Комментарий к письму Минфина России
от 22.05.2007 N 03-03-06/1/286
Каждая фирма заинтересована продать свой товар как можно быстрее. Для этого компании пускаются на различные ухищрения. Например, договариваются с розничными продавцами о том, чтобы товар располагался в самом выгодном для продаж месте. Но подобная услуга, как правило, является платной. Об учете этих и других рекламных расходов и пойдет речь.
Реклама - двигатель торговли
Прежде всего несколько слов о рекламных расходах как таковых. Открытый перечень этих затрат есть в пункте 4 статьи 264 Налогового кодекса.
К ним, в частности, относят затраты на рекламу в средствах массовой информации (например, размещение объявлений в газетах, журналах на телевидении), на размещение наружной рекламы, расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях и т.д.
В бухгалтерском учете расходы на рекламу отражают в составе затрат по обычным видам деятельности. Причем это делают в полном объеме. В налоговом учете такие затраты учитывают в составе прочих расходов. Правда, некоторые из них отражают в налоговой себестоимости лишь в пределах норм. Затраты на рекламу, которые превышают норму, облагаемую прибыль фирмы не уменьшают.
Нормативы, в пределах которых такие затраты учитываются при налогообложении прибыли, приведены в таблице:
Виды рекламных расходов | Норма расходов |
Реклама через средства массовой информации (объявления в печати, по радио, телевидению) и телекоммуникационные сети |
Не нормируют |
Световая и наружная реклама, включая изготовление рекламных стендов и щитов |
Не нормируют |
Затраты на участие в выставках, ярмарках и экспозициях | Не нормируют |
Затраты на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов |
Не нормируют |
Затраты на изготовление рекламных брошюр и каталогов, в которых содержится информация о фирме, товарных знаках, а также товарах (работах, услугах), которые она реализует |
Не нормируют |
Затраты на уценку товаров, потерявших свои качества при экспонировании | Не нормируют |
Затраты на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей во время проведения массовых рекламных кампаний |
Не более 1% выручки от реализации (без НДС) |
Иные виды рекламы (например, затраты на разработку и распространение рекламных писем, открыток, этикеток, фирменных пакетов и т.п.) |
Не более 1% выручки от реализации (без НДС) |
Как отразить рекламные расходы в налоговом учете, покажет пример.
Пример
За I полугодие отчетного года расходы ЗАО "Актив" на телевизионную рекламу составили 118 000 руб. (в т.ч. НДС - 18 000 руб.). Кроме того, фирма купила призы для победителей рекламной кампании. На это потратили 354 000 руб. (в т.ч. НДС - 54 000 руб.). Выручка "Актива" от продажи продукции за I полугодие составила 4 130 000 руб. (в т.ч. НДС - 630 000 руб.).
В бухгалтерском учете всю сумму затрат по рекламе отражают в составе расходов по обычным видам деятельности. Она составит:
118 000 руб. - 18 000 руб. + 354 000 руб. - 54 000 руб. = 400 000 руб.
В налоговом учете затраты на телерекламу включаются в состав прочих расходов полностью.
Затраты на покупку призов включают в состав прочих расходов в пределах 1 процента выручки. Эта сумма составит:
(4 130 000 руб. - 630 000 руб.) х 1% = 35 000 руб.
Оставшуюся сумму затрат на покупку призов в составе прочих расходов не учитывают. Облагаемую прибыль фирмы она не уменьшает. Эта сумма составит:
354 000 руб. - 54 000 руб. - 35 000 руб. = 265 000 руб.
По итогам I полугодия "Актив" может учесть при налогообложении прибыли затраты на рекламу в сумме:
118 000 руб. - 18 000 руб. + 35 000 руб. = 135 000 руб.
Обратите внимание: сумму НДС по сверхнормативным рекламным расходам к налоговому вычету не принимают. Кроме того, она не уменьшает и облагаемую прибыль фирмы.
Спецразмещение товара
По договоренности между поставщиком-оптовиком и розничным продавцом товар может быть расположен в торговом зале в каком-либо заранее оговоренном месте. За это поставщик выплачивает розничному покупателю ту или иную премию. Обычно налоговые инспекторы считают, что такие расходы учесть при налогообложении прибыли нельзя. Об этом, например, сказано в письмах Управления ФНС России по г. Москве от 04.05.2006 N 20-12/36664, от 02.05.2006 N 20-12/35862 и т.д. Основной аргумент налоговой службы: право собственности на товар перешло к розничной фирме. Получается, что оптовик тратит деньги на продвижение не своего, а уже чужого товара. Следовательно, такие затраты признать экономически обоснованными нельзя. Таким образом, отразить их в налоговых затратах можно лишь в одном случае: если поставщик передает товар на комиссию и право собственности на него к покупателю не переходит.
Ранее и Минфин придерживался похожей точки зрения. Но опубликованное письмо свидетельствует о том, что финансисты решили "сменить гнев на милость". Они поставили во главу угла лишь порядок документального оформления подобных услуг. Как следует из текста документа, возможны три варианта. Обязанность розничного покупателя разместить товар в том или ином месте может быть:
- договором купли-продажи не закреплена;
- оговорена в договоре купли-продажи;
- оформлена отдельным договором на оказание услуг.
В первом случае расходы на размещение не учитывают при налогообложении прибыли. Минфин не считает их обоснованными. Во втором случае между сторонами заключено смешанное соглашение. Это как договор купли-продажи, так и договор на оказание услуг по размещению. Следовательно, обязанность розничного продавца разместить товар там, где укажет поставщик, документально закреплена. В этой ситуации такие расходы можно учесть как рекламные. В третьем случае их отражают в налоговой себестоимости по таким же основаниям.
Если фирма вправе отразить данные расходы как рекламные, их нужно нормировать. Об этом также сказано в опубликованном письме. В налоговую себестоимость их включают в пределах 1 процента полученной выручки (без НДС).
"Консультант. Комментарии к документам для бухгалтера", N 16, август 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант. Комментарии к документам для бухгалтера"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.