г. Вологда |
|
30 января 2012 г. |
Дело N А66-4717/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2012 года.
В полном объеме постановление изготовлено 30 января 2012 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Мурахиной Н.В. и Смирнова В.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
при участии от общества Львова Г.М. по доверенности от 30.12.2011, от Управления Посоховой Л.В. по доверенности от 23.01.2012, Броженец О.Г. по доверенности от 11.01.2012, Иванова С.Е. по доверенности от 10.01.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Тверьоблгаз" на решение Арбитражного суда Тверской области от 08 сентября 2011 года по делу N А66-4717/2011 (судья Перкина В.В.),
установил
открытое акционерное общество "Тверьоблгаз" (ОГРН 1026900564129, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее - Управление, антимонопольный орган) о признании недействительными решения и предписания от 14.04.2011 N 03-6/1-07-2011.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 08 сентября 2011 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование своей позиции указывает, что в Правилах определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 (далее - Правила N 83), в редакции до внесения изменений от27.11.2010, содержалось указание на два вида технических условий: подключения и присоединения - и только в отношении технических условий подключения предусматривалась бесплатность их предоставления. Считает, что обществом оказывались платные услуги по предоставлению технических условий на присоединение. Полагает, что общество, определяя цену за услуги, действовало в допустимых пределах в соответствии с положениями статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ).
Управление в отзыве и его представители в судебном заседании просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав объяснения представителей Управления и общества, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, Управление по своей инициативе на основании информации, полученной в ходе рассмотрения дела N 03-6/1-54-2010 о нарушении обществом антимонопольного законодательства, возбудило в отношении заявителя 25.02.2011 дело N 03-6/1-07-2011 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ.
По итогам рассмотрения дела N 03-6/1-07-2011 Управлением вынесено решение от 28.04.2011, которым признаны нарушением части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ действия общества, выразившиеся в установлении в 2009 и 2010 годах возмездного характера услуг в рамках рассмотрения запросов граждан о выдаче технических условий и информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям газоснабжения и в рассмотрении запросов граждан о выдаче технических условий и информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям газоснабжения на возмездной основе в течение 2009 и 2010 годов.
Обществу также выдано предписание об устранении выявленных нарушений.
Не согласившись с указанными решением и предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
При проверке Управлением установлено, что обществом 11.01.2009 и 01.03.2010 утверждены прейскуранты на услуги по разработке технических условий, которыми предусмотрено взимание платы за оказание услуг населению по разработке технических условий на проектирование газораспределительной системы жилого дома индивидуальной застройки с учетом согласования и техническому обследованию возможности присоединения к газораспределительным сетям объекта газификации природным газом индивидуального жилого дома.
В течение 2009-2010 годов общество по запросам правообладателей о возможности выдачи технических условий определяло содержание таких условий и выдавало их на возмездной основе.
Управление, исходя из положений части 7 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пункта 9 Правил N 83, посчитало, что общество неправомерно выдавало на возмездной основе технические условия на подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, чем ущемило в нарушение части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ интересы граждан.
Суд первой инстанции обоснованно согласился с данным выводом Управления.
В части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (часть 1 статьи 5 Закона N 135-ФЗ).
Доминирующим признается также положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
В силу положений части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по транспортировке газа по трубопроводам отнесены к сфере деятельности естественных монополий.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 25.09.1998 N 39/6 общество включено в раздел 2 "Транспортировка газа по трубопроводам" под регистрационным номером 69.2.1 реестра субъектов естественной монополии в топливно-энергетическом комплексе
Кроме того, приказом Управления от 29.03.2004 N 17 общество включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, на рынке услуг по транспортировке газообразного топлива с долей более 65 процентов.
Согласно статье 2 Федерального закона 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" газоснабжение - одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа.
Газотранспортной организацией является организация, которая осуществляет транспортировку газа и у которой магистральные газопроводы и отводы газопроводов, компрессорные станции и другие производственные объекты находятся на праве собственности или на иных законных основаниях.
