г. Москва |
|
25 января 2012 г. |
Дело N А40-87461/11-99-409 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 января 2012 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи В.Я. Голобородько
Судей С.Н. Крекотнева, Н.О. Окуловой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем И.С. Забабуриным
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы
ИФНС России N 2 по г. Москве и ООО "ТехноНИКОЛЬ-Строительные Системы"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.10.2011
по делу N А40-87461/11-99-409, принятое судьей Карповой Г.А.
по заявлению ООО "ТехноНИКОЛЬ-Строительные Системы" (ОГРН 1027705009254),
129110, г. Москва, ул. Гиляровского, д. 47, стр. 5
к ИФНС России N 2 по г. Москве (ИНН 7702143179, ОГРН 1047702057809), 129110,
г. Москва, Б. Переяславская, д. 16
о признании незаконными действий инспекции по истребованию документов по требованию о предоставлению документов,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Диокин А.А. по дов. от 18.01.2012, Шипицина Н.А. по дов. N 18.01.2012
от заинтересованного лица - Эльдаров Г.Б. по дов. от 02.06.2010
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ТехноНИКОЛЬ-Строительные Системы" (далее - общество, заявитель) обратилось с заявлением в Арбитражный суд г. Москвы к ИФНС России N 2 по г. Москве (далее - инспекция, заинтересованное лицо) о признании незаконными действий по истребованию документов по требованию о предоставлении документов (информации) от 22.07.2011 N 11-18/15841.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 31.10.2011 признаны незаконными, не соответствующими Налоговому кодексу Российской Федерации, действия инспекции, выразившиеся в истребовании документов по требованию о предоставлении документов от 22.07.2011 N 11-18/15841, за исключением истребования документов по п. 5 требования в части обоснования налоговых льгот, заявленных по кодам операций 1010292 и 1010256.
В этой части действия инспекции по истребованию документов признаны соответствующими Налоговому кодексу Российской Федерации и в удовлетворении заявления в этой части отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит изменить решение суда, признать незаконными действия инспекции по истребованию документов по требованию о предоставлении документов (информации) от 22.07.2011 N 11-18/15841 по п. 5 требования в части обоснования льготы по коду 1010292.
Заявитель считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, поскольку суд первой инстанции неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда недоказаны, не соответствуют обстоятельствам дела, неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Возражений в остальной части отказа в удовлетворении требований общества заявителем не заявлено.
Также, не согласившись с принятым решением, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новый судебный акт, указывая на то, что судом первой инстанции неправильно применены нормы права.
Налоговый орган представил отзыв на апелляционную жалобу общества, в соответствии с которым инспекция просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы общества.
В судебном заседании Девятого арбитражного апелляционного суда представители заявителя поддержали доводы и требования апелляционной жалобы общества и возражали против удовлетворения апелляционной жалобы инспекции, представитель налогового органа поддерживал доводы и требования апелляционной жалобы инспекции и возражал против удовлетворения доводов общества.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в соответствии со статьей 266, частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционных жалоб, отзыва, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы не имеется.
Из материалов дела следует, что инспекцией в адрес общества направлено требование от 22.07.2011 N 11-18/15841 о предоставлении документов (информации) (т. 1 л.д. 20-23), согласно которому обществу в соответствии со ст. 93 НК РФ предлагается представить в течение 10 дней со дня получения документы, касающиеся проведения камеральной налоговой проверки сумм налоговых вычетов и налоговых льгот по НДС, заявленных в первичной налоговой декларации по НДС за 2-ой квартал 2011 года: книгу покупок и книгу продаж полностью (на бумажном носителе и в электронном виде) за налоговый период 2-ой квартал 2011 года; оборотно-сальдовые ведомости по счетам и субконто организации за указанный период и карточки аналитического учета по счетам бухгалтерского учета 19, 41, 60, 62, 66 и 67 (в том числе в разрезе каждого контрагента), 68, 90, 91 к данному периоду; бухгалтерские справки, объясняющие распределение НДС в соответствии с п. 10 ст. 165 НК РФ (раздельный учет); расчет распределения "входного" НДС (по косвенным расходам) во 2-ом квартале 2011 года по товарам, работам, услугам, которые используются в не облагаемых налогом и облагаемых операциях (в том числе и по ставке 0 %) и подлежащего распределению в рассматриваемом налоговом периоде в соответствии с принятой на предприятии учетной политикой. В ответе также представить сведения, общей сумме "входного" НДС (по косвенным расходам) по товарам, работам, услугам, которые используются в облагаемых и не облагаемых налогом операциях и подлежащего распределению в рассматриваемом налоговом периоде в соответствии с принятой на предприятии учетной политикой.
