Реализация положений Федерального закона от 26.04.2007
N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс..."
в главе 24.1 БК РФ
Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" внесены изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - БК РФ) и отдельные законодательные акты Российской Федерации. Предлагаю рассмотреть основные изменения, внесенные федеральным законодателем в гл. 24.1 БК РФ в части исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета.
Следует отметить, что внесенные изменения конкретизировали полномочия как взыскателя, его представителя, должника, судов, выдающих решения о взыскании бюджетных средств по денежным обязательствам бюджетных учреждений, так и органов, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений, по месту открытия должнику как получателю бюджетных средств лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей деятельности, при осуществлении контроля за исполнением должниками судебных актов.
Начнем со статьи 242.1 БК РФ, устанавливающей общие положения по исполнению судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Пункт 2 дополняется положениями в части удостоверений полномочий представителя согласно статьям 185 Гражданского кодекса РФ, 53 Гражданского процессуального кодекса РФ и судебного акта, на основании которого выдается дубликат исполнительного документа в соответствии со статьями 430 Гражданского процессуального кодекса РФ и 323 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
"Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя.
Дубликат исполнительного листа направляется на исполнение вместе с надлежащим образом заверенной судом копией определения суда о его выдаче".
Вводится новый пункт 3.1, определяющий основания возвращения исполнительного документа в суд. Ими являются:
- "представление судом заявления (либо судебного акта) об отзыве исполнительного документа;
- представление должником, либо взыскателем, либо судом документа, отменяющего судебный акт, подлежащий исполнению;
- невозможность осуществить возврат документов, поступивших на исполнение, взыскателю.
В случае возврата в суд исполнительных документов по указанным в абзацах втором и третьем настоящего пункта основаниям взыскателю направляется уведомление с приложением всех поступивших от него документов".
При этом мы видим, что федеральный законодатель предусматривает:
- возможность отзывать исполнительный документ с исполнения не только самим взыскателем, но и по инициативе суда;
- в случае отмены судебного акта, на основании которого выдается исполнительный документ, возникает необходимость его возврата только в суд, а не взыскателю;
- устранение невозможности реализации оснований, указанных в пункте 3, например, при нарушении установленного законодательством РФ срока предъявления исполнительного документа, в случае неверно указанного адреса взыскателя в заявлении или иного обстоятельства, препятствующего осуществлению возврата документов взыскателю;
- перечень документов, подлежащих возврату суду и (или) взыскателю по основаниям, указанным в п. 3.1.
В статье 242.3 БК РФ делается акцент на приостановлении операций на всех лицевых счетах должника, а также возможность приостановления операций на лицевых счетах не только должника, но и его структурных подразделений, открытых в данном органе Федерального казначейства.
Данная норма вводится в целях необходимости своевременного и надлежащего исполнения требований исполнительного документа, поступившего в орган Федерального казначейства.
И наконец, регламентация федеральным законодателем (пункт 9) основания, при котором приостановление операций на лицевых счетах должника подлежит возобновлению.
Так, при поступлении заявления взыскателя об отзыве исполнительного документа в орган Федерального казначейства в период приостановления операций по расходованию средств на лицевых счетах должника (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) указанный орган уведомляет должника об отмене приостановления операций по лицевым счетам должника, а исполнительный документ возвращает взыскателю в порядке, определенном абзацами первым и вторым указанного пункта.
Таким образом, у органа Федерального казначейства впервые появилась обязанность уведомлять должника о возобновлении операций по его лицевым счетам в связи с отзывом исполнительного документа взыскателем.
В статьях 242.4 и 242.5 БК РФ имеются изменения, аналогичные тем, что внесены в ст. 242.3 БК РФ, в связи с чем не представляется целесообразным их индивидуальное рассмотрение.
Вместе с тем следует отметить и то, что в рассмотренных выше статьях БК РФ, по мнению автора, имеются некоторые редакционные неточности, допущенные внесенными изменениями.
Так, например, в ст. 242.1 БК РФ при установлении в отдельном п. 3.1, предусматривающем основания для возврата в суд исполнительных документов, в части инициативы суда об отзыве исполнительного документа, из пункта 3 не исключена возможность суда осуществить возврат исполнительного документа взыскателю. В связи с чем основания пунктов 3 и 3.1 ст. 242.1 БК РФ дублируются, а адресаты - разные.
Статья 242.3 БК РФ (пункт 2) при ссылке на основания, изложенные в п. 3 ст. 242.1 БК РФ, предусматривающие основания для возвращения исполнительных документов, ошибочно дополнена ссылкой на п. 4 ст. 242.1 БК РФ, который в свою очередь не содержит никаких оснований для возврата исполнительных документов взыскателю, а лишь определяет возможность взыскателя повторно предъявлять к исполнению возвращенный ему исполнительный документ в пределах срока, исчисляемого в соответствии с законодательством РФ.
В целом исходя из внесенных поправок в указанные статьи остается надеяться на то, что они будут способствовать стимулированию получателей бюджетных средств, являющихся должниками по судебным актам, к надлежащему и своевременному исполнению судебных актов, а федеральный законодатель в свою очередь и в дальнейшем будет совершенствовать процесс исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам бюджетных учреждений.
Н.О. Кузнецова,
заместитель начальника Отдела методического
обеспечения бюджетных полномочий Федерального
казначейства по исполнению федерального бюджета
Управления совершенствования функциональной
деятельности
"Советник бухгалтера бюджетной сферы", N 9, сентябрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Советник бухгалтера бюджетной сферы"
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-24680 от 15.06.2006 г.
Журнал "Советник бухгалтера социальной сферы" зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций - свидетельство о регистрации ПИ N 77-11509 от 28.12.2001 г.
СМИ перерегистрировано в связи с изменением названия; в свидетельство о регистрации внесены уточнения в связи с изменением адреса редакции и юридического адреса учредителя 15 июня 2006 г.
Юридический и почтовый адрес редакции: 117997, Москва, Люсиновская ул., 51, оф. 584
Отдел подписки и распространения: (495) 258-00-27, (499) 236-33-89, 237-77-95