Газораспределительная система представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям на соответствующей территории Российской Федерации, независим от Единой системы газоснабжения и региональных систем газоснабжения и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей в процессе приватизации объекты указанного комплекса в собственность либо создавшей или приобретшей их на других предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации основаниях. Организация - собственник газораспределительной системы представляет собой специализированную организацию, осуществляющую эксплуатацию и развитие на соответствующих территориях сетей газоснабжения и их объектов, а также оказывающую услуги, связанные с подачей газа потребителям и их обслуживанием. Газораспределительные системы контролируются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 N 317 утверждены Правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 данных Правил под газотранспортной системой понимается система газопроводов, соединяющая производителя и потребителя газа, включающая в себя магистральные газопроводы, отводы газопроводов, газораспределительные системы, находящиеся у газотранспортной, газораспределительной организации или у иных организаций в собственности или на иных законных основаниях, под газораспределительной организацией - специализированная организация, осуществляющая эксплуатацию газораспределительной системы и оказывающая услуги, связанные с подачей газа потребителям. Газораспределительной организацией может быть организация - собственник газораспределительной системы, которая получила газораспределительную систему в процессе приватизации либо создала или приобрела ее на других предусмотренных законодательством Российской Федерации основаниях, или организация, заключившая с собственником газораспределительной системы договор на ее эксплуатацию.
Пунктом 15 указанных Правил установлено, что технические условия на присоединение к газораспределительной системе выдаются газораспределительной организацией.
Следовательно, общество как газотранспортная организация оказывает услуги по присоединению к газораспределительной системе, в том числе по выдаче технических условий на присоединение к данной системе, которые являются составной частью услуг по транспортировке газа, отнесенных к сфере деятельности естественных монополий.
Соответственно, при оказании услуг по присоединению к газораспределительной системе, в том числе по выдаче технических условий на присоединение к данной системе, общество обязано соблюдать положения части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ и не совершать действия (бездействие), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В соответствии с частью 7 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку и сроки подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий, а также информация о плате за подключение предоставляется организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, без взимания платы в течение четырнадцати дней по запросам органов местного самоуправления или правообладателей земельных участков. Срок действия предоставленных технических условий и срок платы за подключение устанавливаются организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не менее чем на два года, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Правообладатель земельного участка в течение года с момента получения технических условий и информации о плате за подключение должен определить необходимую ему подключаемую нагрузку к сетям инженерно-технического обеспечения в пределах предоставленных ему технических условий.
Правила N 83 регулируют отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия), включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления технических условий, а также критерии определения возможности подключения.
Настоящие Правила применяются также в случаях, когда в результате строительства (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения либо оборудования по производству ресурсов требуется подключение к технологически связанным сетям инженерно-технического обеспечения.
В соответствии с пунктом 5 Правил N 83 орган местного самоуправления не позднее чем за 30 дней до даты принятия решения о проведении торгов по продаже права собственности (аренды) земельного участка или о предоставлении для строительства земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства предоставляет заинтересованным лицам технические условия.
Для получения технических условий, а также информации о плате за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения орган местного самоуправления в срок не позднее чем за 45 дней до даты принятия одного из указанных решений обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объектов капитального строительства.
Согласно пункту 6 Правил N 83 в случае, если правообладатель земельного участка намерен осуществить реконструкцию объекта капитального строительства или подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и если технические условия для его подключения отсутствовали либо истек срок их действия, а также если истек срок действия технических условий, выданных органом местного самоуправления в составе документов о предоставлении земельного участка, правообладатель в целях определения необходимой ему подключаемой нагрузки обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение реконструированного (построенного) объекта капитального строительства, для получения технических условий.
Организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения указанного в пункте 8 настоящих Правил запроса определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Выдача технических условий или информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется без взимания платы (пункт 9 Правил N 83).
В соответствии с пунктом 10 Правил N 83 технические условия должны содержать следующие данные: максимальную нагрузку в возможных точках подключения; срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определяемый в том числе в зависимости от сроков реализации инвестиционных программ; срок действия технических условий, но не менее 2 лет с даты их выдачи.
Информация о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения должна содержать: данные о тарифе на подключение, утвержденном на момент выдачи технических условий в установленном законодательством Российской Федерации порядке; дату окончания срока действия указанного тарифа (если период действия этого тарифа истекает ранее окончания срока действия технических условий); дату повторного обращения за информацией о плате за подключение (если на момент выдачи технических условий тариф на подключение на период их действия не установлен) (пункт 11 Правил N 83).
В данном случае согласно письму общества от 15.03.2011 N юр/770 работа, именуемая "разработка технических условий на проектирование газораспределительной системы жилого дома индивидуальной застройки с учетом согласования" состоит из следующего:
- анализ представленных заявителем данных, определение мощности объемов газопотребления газоиспользующего оборудования;
- выборка из архивных данных плана, привязка местоположения объекта к действующим газопроводам;
- определение возможности присоединения дополнительных нагрузок;
- определение требований по учету газа.