В отношении правомерности применения "Сумм налога, уплаченных в бюджет налогоплательщиком в качестве покупателя - налогового агента, подлежащих вычету" по стр. 210 раздел 3 налоговой декларации по НДС за 2-ой квартал 2011 года необходимо представить: договоры, акты приемки передачи товара (оказания услуг), выписки банка и платежные поручения о перечислении налога в бюджет и о перечислении в адрес контрагента.
Для обоснования льготы, заявленной организацией по коду операции 1010292 в разделе 7 налоговой декларации по НДС за 2-ой квартал 2011 года, необходимо представить все имеющиеся документы, подтверждающие сумму реализации по коду 1010292: договоры с контрагентом, выписки банки и т.п.
Для обоснования льготы заявленной организацией по коду операции 1010256 в разделе 7 налоговой декларации по НДС за 2-ой квартал 2011 года, необходимо представить: договоры, в том числе лицензионные на передачу вашей организацией в пользование приобретателям исключительных правах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионных договоров; кроме того: акты, подписанные с приобретателем о передаче данных прав (лицензий) и вводе их в эксплуатацию, счета-фактуры, составленные при реализации данных прав, документы, свидетельствующие об оплате полученных прав потребителем; сведения о происхождении исключительных прав организации на результат интеллектуальной деятельности представленных лицензиатам; в случае самостоятельной разработке (создания) изобретений, программного обеспечения и т.п., необходимо представить авторские свидетельства, выданные на созданные изобретения, а также сведения о государственной регистрации данных прав, патенты, свидетельства Роспатента; в случае приобретения данных прав у третьих лиц необходимо представить документы, подтверждающие, что ваша организация действительно является правообладателем исключительных прав на результат интеллектуальной деятельности: лицензионные договора на приобретение прав, сведения о регистрации данных прав в Роспатенте или другом органе, подтверждающем исключительность приобретенных Вами прав, а также сведения об оплате поставщику данных прав, счета-фактуры предъявленные поставщиками прав.
В случае отсутствия необходимых документов необходимо внести изменения в раздел 7 налоговой декларации по НДС за 2-ой квартал 2011 года путем подачи уточненной налоговой декларации.
Для обоснования льготы заявленной организацией по коду операции 1010812 в разделе 7 налоговой декларации по НДС за 2-ой квартал 2011 года, необходимо представить: контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами; акт выполненных работ (услуг); счета-фактуры; выписки банка и платежные поручения.
Относительно сумм налоговых вычетов, заявленных по разделу 4 указанной налоговой декларации сведения в виде таблицы (на бумажном носителе и в электронном виде) с обязательным заполнением следующих граф (указана таблица).
Указанные сведения должны быть отсортированы по наименованиям российских поставщиков товара.
Относительно суммы реализации, заявленной по разделу 4 указанной налоговой декларации сведения в виде таблицы (на бумажном носителе и в электронном виде) с обязательным заполнением следующих граф (указана таблица).
Номера ГТД должны быть отсортированы по наименованиям оформивших их таможенных органов.
Относительно суммы реализации (поступления валютной выручки), заявленной по разделу 4 указанной декларации, сведения в виде таблицы (на бумажном носителе и в электронном виде) с обязательным заполнением следующих граф (указана таблица).
Номера и даты контрактов должны быть отсортированы по наименованиям банков, оформивших соответствующие паспорта сделки.
Представить информацию в виде таблицы (в электронном виде) по восстановленному НДС при отгрузке товаров на экспорт, ранее принятому к вычету в других налоговых периодах. Также представить копии книги покупок и книги продаж (в электронном виде) за периоды первоначального принятия суммы НДС к вычету и за периоды их последующего сторнирования в связи с отгрузкой товаров на экспорт.
Представить в виде таблицы информацию (в электронном виде) касательно определения суммы реализации по налоговой ставке 0 процентов заявленной по разделу 4 налоговой декларации по НСД за 2-ой квартал 2011 года, а именно (приведен вид таблицы).
Данное требование выставлено обществу в ходе камеральной налоговой проверки налоговой декларации по НДС за 2-ой квартал 2011 года (т. 1 л.д. 135-140).
