. В противном случае возникнет угроза жизни и здоровью учащихся и сотрудников школы при наступлении пожароопасной ситуации."
Номер дела в первой инстанции: А65-16458/2011
Истец: МОУ "Акзегитовская СОШ ЗМР РТ", Зеленодольский район, с. Акзегитово
Ответчик: ОГПН по Зеленодольскому району УПН ГУ МЧС России по РТ, г. Зеленодольск
Третье лицо: Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района, г. Зеленодольск, Министерство образования и науки Республики Татарстан, г. Казань, Управление Государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по РТ, г. Казань