г. Киров |
|
12 января 2012 г. |
Дело N А29-5029/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 января 2012 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Ившиной Г.Г., Хоровой Т.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Четверговым Д.С.,
при участии в судебном заседании:
представителя ответчика Киселева В.И., действующего на основании доверенности от 01.03.2011,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 24.10.2011 по делу N А29-5029/2011, принятое судом в составе судьи Махмутова Н.Ш.
по заявлению открытого акционерного общества "Северные магистральные нефтепроводы" (ОГРН 1021100730353, Республика Коми, г. Ухта, проспект А.И. Зерюнова, д. 2/1)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми (Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 131),
о признании незаконным бездействия,
установил:
открытое акционерное общество "Северные магистральные нефтепроводы" (далее - заявитель, Общество, ОАО "Северные магистральные нефтепроводы") обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми (далее - ответчик, Управление) о признании незаконным бездействия Управление, выразившегося в непринятии в установленный срок решения о предоставлении в собственность заявителю земельного участка площадью 454996 кв.м. с кадастровым номером 11:20:0201001:2637, находящегося по адресу Республика Коми, г.Ухта, юго-восточная часть кадастрового квартала, для эксплуатации НПС "Ухта-1" МН "Ухта-Ярославль" и возложении на ответчика обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о предоставлении Обществу в собственность указанного земельного участка, подготовить и направить ОАО "Северные магистральные нефтепроводы" проект договора купли-продажи указанного участка.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 24.10.2011 заявленные требования удовлетворены.
Управление с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. В апелляционной жалобе ответчик указывает, что Управление не имело полномочий на принятие решения о предоставлении в собственность Общества спорного земельного участка; в материалах дела отсутствуют выписки из ЕГРП на объекты недвижимости, расположенные на спорном земельном участке.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу не соглашается с доводами апелляционной жалобы.
Заявитель о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя заявителя.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 22.07.2009 ОАО "Северные магистральные нефтепроводы" направило в Управление заявление, в котором просило предоставить в собственность Общества земельный участок, находящийся в государственной собственности, площадью 454996 кв.м., кадастровый номер 11:20:0201001:2637, местоположение: Республика Коми, г.Ухта, юго-восточная часть кадастрового квартала (далее - спорный земельный участок), путем выкупа для размещения НПС "Ухта-1" Магистрального Нефтепровода "Ухта-Ярославль" (л.д. 90). 06.08.2009, 21.04.2010, 02.11.2010, 11.03.2011, 17.03.2011, 19.04.2010 ОАО "Северные магистральные нефтепроводы" направляло в Управление дополнительные документы и разъяснения к указанному заявлению (л.д.93-102).
На указанном в заявлении земельном участке находится 44 объекта недвижимого имущества, принадлежащих заявителю на праве собственности (л.д.36-79).
Из кадастрового паспорта от 06.04.2011 N 1120/201/11-642 следует, что спорный земельный участок имеет целевое использование - "для эксплуатации НПС "Ухта-1" МН "Ухта-Ярославль" (л.д. 26-35).
17.08.2010 между Управлением (арендодатель) и ОАО "Северные магистральные нефтепроводы" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности (л.д. 80-83). По условиям данного договора арендодатель предоставляет, а арендатор принимает во временное владение и пользование, земельный участок федеральной собственности на территории муниципального образования городского округа "Ухта", на землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, общей площадью 454996 кв.м., с кадастровым номером 11:20:0201001:2537, разрешенное использование: для эксплуатации НПС "Ухта-1" (пункт 1); на участке расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся в собственности ОАО "Северные магистральные нефтепроводы", указанные в приложении N 2 к договору ("Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности ОАО "Северные магистральные нефтепроводы", расположенных на земельном участке с кадастровым номером 11:20:0201001:2637" - всего 44 объекта) (пункт 2.1); срок аренды устанавливается с 18.12.2009 по 25.12.2058 (пункт 3.1).
03.05.2011 ответчик направил в адрес Общества письмо, из которого следует, что по результатам рассмотрения представленных заявителем документов по продаже спорного земельного участка, Управление направило соответствующие материалы на согласование в Росимущество (л.д. 87-89).
06.07.2011 ОАО "Северные магистральные нефтепроводы" обратилось в арбитражный суд с требованием о признании незаконным бездействия Управления по принятию решения о предоставлении в собственность Общества спорного земельного участка и возложении на ответчика обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Суд первой инстанции, установив, что Управление допустило бездействие, которое нарушает права и законные интересы Общества, связанные с реализацией им права на приобретение земельного участка, занятого принадлежащими ему объектами недвижимости, заявленные требования удовлетворил.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя ответчика, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу положений, закрепленных в части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178 "О приватизации государственного и муниципального имущества" собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Согласно пункту 3 статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Из пункта 3 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что собственник здания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу. В случае, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, применяются правила, установленные пунктом 1 статьи 36 настоящего Кодекса.