При исследовании обстоятельств дела суд первой инстанции правомерно исходил из того, что одновременно с декларацией заявитель представил в инспекцию предусмотренные статьей 165 НК РФ документы для обоснования правомерности применения ставки 0 процентов, что подтверждается реестром передачи данных документов с отметкой инспекции о принятии от 20.07.2011 (т. 1 л.д. 24-130).
Согласно ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Таким образом, предмет камеральной проверки ограничен: это декларация и документы, которые в соответствии с законодательством к ней должны быть приложены.
Статьей 165 НК РФ установлен перечень документов, которые должны быть представлены в обязательном порядке вместе с декларацией по НДС для подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой по ставке 0 процентов.
Статьей 88 НК РФ определены три случая, когда налоговый орган вправе истребовать документы: возмещение НДС из бюджета, использование льгот (по любому налогу), по ресурсным налогам.
Во всех остальных случаях п.п. 3, 4 указанной статьи НК РФ предусмотрено, что если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Кроме этого, ст. 88 Кодекса содержит прямой запрет на дополнительное истребование документов в рамках камеральной проверки. Так п. 7 ст. 88 Кодекса установлено, что при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено настоящей статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено настоящим Кодексом.
Перечень документов, который может быть истребован в ходе камеральной налоговой проверки деклараций по НДС, в которых заявлено право на возмещение налога, поименован в ст.ст. 169, 171, 172 Кодекса.
Особым случаем является ст. 165 НК РФ, в которой перечислен комплект документов, представляемых с налоговой декларацией в целях подтверждения правомерности применения налоговой ставки 0 процентов.
С учетом того, что все необходимые документы по ст. 165 НК РФ заявителем были представлены одновременно с декларацией, суд первой инстанции обоснованно признал незаконными действия инспекции, выразившееся в истребовании документов по требованию о предоставлении документов (информации) от 22.07.2011 N 11-18/15841 в части истребования документов по п.п. 1-4, и 6 -10 требования.
Кроме того, обоснованно признаны незаконными действия инспекции по п. 5 в части истребования документов по коду операции 1010812.
При этом суд исходил из того, что в 7 разделе "Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения); операции не признаваемые объектом налогообложения; операции по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации; а также суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев" налоговой декларации по НДС за 2-ой квартал 2011 обществом отражены операции по коду 1010812.
Согласно приложению N 1 "Коды операций" к Приказу Минфина России от 15.10.2009 N 104н "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по коду операции 1010812 в декларации отражаются операции по реализации работ (услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации (ст. 148 НК РФ).
Объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в соответствии со статьей 146 НК РФ признаются следующие операции: реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
В статье 148 НК РФ, в частности, перечислены виды работ (услуг), местом реализации которых территория Российской Федерации не является, в силу чего данные операции не признаются объектом налогообложения.
Согласно статье 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.
Операции, местом реализации которых не является территория Российской Федерации, являются не льготируемыми, а не подлежащими налогообложению НДС в силу отсутствия такого обязательного элемента налога как объект налогообложения.
С учетом изложенных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что инспекция не вправе была в рамках камеральной проверки истребовать документы, подтверждающие реализацию работ, услуг не на территории Российской Федерации.
Однако, в остальной части по п. 5 требования суд первой инстанции обоснованно указал на законность выставленного требования. Общество в апелляционной жалобе просит признать незаконными действия инспекции по истребованию документов по требованию о предоставлении документов (информации) от 22.07.2011 N 11-18/15841 по п. 5 требования в части обоснования льготы по коду 1010292.
При этом, по п. 5 требования суд первой инстанции исходил из того, что в разделе 7 налоговой декларации обществом заявлены операции по коду 1010292 (операции займа в денежной форме и ценными бумагами, включая проценты по ним, а также операции РЕПО, включая денежные суммы, подлежащие уплате за предоставление ценных бумаг по операциям РЕПО (подпункт 15 пункта 3 статьи 149 Кодекса).
Оснований для удовлетворения доводов апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Подпунктом 1 пункта 1 ст.31 НК РФ установлено: налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронном виде, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременности уплаты (удержания и перечисления) налогов и сборов.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 31 Кодекса налоговым органам предоставлено право проводить проверки в порядке, установленном Кодексом. К числу налоговых проверок статьей 87 Кодекса отнесены камеральные и выездные налоговые проверки, целью которых является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с пп.2 п.1 ст.32 НК РФ налоговые органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.