Состав возмездной услуги "разработка технических условий на проектирование газораспределительной системы жилого дома индивидуальной застройки с учетом согласования" ограничивается определением сотрудниками общества содержания конкретных технических условий, а правоотношения, возникающие в процессе определения технических условий и их выдачи, регулируются Правилами N 83, определяющими их безвозмездный характер для заявителя.
Исходя из указанных выше положений, общество фактически оказывало услуги по выдаче технических условий на присоединение к газораспределительной системе.
При этом выдача данных технических условий производилась обществом в нарушение указанных норм на возмездной основе.
Данный факт подтверждается представленными в материалы дела заявлениями граждан на выдачу технических условий на газификацию дома природным газом, выданными обществом гражданам по их заявлениям техническими условиями на присоединение к газораспределительной сети объекта газификации природным газом, выписками из журналов регистрации заявлений на выдачу технических условий на газификацию объектов капитального строительства, прейскурантами на услуги по разработке технических условий, актами сверки расчетов, квитанциями об оплате, письмом заявителя от 11.01.2011 N юр-06, актом совместной сверки расчетов от 06.09.2011.
В результате общество в указанный период рассмотрело 1000 запросов о выдаче технических условий на газификацию дома природным газом и приняло в качестве платы за их рассмотрение и выдачу технических условий денежные средства в общей сумме 1 212 814,23 руб.
Не могут быть приняты во внимание доводы общества о том, что Правилами N 83 в редакции до 27.11.2010 предусматривалась выдача двух видов технических условий: на присоединение и на подключение, и только технические условия на подключение организация обязана была выдавать бесплатно.
Положениями Правил N 83 в редакции как до 27.11.2010, так и после не предусматривается выдача технических условий на подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и технических условий на присоединение к данным сетям.
В Правилах подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 83, на которые ссылается общество, также не содержится указание на выдачу двух видов технических условий.
В соответствии с указанными Правилами подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения - это процесс, дающий возможность осуществления подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а также к оборудованию по производству ресурсов.
В пункте 4 Правил в редакции до 15.05.2010 установлено, что подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется в порядке, который включает определенные этапы, в том числе выдачу исполнителем заказчику условий подключения (технических условий для присоединения), которые не противоречат техническим условиям, ранее полученным заказчиком от исполнителя или органа местного самоуправления либо от предыдущего правообладателя земельного участка, при условии, что срок действия технических условий не истек.
На основании этого суд первой инстанции правомерно посчитал, что общество в нарушение части 7 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 9 Правил N 83 установило возмездный характер выдачи технических условий на подключение объекта капительного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, выдавало в течение 2009 и 2010 годов технические условия на возмездной основе, чем нарушило интересы других лиц.
В силу изложенного суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Тверской области от 08 сентября 2011 года по делу N А66-4717/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Тверьоблгаз" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 7 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку и сроки подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий, а также информация о плате за подключение предоставляется организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, без взимания платы в течение четырнадцати дней по запросам органов местного самоуправления или правообладателей земельных участков. Срок действия предоставленных технических условий и срок платы за подключение устанавливаются организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не менее чем на два года, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Правообладатель земельного участка в течение года с момента получения технических условий и информации о плате за подключение должен определить необходимую ему подключаемую нагрузку к сетям инженерно-технического обеспечения в пределах предоставленных ему технических условий.
...
В Правилах подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 83, на которые ссылается общество, также не содержится указание на выдачу двух видов технических условий.
...
На основании этого суд первой инстанции правомерно посчитал, что общество в нарушение части 7 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 9 Правил N 83 установило возмездный характер выдачи технических условий на подключение объекта капительного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, выдавало в течение 2009 и 2010 годов технические условия на возмездной основе, чем нарушило интересы других лиц."
Номер дела в первой инстанции: А66-4717/2011
Истец: ОАО "Тверьоблгаз"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Тверской области, УФАС по Тверской области
Хронология рассмотрения дела:
03.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9383/12
08.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9383/12
20.09.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9383/12
26.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9383/12
13.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9383/12
29.05.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1965/12
20.03.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1965/12
30.01.2012 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-8005/11
27.10.2011 Определение Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-7447/11
08.09.2011 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-4717/11