г. Самара |
|
31 января 2012 г. |
Дело N А65-22197/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2012 года.
В полном объеме постановление изготовлено 31 января 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., cудей Юдкина А.А., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Журавлевой Е.Ю.,
с участием в судебном заседании:
представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан Мешковой Г.В. (доверенность от 30.12.2011 N АГ-02/17434),
представителя муниципального унитарного предприятия "Водоканал" Хасаншиной А.Р. (доверенность от 03.08.2011 N 34-0/4295),
рассмотрев в открытом судебном заседании 30.01.2012 в помещении суда апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.03.2011 по делу N А65-22197/2010 (судья Латыпов И.И.), принятое по заявлению муниципального унитарного предприятия "Водоканал" (ИНН 1653006666, ОГРН 1021602830370), г.Казань, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань, об оспаривании постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" (далее - МУП "Водоканал") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным постановления Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Татарстанское УФАС России) от 15.09.2010 о наложении штрафа по делу N А05-702/2010 об административном правонарушении.
Решением от 23.03.2011 по делу N А65-22197/2010 Арбитражный суд Республики Татарстан признал незаконным и изменил оспариваемое постановление Татарстанского УФАС России в части назначения административного наказания. Арбитражный суд Республики Татарстан снизил размер административного штрафа и назначил МУП "Водоканал" административное наказание по статье 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в размере 100000 руб.
В апелляционной жалобе Татарстанское УФАС России просило отменить указанное судебное решение в части размера назначенного административного наказания и принять по делу новый судебный акт об отказе МУП "Водоканал" в удовлетворении заявленных требований полностью.
МУП "Водоканал" в отзыве просило оставить указанное судебное решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определением от 30.05.2011 суд апелляционной инстанции приостановил производство по настоящему делу до вступления в законную силу судебного акта по делу N А65-18244/2010. Определением от 22.12.2011 производство по настоящему делу было возобновлено.
В судебном заседании представитель Татарстанского УФАС России поддержала апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям.
Представитель МУП "Водоканал" апелляционную жалобу отклонила по основаниям, приведенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отзыве и в выступлениях представителей сторон в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии со статьей 14.31 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 09.04.2007 N 45-ФЗ) совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.
Как видно из материалов дела, постановлением от 15.09.2010 по делу N А05-702/2010 об административном правонарушении Татарстанское УФАС России признало МУП "Водоканал" нарушившим статью 14.31 КоАП РФ (в указанной редакции) и наложило на него административный штраф в размере 8883110 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.10.2011 по делу N А65-18244/2010, в котором участвовали те же лица, что и в настоящем деле, МУП "Водоканал" было отказано в удовлетворении заявления о признании недействительными решения Татарстанского УФАС России от 23.06.2010 по делу N 05-218/2010, а также его предписаний 23.06.2010 N 1 и N 2.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2011 это судебное решение оставлено без изменения.
При рассмотрении указанного дела было установлено, что МУП "Водоканал" занимает доминирующее положение на локальном рынке услуг водоотведения.
Суды первой и апелляционной инстанций указали, что поскольку конечными потребителями услуг водоотведения является население, а в договоре между МУП "Водоканал" и ОАО "СХП "Юбилейное" от 18.09.2007 N 11/2472 отдельно выделен объем сточных вод, принимаемых от населения, МУП "Водоканал" обязано было соблюдать требования закона и применять нормативы водоотведения Лаишевского муниципального района.
Судами первой и апелляционной инстанций было установлено, что своими действиями МУП "Водоканал", занимающее доминирующее положение на локальном рынке услуг водоотведения и применяющее для жителей сел Песчаные Ковали и Габишево Лаишевского муниципального района нормативы водоотведения, установленные постановлением Исполнительного комитета муниципального образования город Казани от 04.08.2008 N 4328 (вместо нормативов водоотведения, установленных постановлением Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан от 17.11.2007 N 2142), нарушило часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а именно: порядок определения объемов потребленных коммунальных услуг (услуг водоотведения) путем применения ненадлежащего норматива водоотведения, результатом чего явилось ущемление интересов граждан - потребителей услуг водоотведения на территории Лаишевского муниципального района Республики Татарстан в пределах присоединенных сетей. В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-Фз "О защите конкуренции" такие действия являются злоупотреблением доминирующим положением.
В силу положений части 2 статьи 69 АПК РФ вышеприведенные обстоятельства, установленные при рассмотрении дела N А65-18244/2010, не подлежат вновь доказыванию или опровержению при рассмотрении настоящего дела, по которому оспаривается постановление Татарстанского УФАС России о наложении штрафа, вынесенное им на основании решения, являвшегося предметом оспаривания по указанному судебному делу.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из материалов рассматриваемого дела, с учетом выводов, содержащихся в указанных судебных актах по делу N А65-18244/2010, следует, что у МУП "Водоканал" имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых статьей 14.31 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По рассматриваемому делу не имеется никаких сомнений в виновности МУП "Водоканал", которые могли бы быть истолкованы в его пользу на основании части 4 статьи 1.5 КоАП РФ.
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие в действиях МУП "Водоканал" состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.31 КоАП РФ.
Установленный КоАП РФ порядок привлечения к ответственности соблюден, протокол об административном правонарушении составлен с соблюдением требований, предусмотренных КоАП РФ, в частности, его статьей 28.2, срок давности привлечения к административной ответственности по состоянию на день принятия оспариваемого постановления не истек.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ, которой предусмотрена возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения, не имеется, поскольку совершенное МУП "Водоканал" правонарушение затрагивает права и охраняемые законом интересы Лаишевского муниципального района, а также значительного числа организаций и граждан.
Как видно из материалов дела, при определении размера административного штрафа Татарстанское УФАС России исходило из совокупной выручки МУП "Водоканал" в размере 883311000 руб. от реализации услуг за 2009 год на рынке водоотведения города Казани, Лаишевского и Зеленодольского муниципальных районов Республики Татарстан в пределах присоединенных сетей.
Судом первой инстанции верно указано, что согласно санкции статьи 14.31 КоАП РФ (в указанной редакции) административный штраф исчисляется исходя из выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, а не из совокупного размера выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг).
В статье 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" указано, что товарным рынком признается сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
На основании положений Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и с учетом вышеприведенных обстоятельств, установленных по делу N А65-18244/2010, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что в рассматриваемом случае географической (территориальной) границей товарного рынка является часть территории Лаишевского муниципального района, а именно: села Габишево и Песчаные Ковали, то есть та территория, на которой МУП "Водоканал" неправильно установило нормативы водоотведения.
Татарстанское УФАС России не определяло размер выручки МУП "Водоканал" от реализации услуг за 2009 год на рынке водоотведения Лаишевского муниципального района.
Согласно сведениям, представленным при рассмотрении настоящего дела в суде первой инстанции, за 2009 год выручка МУП "Водоканал" за услуги водоотведения, оказанные на территории сел Габишево и Песчаные Ковали Лаишевского муниципального района, то есть на том рынке, на котором совершено правонарушение, составила 4310786 руб. 19 коп. Соответственно одна сотая размера суммы выручки МУП "Водоканал" от реализации указанных услуг составляет 43107 руб. 86 коп.
Поскольку в соответствии с санкцией статьи 14.31 КоАП РФ (в указанной редакции) минимальный размер административного штрафа составляет 100000 руб., суд первой инстанции обоснованно признал незаконным и изменил оспариваемое постановление Татарстанского УФАС России в части назначения административного наказания и назначил МУП "Водоканал" административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 руб.
Суд апелляционной инстанции, учитывая положения части 3 статьи 4.1 КоАП РФ и разъяснения, содержащиеся в пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", также считает, что снижение судом первой инстанции административного штрафа до минимального размера, установленного санкцией статьи 14.31 КоАП РФ (в указанной редакции), соответствует характеру административного правонарушения, совершенного МУП "Водоканал".
Следовательно, обжалуемое судебное решение отмене не подлежит. Суд первой инстанции исследовал все обстоятельства, имеющие значение для дела, и правильно оценил их. Нарушений норм процессуального права судом первой инстанции не допущено.
Доводы, приведенные Татарстанским УФАС России в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции, и поэтому не могут быть приняты во внимание.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23 марта 2011 года по делу N А65-22197/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
А.А. Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В статье 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" указано, что товарным рынком признается сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
На основании положений Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и с учетом вышеприведенных обстоятельств, установленных по делу N А65-18244/2010, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что в рассматриваемом случае географической (территориальной) границей товарного рынка является часть территории Лаишевского муниципального района, а именно: села Габишево и Песчаные Ковали, то есть та территория, на которой МУП "Водоканал" неправильно установило нормативы водоотведения.
...
Поскольку в соответствии с санкцией статьи 14.31 КоАП РФ (в указанной редакции) минимальный размер административного штрафа составляет 100000 руб., суд первой инстанции обоснованно признал незаконным и изменил оспариваемое постановление Татарстанского УФАС России в части назначения административного наказания и назначил МУП "Водоканал" административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 руб.
Суд апелляционной инстанции, учитывая положения части 3 статьи 4.1 КоАП РФ и разъяснения, содержащиеся в пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", также считает, что снижение судом первой инстанции административного штрафа до минимального размера, установленного санкцией статьи 14.31 КоАП РФ (в указанной редакции), соответствует характеру административного правонарушения, совершенного МУП "Водоканал"."
Номер дела в первой инстанции: А65-22197/2010
Истец: МУП "Водоканал", г. Казань
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань
Хронология рассмотрения дела:
31.05.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-3730/13
07.02.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-813/13
11.12.2012 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-22197/10
27.04.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-2837/12
31.01.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-4675/11