В ст. 149 НК РФ содержится перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), о чем прямо указано в названии данной статьи Кодекса. В данной статье содержится перечень льготных операций и особые условия, на которых льготы по этим операциям предоставляются конкретным категориям налогоплательщиков, осуществляющих данные виды операций.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 09.06.2005 N 287-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Законодательного собрания Иркутской области о проверке конституционности положения ст. 27 ФЗ "О введении в действие части второй НК РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах" в ст. 149 НК РФ содержится перечень осуществляемых на территории РФ операций, которые хотя и признаются объектом налогообложения, тем не менее, не подлежат налогообложению налогом НДС. По сути, такое освобождение от налогообложения может рассматриваться как предоставление налоговой льготы.
Перечень данных операций отвечает критериям налоговых льгот, приведенных в ст. 56 НК РФ.
Согласно п.6 ст. 88 НК РФ при проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе также истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы.
С учетом изложенных обстоятельств, суд первой инстанции обоснованно признал несостоятельными доводы заявителя о том, что перечисленные в статье 149 НК РФ операции не являются льготируемыми.
Следовательно, инспекция вправе была истребовать у общества документы, перечисленные в п. 5 требования о предоставлении документов (информации) от 22.07.2011 N 11-18/15841 в части подтверждения права на налоговые льготы по коду операции 1010292 и не оспариваемому коду операции 1010256.
Таким образом, требование налогового органа о предоставлении документов (информации) не нарушает права и законные интересы общества и направлено в связи с необходимостью выполнения налоговым органом возложенных на него налоговым законодательством функций по контролю за правильностью начисления и уплаты налогоплательщиком налогов.
Ссылка общества на судебную практику судом апелляционной инстанции не принимается.
При этом суд апелляционной инстанции не может принять во внимание доводы общества основанные на положениях п. 7 ст. 3 НК РФ, поскольку пп. 15 п.3 ст. 149 НК РФ в совокупности со ст.ст. 31, 32, 56, 88 НК РФ не содержит неустранимых сомнений, противоречий и неясности в их содержании, позволяющих суду принять позицию заявителя по данному вопросу.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований заявителя в указанной части.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, судебный акт принят при правильном применении судом норм материального и процессуального права.
Суд апелляционной инстанции, оценивая представленные сторонами по делу доказательства, приходит к выводу о том, что заявитель и инспекция в соответствии с распределением бремени доказывания, установленного ст. 65 АПК РФ, не представили суду апелляционной инстанции доказательств обоснованности доводов апелляционных жалоб, поэтому оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
При таких обстоятельствах доводы апелляционных жалоб признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и подлежат отклонению.
Таким образом, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.10.2011 по делу N А40-87461/11-99-409 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.Я. Голобородько |
Судьи |
С.Н. Крекотнев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 09.06.2005 N 287-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Законодательного собрания Иркутской области о проверке конституционности положения ст. 27 ФЗ "О введении в действие части второй НК РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах" в ст. 149 НК РФ содержится перечень осуществляемых на территории РФ операций, которые хотя и признаются объектом налогообложения, тем не менее, не подлежат налогообложению налогом НДС. По сути, такое освобождение от налогообложения может рассматриваться как предоставление налоговой льготы.
Перечень данных операций отвечает критериям налоговых льгот, приведенных в ст. 56 НК РФ.
Согласно п.6 ст. 88 НК РФ при проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе также истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы.
С учетом изложенных обстоятельств, суд первой инстанции обоснованно признал несостоятельными доводы заявителя о том, что перечисленные в статье 149 НК РФ операции не являются льготируемыми.
...
Ссылка общества на судебную практику судом апелляционной инстанции не принимается.
При этом суд апелляционной инстанции не может принять во внимание доводы общества основанные на положениях п. 7 ст. 3 НК РФ, поскольку пп. 15 п.3 ст. 149 НК РФ в совокупности со ст.ст. 31, 32, 56, 88 НК РФ не содержит неустранимых сомнений, противоречий и неясности в их содержании, позволяющих суду принять позицию заявителя по данному вопросу."
Номер дела в первой инстанции: А40-87461/2011
Истец: ООО "ТехноНИКОЛЬ-Строительные Системы"
Ответчик: ИФНС России N 2 по г. Москве, ИФНС России N2 по городу Москве
Хронология рассмотрения дела:
20.08.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-3107/12
13.05.2013 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-12761/13
08.02.2013 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-87461/11
29.12.2012 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-87461/11
12.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6809/12
08.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6809/12
13.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6809/12
09.06.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6809/12
21.05.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6809/12
28.04.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-3107/12
25.01.2012 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-33351/11
31.10.2011 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-87461/11