г. Ессентуки |
|
30 января 2012 г. |
Дело N А63-6623/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 января 2012 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Егорченко И.Н., судей Казаковой Г.В., Марченко О.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кипкеевым Р.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 28.10.2011 по делу N А63-6623/2011 по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ациева Магомеда Багомедовича (ОГРН 310265006300072, 357355, Ставропольский край, Предгорный район, поселок Нижнеэтокский, ул.Дальняя, 21) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю о признании незаконными отказов в государственной регистрации договоров аренды от 05.05.2011 N 245 и N244 и обязании произвести государственную регистрацию договоров аренды от 05.05.2011 N 245, N 244, при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Управления имущественных и земельных отношений администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края (судья Карпель В.Л.), при участии в судебном заседании главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ациева Магомеда Багомедовича лично, в отсутствие иных участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства Ациев Магомед Багомедович (далее - глава КФХ) обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее - управление), в котором просит признать незаконными отказы управления от 15.07.2011 N 35/021/2011-213 в государственной регистрации договора аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения от 05.05.2011 N 245, (далее - договор аренды от 05.05.2011 N 245), и от 15.07.2011 N 35/021/2011-208 в государственной регистрации договора аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения от 05.05.2011 N 244, (далее - договор аренды от 05.05.2011 N 244); обязать управление устранить нарушение прав и законных интересов крестьянского (фермерского) хозяйства путем проведения государственной регистрации договоров аренды 05.05.2011 N 245 земельного участка с кадастровым номером 26:29:140405:2 и от 05.05.2011 N 244 земельного участка с кадастровым номером 26:29:140315:6.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление имущественных и земельных отношений администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края.
Решением суда от 28.10.2011 заявленные требования удовлетворены. Признаны незаконными: отказ от 15.07.2011 N 35/021/2011-213 в государственной регистрации договора аренды земельного участка от 05.05.2011 N 245, отказ от 15.07.2011 N 35/021/2011-208 в государственной регистрации договора аренды земельного участка от 05.05.2011 N 244. Суд обязал управление устранить нарушение прав и законных интересов главы КФХ путем проведения государственных регистраций договоров аренды земельных участков от 05.05.2011 N 245, от 05.05.2011 N 244, заключенных главой КФХ с Управлением имущественных и земельных отношений администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края, предметом которых являются: земельный участок площадью 168 000 кв.м, с кадастровым номером 26:29:140405:2; земельный участок площадью 542 000 кв.м, с кадастровым номером 26:29:140315:6. Судебный акт мотивирован отсутствием предусмотренных статьей 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) оснований для отказа в государственной регистрации договора аренды земельного участка.
В апелляционной жалобе управление просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а также несоответствие сделанных им выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Управление полагает правомерным отказ в государственной регистрации договора аренды, поскольку не представлены документы, подтверждающие опубликование в средствах массовой информации сведений о наличии свободных земельных участков, предоставляемых в аренду.
Глава КФХ в судебном заседании просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы по мотивам, приведенным в отзыве.
Иные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав главу КФХ, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 28.10.2011 по делу N А63-6623/2011 является законным и обоснованным, исходя из следующего.
Из материалов дела усматривается, что 04.03.2010 налоговым органом в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого является Ациев М.Б., основной вид деятельности КФХ - животноводство.
16.08.2010 глава КФХ обратился с заявлением в администрацию Предгорного муниципального района, в котором просил предоставить в аренду: земельный участок с кадастровым номером 26:29:140405:2, общей площадью 168 000 кв.м; земельный участок с кадастровым номером 26:29:140315:6, общей площадью 542 000 кв.м сроком на 49 лет.
Постановлениями администрации Предгорного муниципального района от 05.05.2011 N 915, N916 главе КФХ предоставлены в аренду для сельскохозяйственного производства земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения сроком на 49 лет, а именно: земельный участок площадью 168 000 кв.м, с кадастровым номером 26:29:140405:2, расположенный по адресу: примерно в 350 м по направлению на северо-восток от ориентира жилой дом, почтовый адрес ориентира: р-н Предгорный, пос. Нижнеэтокский, ул. Дальняя N2; земельный участок площадью 542 000 кв.м, с кадастровым номером 26:29:140315:6, расположенный по адресу: примерно в 200 м. по направлению на юг от ориентира жилой дом, почтовый адрес ориентира: р-н Предгорный, пос. Нижнеэтокский, ул. Дальняя N6.
На основании указанного постановления Управление имущественных и земельных отношений администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края и глава КФХ 05.05.2011 подписали договора аренды земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных в границах муниципального образования Предгорного муниципального района.
17.05.2011 глава КФХ обратился в управление с заявлением о государственной регистрации договоров аренды от 05.05.2011 N 244 и N245.