Согласно пунктам 1, 5, 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами (пункт 1). Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (пункт 5). В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6).
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 30.10.2007 года N 370, действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений.
Согласно пунктам 1, 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений (пункт 1). Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4).
В соответствии с пунктами 5.6, подпунктами 5.36.1 - 5.36.5 пункта 5.36, пунктом 5.39 указанного Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество (пункт 5.6); при продаже находящихся в федеральной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков: принимает решение о проведении торгов в форме аукциона или направляет в установленном порядке в Министерство экономического развития Российской Федерации для внесения в Правительство Российской Федерации предложения о проведении торгов в форме конкурса и об условиях конкурса; определяет на основании отчета независимого оценщика, составленного в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, начальную цену земельного участка или начальный размер арендной платы, величину их повышения ("шаг аукциона") при проведении аукциона, открытого по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы, а также размер задатка; определяет существенные условия договоров купли-продажи земельных участков, заключаемых по результатам аукциона; выступает организатором торгов при продаже находящихся в федеральной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, а также осуществляет продажу земельных участков без проведения торгов в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации; заключает договоры аренды и купли-продажи земельных участков по результатам торгов (подпункты 5.36.1-5.36.5 пункта 5.36); принимает решение о приватизации земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, приобретенные в собственность юридическими и физическими лицами, в случае приобретения объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности (пункт 5.39).
Из пунктов 4.1, 4.6 Типового положения о Территориальном органе Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом, утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374 следует, что территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества, в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (пункт 4.1.); заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество (пункт 4.6).
В соответствии с пунктами 4.1, 4.6 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 N 278, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества, в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (пункт 4.1.); заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество (пункт 4.6).
Таким образом, Управление вправе самостоятельно принять решение о продаже спорного земельного участка, осуществляя от имени государства права собственника по владению, пользованию и распоряжению данным имуществом.
Материалами дела подтверждено, что на спорном земельном участке находится 44 объекта недвижимого имущества, принадлежащих Обществу на праве собственности. Указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет и имеет целевое использование - "для эксплуатации НПС "Ухта-1" МН "Ухта-Ярославль". В материалах дела не имеется доказательств того, что на данном участке расположены еще какие-либо объекты недвижимости.
Из материалов дела следует, что Общество представило в Управление все документы, необходимые для реализации исключительного права, предусмотренного пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации на приватизацию спорного земельного участка. Однако Управление в срок, установленный пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, не приняло решения о предоставлении спорного земельного участка в собственность Общества и не направило в его адрес проект договора купли-продажи указанного земельного участка. Следовательно, ответчик допустил незаконное бездействие, нарушающее права и законные интересы заявителя, связанные с приобретением в собственность спорного земельного участка.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции имел основания для удовлетворения заявленных требований.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что Управление не имело полномочий на принятие решения о предоставлении в собственность Общества спорного земельного участка, были исследованы судом первой инстанции и обоснованно им отклонены, у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для переоценки соответствующих выводов суда первой инстанции.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что в материалах дела отсутствуют выписки из ЕГРП на объекты недвижимости, расположенные на спорном земельном участке, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку из материалов дела следует, что указанные выписки были представлены Обществом в Управление письмом от 06.08.2009 N 21-61/14539 (л.д. 93-94) и письмом от 17.03.2011 N 36-33/4495 (л.д. 100-101).
На основании изложенного решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос по уплате государственной пошлины судом апелляционной инстанции в силу положений подпункта 1.1 пункта 1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации не рассматривался.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Коми от 24.10.2011 по делу N А29-5029/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Г.Г. Буторина |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пунктам 1, 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений (пункт 1). Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4).
...
Из материалов дела следует, что Общество представило в Управление все документы, необходимые для реализации исключительного права, предусмотренного пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации на приватизацию спорного земельного участка. Однако Управление в срок, установленный пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, не приняло решения о предоставлении спорного земельного участка в собственность Общества и не направило в его адрес проект договора купли-продажи указанного земельного участка. Следовательно, ответчик допустил незаконное бездействие, нарушающее права и законные интересы заявителя, связанные с приобретением в собственность спорного земельного участка."
Номер дела в первой инстанции: А29-5029/2011
Истец: ОАО Северные магистральные нефтепроводы
Ответчик: Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми
Хронология рассмотрения дела:
03.06.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-8145/13
19.12.2012 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-7939/12
14.06.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6705/12
21.05.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6705/12
10.04.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-1155/12
12.01.2012 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-7750/11
24.10.2011 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-5029/11
24.10.2011 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-5029/11