г. Красноярск |
|
20 января 2012 г. |
Дело N А74-2038/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена "13" января 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен "20" января 2012 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дунаевой Л.А.,
судей: Колесниковой Г.А., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Моисеевой Н.Н.,
при участии в судебном заседании в здании Арбитражного суда Республики Хакасия путем использования видеоконференц-связи:
от заявителя (общество с ограниченной ответственностью "Теплоресурс"): Лобовой А.А., представителя по доверенности от 10.01.2012;
от ответчика (Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Хакасия): Чегловой Л.В., представителя по доверенности от 17.03.2011,
рассмотрев апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Хакасия
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "04" октября 2011 года по делу N А74-2038/2011, принятое судьей Гигель Н.В.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Теплоресурс" (далее - заявитель, общество, ООО "Теплоресурс") (ИНН 1902015423, ОГРН 1021900672056) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Хакасия (далее - ответчик, налоговый орган, Инспекция) (ИНН 1902018760, ОГРН 1041902100019) от 30.03.2011 N 12-40/4-9 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 04 октября 2011 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с данным решением, ответчик обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования на том основании, что произведенные обществом выплаты своим работникам являются стимулирующими, входят в состав оплаты труда и подлежат включению в расходы при исчислении налога на прибыль организаций (далее - налог на прибыль) и учету при определении налоговой базы по единому социальному налогу (далее - ЕСН); заявителем не доказан тот факт, что спорные расходы произведены из специального фонда и не подлежат учету при исчислении налога на прибыль, а также факт выплаты премий из чистой прибыли, оставшейся в распоряжении общества в 2007-2009 годах.
В соответствии со статьей 1531 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено с использованием системы видеоконференц-связи.
Общество представило отзыв, в котором с апелляционной жалобой не согласилось, указало на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Представители сторон в судебном заседании доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыва на нее, поддержали.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Инспекцией на основании решения от 08.12.2010 N 12-40/1-50 проведена выездная налоговая проверка по вопросам соблюдения обществом налогового законодательства, правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов за 2007 - 2009 годы.
По результатам выездной налоговой проверки составлен акт от 03.03.2011 N 12-40/3-7, в котором, в том числе зафиксировано нарушение в виде неполной уплаты ЕСН по причине неправомерного невключения в налоговую базу сумм выплат (премий, вознаграждений, материальной помощи), произведенных обществом в пользу своих работников.
23.03.2011 обществом представлены возражения на акт выездной налоговой проверки.
30.03.2011 заместителем начальника Инспекции в присутствии представителя общества Неверовской Л.В., действующей на основании доверенности от 29.03.2011 N ТР-2011/15 были рассмотрены материалы выездной налоговой проверки и принято решение N 12-40/4-9 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", которым общество привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в виде штрафа в сумме 13 822 рубля 20 копеек за неполную уплату сумм ЕСН в результате занижения налоговой базы. Данным решением налогоплательщику предложено уплатить недоимку по единому социальному налогу в сумме 132 682 рубля и пени по этому налогу в сумме 40 152 рубля 81 копейка.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия от 19.05.2011 N 125 решение Инспекции от 30.03.2011 N 12-40/2-9 оставлено без изменения.
ООО "Теплоресурс", не согласившись с решением от 330.03.2011 N 12-40/2-9, обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным требованием.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта.
При обращении в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа ООО "Теплоресурс" соблюдены условия, предусмотренные пунктом 5 статьи 101.2 Кодекса, о досудебном обжаловании решения в вышестоящий налоговый орган.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проверив процедуру проведения и рассмотрения материалов выездной налоговой проверки в отношении ООО "Теплоресурс", суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что права общества, установленные статьями 21, 100, 101 Кодекса, Инспекцией обеспечены и соблюдены надлежащим образом, процедура рассмотрения материалов проверки соблюдена.
Суд апелляционной инстанции полагает, что Инспекция не доказала законность доначисления обществу ЕСН, пени и привлечения его к налоговой ответственности, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, ООО "Теплоресурс" в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 235 Кодекса в спорных периодах (2007-2009 годах) являлось налогоплательщиком ЕСН.
Согласно пункту 1 статьи 236 Кодекса объектом налогообложения для налогоплательщиков ЕСН признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Пункт 3 статьи 236 Кодекса устанавливает, что указанные выплаты не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Статьей 255 Кодекса предусмотрено, что в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) иной натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Пункт 2 статьи 255 Кодекса к расходам на оплату труда в целях настоящей главы относит начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты.
Согласно пункту 21 статьи 270 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются расходы, в виде расходов на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов).
Из материалов дела следует, что обществом в 2007, 2008, 2009 годах на основании соответствующих приказов произведены выплаты в общей сумме 510 316 рублей лицам, с которыми заключены трудовые договора, в виде премий к юбилейным датам; премий, связанных с праздничными датами; прочего премирования.
Налоговый орган в ходе проведенной выездной налоговой проверки пришел к выводу о том, что указанные выплаты произведены в соответствии с условиями трудовых, коллективных договор, внутренними нормативными актами, по сути, являются расходами на оплату труда, и как следствие подлежат отнесению в расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, подлежат налогообложению ЕСН.
В свою очередь общество с данными обстоятельствами не согласилось, полагает, что спорные выплаты носят непроизводственный характер, являлись разовыми премиями, не имели прямого отношения к производственной деятельности общества (премии к праздничным и памятным датам предприятия и сотрудников, другие) и осуществлялись за счет средств специального назначения (фонда социального развития).
Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании доказательств, представленные сторонами в материалы дела доказательства в их совокупности, пришел к выводу о правомерности позиции заявителя о том, что спорные выплаты не относятся к оплате труда, являлись разовыми, не связаны с производственной деятельностью общества и не носили стимулирующего характера.
В силу статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработной платой (оплатой труда работника) признается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Условиям трудовых (пункты 5.1, 5.2) и коллективных договоров (пункты 2.1, 2.2), заключенных обществом, предусмотрена возможность получения работниками надбавок в соответствии с законодательством, а также доплат, регулируемых локальными актами предприятия (приказами, положениями, инструкциями); оплата труда каждого работника предприятия определяется по результатам его личного трудового вклада и качества труда, а также результатам хозяйственной и финансово-экономической деятельности предприятия в целом и максимальными размерами не ограничивается; выплата премий и иных поощрительных выплат по результатам работы производится на основании действующих Положений о премировании и оплате труда (локальных актов предприятия).
В материалы дела представлены соответствующие локальные нормативные акты, согласно которым в спорные периоды производилась организация оплаты труда в ООО "Теплоресур", в том числе осуществлялось премирование работников за результаты деятельности, а именно: Положение по оплате труда работников ООО "Теплоресурс", утвержденное 30.05.2006, Положение об оплате труда руководителей, специалистов и служащих ООО "Теплоресурс", утвержденное 26.12.2007, Положение об оплате труда руководителей, специалистов и служащих ООО "Теплоресурс", утвержденное 05.06.2008, Положение об оплате труда рабочих, утвержденное 26.12.2007, Положение об оплате труда рабочих, утвержденное 31.07.2008, Положение о премировании за основные результаты хозяйственной деятельности руководителей, специалистов, служащих, утвержденное 01.08.2006, Положение о премировании работников, утвержденное 30.03.2006.
Из содержания приведенных локальных нормативных актов, в частности, следует, что:
- оплата труда работников (руководителей, специалистов и служащих), осуществляется на основании: требований нормативных документов, определяющих обязанности работника на его рабочем месте и объемы работ, подлежащих выполнению (нормы и нормы трудовых затрат и т.д.); системы премировании за основные результаты деятельности; доплат и надбавок стимулирующего и компенсационного характера;
- составляющими заработной платы рабочих, в том числе являются выплаты доплат и надбавок компенсационного характера; выплаты единовременных премий и вознаграждений, определяемые руководством предприятия и компании, и предназначенные для решения возникающих специфических задач; выплаты премии за основные результаты деятельности, увязывающей оплату труда с установленными для них коллективными и (или) личными показателями деятельности; стимулирующая выплата из фонда резерва общества, полученная за счет выполнения месячной производственной программы меньшей численностью при отсутствии снижений объемов производства;
- основанием для начисления премий являются данные оперативного учета (для работников); данные бухгалтерской и статической отчетности, а по показателям, не предусмотренным отчетностью - данные оперативного учета для руководителей, специалистов и служащих.
Таким образом, из анализа приведенных норм права и установленной обществом системы оплаты труда следует, что предусмотренные выплаты, в том числе выплаты стимулирующего характера, производятся и непосредственно связаны с результатами труда (установленными нормами, итогом работы).
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что с учетом положений статьи 255 Кодекса расходами на оплату труда являются только те денежные выплаты, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, трудовым законодательством, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами; данные выплаты должны производиться за исполнение работником должностных функций (должностных обязанностей), то есть за труд, и несение таких расходов является обязанностью работодателя в соответствии с трудовым законодательством.
В соответствии с позицией Федеральной налоговой службы, обозначенной в письме от 01.04.2011 N КЕ-4-3/5165, совокупность документов, определяющих обязанность работодателя по оплате и стимулированию труда, должна чётко определять систему отношений по выплате премий за труд, то есть однозначный порядок расчета обязательных к выплате работодателем премий, которые основой для своего исчисления имеют конкретные показатели оценки труда работников (время труда, объем труда, качество труда, иные показатели характеризующие итоги труда.
В рассматриваемом случае из представленных в материалы дела доказательств не следует, что выплаты работникам производились за выполненную работу, связаны с конкретными результатами труда; данные выплаты носили разовый характер и были обусловлены такими обстоятельствами как достижение юбилейного возраста в соответствии с действующим Положением о поощрении работников в связи с юбилейной датой и уходом на пенсию, по представлению руководства предприятия и профсоюзного комитета; победа в конкурсе; юбилейные и праздничные даты.
Так, согласно положению об организации и проведении корпоративного конкурса "Профессионалы РУСАЛа", введенного в действие приказом от 16.04.2008 N РГМ-08-П046, в конкурсные мероприятия на различных этапах конкурса по различным номинациям входили мероприятия по проверки профессиональных знаний и умений в соответствующих областях посредством тестирований и специальных заданий; на корпоративном этапе конкурса победители определялись посредством компьютерного тестирования по теории производственных процессов, по корпоративной культуре, охране труда, а также презентации проектов на внедрение новых идей или совершенствование существующих бизнес-процессов.
Выплата иных спорных премий вообще не предусмотрена вышеприведенными локальными актами общества. Из содержания приказов о выплате премий усматривается, что премирование производилось в связи с юбилейными и праздничными датами.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что налоговый орган ни в оспариваемом решении, ни в ходе судебного разбирательства не указал непосредственных трудовых функций и результатов труда, выполнение или достижение которых явились основаниями для спорных выплат. Делая вывод о производственном характере выплат, налоговый орган принял во внимание общие положений локальных нормативных актов, не исследовав конкретные обстоятельства выплаты премий, в том числе условия проводимых конкурсов.
Как правильно указал суд первой инстанции, наличие в указанных приказах формулировок: "за достижение высоких трудовых результатов и значительный вклад в развитие компании, за значительный вклад в работу, совершенствование технологии, повышение эффективности производства, в знак признания трудовых достижений работников предприятия, по итогам работы по подготовке к осенне-зимнему отопительному сезону и обеспечению бесперебойного материально-технического снабжения, за успешную организацию выполнения мероприятий по подготовке оборудования, инженерных сетей и сооружений общества к работе в зимний период; в связи с успешно закончившейся выездной налоговой проверкой, за достижение высоких трудовых результатов и значительный вклад в развитие Компании" не меняет характера производимых выплат как разовых премий.
Приведенные в приказах ссылки на признание трудовых достижений работников имеют общий характер, не свидетельствуют о том, что указанные премии выплачивались за определенные трудовые результаты.
Таким образом, при изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что спорные выплаты не относились к оплате труда и не подлежали учету при исчислении налога на прибыль.
При изложенных обстоятельствах выводы Инспекции о необходимости включения спорных сумм премий, вознаграждений, материальной помощи в налоговую базу при исчислении ЕСН являются необоснованными и не соответствуют законодательству о налогах и сборах.
Иные доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
Следовательно, решение суда первой инстанции об удовлетворении заявленного требования является законным и обоснованным; основания для отмены решения суда первой инстанции судом апелляционной инстанции не установлены.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Кодекса налоговые органы освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "04" октября 2011 года по делу N А74-2038/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Л.А. Дунаева |
Судьи |
Г.А. Колесникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
...
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что с учетом положений статьи 255 Кодекса расходами на оплату труда являются только те денежные выплаты, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, трудовым законодательством, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами; данные выплаты должны производиться за исполнение работником должностных функций (должностных обязанностей), то есть за труд, и несение таких расходов является обязанностью работодателя в соответствии с трудовым законодательством.
В соответствии с позицией Федеральной налоговой службы, обозначенной в письме от 01.04.2011 N КЕ-4-3/5165, совокупность документов, определяющих обязанность работодателя по оплате и стимулированию труда, должна чётко определять систему отношений по выплате премий за труд, то есть однозначный порядок расчета обязательных к выплате работодателем премий, которые основой для своего исчисления имеют конкретные показатели оценки труда работников (время труда, объем труда, качество труда, иные показатели характеризующие итоги труда."
Номер дела в первой инстанции: А74-2038/2011
Истец: ООО "Теплоресурс"
Ответчик: МИ ФНС России N 2 по РХ