15.07.2011 государственным регистратором в адрес главы КФХ направлены сообщения N 35/021/2011-213, N 35/021/2011-208 об отказе в государственной регистрации прав ввиду несоблюдения порядка предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, установленного статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации. Отказы мотивированы тем, что земельный участок предоставлен главе КФХ без публикации в средствах массовой информации сведений о наличии предлагаемого в аренду земельного участка.
Посчитав отказы в государственной регистрации договоров аренды незаконными глава КФХ обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Пунктом 1 статьи 20 Закона о регистрации предусмотрено, что основаниями для отказа в государственной регистрации прав, в частности, является несоответствие документов, представленных на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию требованиям действующего законодательства, а также непредставление документов, необходимых в соответствии с данным Законом для государственной регистрации прав.
Отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд (пункт 3 статьи 20 Закона).
По смыслу главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривая такие дела, суд должен оценивать отказ с точки зрения несоответствия его закону и другим ненормативным актам, исходя из тех документов, которые представлялись заявителем на регистрацию.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемое решение, действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Кодекса обязанность доказывания законности принятых решений (совершения оспариваемых действий (бездействия)), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на их принятие (совершение), а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли такое решение (совершили действия (бездействие)).
Из приведенных процессуальных норм следует, что арбитражный суд при рассмотрении дела об оспаривании решения (действий) государственного (регистрирующего) органа должен исследовать это решение (действия) на предмет соответствия закону, а также проверить обстоятельства нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности.
При этом на государственном (регистрирующем) органе лежит бремя доказывания законности принятого решения (совершенных им действий), а на заявителе (главе хозяйства) - нарушения этими действиями (решением) его прав и законных интересов.
Исследовав документы, представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений, дав им оценку по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел выводу, что управление не доказало правомерность отказа в регистрации договора аренды. В свою очередь, глава КФХ доказал нарушение своих прав и законных интересов неправомерными отказами регистрирующего органа. Данный вывод основан на законе и является правильным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте земель) земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах). Правило настоящего пункта не распространяется на случаи, предусмотренные пунктом 4 настоящей статьи, согласно которому земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Таким образом, законодатель предоставил крестьянским (фермерским) хозяйствам право на получение земельного участка, предназначенного непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности и его расширения, на правах аренды или в собственность в соответствии с порядком, установленным в специальном законе.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, предусмотрен положениями статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Согласно пунктам 1, 3, 4 и 5 указанной нормы граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); условия предоставления земельных участков (за плату или бесплатно); срок аренды земельных участков; обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); предполагаемое местоположение земельных участков.
К заявлению должно быть приложено соглашение, заключенное между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 указанного Федерального закона.
Орган местного самоуправления или по его поручению соответствующая землеустроительная организация на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду с приложением проекта его границ.
Договор аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней после предоставления заявителем кадастровой карты (плана) земельного участка в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
Суд первой инстанции установил, что земельные участки предоставлены главе КФХ в аренду с соблюдением специального порядка, предусмотренного нормами Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", который не предусматривает обязательной публикации сообщений о предоставлении земельного участка в аренду крестьянскому (фермерскому) хозяйству. Установив названные обстоятельства, суд первой инстанций пришел к выводу об отсутствии оснований для отказа в регистрации договоров аренды от 05.05.2011 N N 244 и 245 и правомерно обязал управление зарегистрировать указанные договоры. Данный вывод судов соответствует сложившейся судебной практике (постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.07.2009 по делу N А32-22125/2008, от 28.07.2009 по делу N А32-22126/2008).
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам, приведенным в жалобе.
Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 28.10.2011 по делу N А63-6623/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Егорченко |
Судьи |
Г.В. Казакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Таким образом, законодатель предоставил крестьянским (фермерским) хозяйствам право на получение земельного участка, предназначенного непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности и его расширения, на правах аренды или в собственность в соответствии с порядком, установленным в специальном законе.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, предусмотрен положениями статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
...
Суд первой инстанции установил, что земельные участки предоставлены главе КФХ в аренду с соблюдением специального порядка, предусмотренного нормами Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", который не предусматривает обязательной публикации сообщений о предоставлении земельного участка в аренду крестьянскому (фермерскому) хозяйству. Установив названные обстоятельства, суд первой инстанций пришел к выводу об отсутствии оснований для отказа в регистрации договоров аренды от 05.05.2011 N N 244 и 245 и правомерно обязал управление зарегистрировать указанные договоры. Данный вывод судов соответствует сложившейся судебной практике (постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.07.2009 по делу N А32-22125/2008, от 28.07.2009 по делу N А32-22126/2008)."
Номер дела в первой инстанции: А63-6623/2011
Истец: Ациев Магомед Багомедович, Глава Крестьянского фермерского хозяйства Ациев Магомед Багомедович
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю
Третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы РФ N 11 по Ставропольскому краю, МРИ ФНС N 11 по СК, Управление имущественных и земельных отношений администрации Предгорного муниципального района СК, Управление имущественных и земельных отношений администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края, ФБУ "Кадастровая палата" по СК, ФБУ "Кадастровая палата" по Ставропольскому краю, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю