Правила новые, да порядок прежний
В этом году правила в "азартном" бизнесе активно устанавливают два регулирующих органа - Правительство РФ и финансовое ведомство. Чтобы не "выйти из игры", операторам индустрии развлечений приходится оперативно знакомиться со всеми нормативными актами, принимаемыми во исполнение требований Закона о проведении азартных игр*(1).
Сегодня вниманию читателя представлен комментарий к Постановлению Правительства РФ от 10.07.2007 N 441, которым утверждены Правила совершения операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр (далее - Правила). Название говорит само за себя, этот документ - основополагающий для организаторов азартных игр в наличном денежном обращении. Его требования не так многочисленны, как может показаться, но это вовсе не говорит о том, что у игорных заведений не возникнут проблемы при их выполнении. В Правилах есть отсылочные нормы на более объемные нормативные акты. О том, что это за документы, какие отраслевые условия и требования устанавливают Правила, а также о других нюансах при осуществлении наличных расчетов, связанных с проведением азартных игр и пари, читайте в данной статье.
Что сказано в правилах?
До вступления в силу Правил, регулирующих операции с денежными средствами в игорных заведениях, последние руководствовались двумя основными нормативными документами - Порядком ведения кассовых операций в РФ (далее - Порядок)*(2) и Законом о противодействии отмыванию доходов*(3). Первый документ знаком практически всем коммерческим организациям, второй - только "избранным", в том числе и организаторам азартных игр.
После утверждения Правил ситуация мало изменилась. В них нет прямого указания на вышепоименованные документы, но формулировки п. 3 Правил не предоставляют иного выбора. Значит, игорным заведениям, как и прежде, в операциях с денежной наличностью следует руководствоваться общими нормами Порядка и Закона о противодействии отмыванию доходов. Прежде чем рассматривать особенности применения этих документов в игорном заведении, остановимся на отраслевых положениях Правил. Их немного. Кроме отсылочных норм в Правилах есть три пункта, касающихся обменных знаков игорного заведения. Не вдаваясь в специфику "азартных" кассовых операций, финансовое ведомство указало всего лишь на два момента. Выдача обменных знаков должна производиться в кассе игорного заведения в обмен на денежные средства. И наоборот, выдача выигрыша в виде денежных средств производится в кассе игорного заведения в обмен на предъявленные обменные знаки. Что хотел сказать законодатель в этих двух строчках? Попробуем разобраться.
Какая "валюта" у игорного заведения?
Под обменными знаками игорного заведения понимаются фишки, жетоны или иные знаки (документы), предусмотренные к обращению в игорном заведении (п. 2 Правил). Какие из них использовать, игорное заведение вправе решить самостоятельно в зависимости от вида "азартной" деятельности. В казино это, как правило, фишки, в игровых залах - жетоны, в букмекерских конторах и тотализаторах - квитанции с информацией о событии, на которое сделана ставка, и ее сумма. Вид обменных знаков указывается в правилах проведения азартных игр в игорном заведении. Они не должны противоречить нормам федеральных "азартных" правил совершения операций с денежными средствами, в применении которых сразу возникает ряд вопросов.
Во-первых, как следует из п. 4 Правил, фишки, жетоны и иные знаки выдаются в кассе игорного заведения в обмен на денежные средства. Означает ли это, что игра в кредит является нарушением установленного требования? В принципе Правила этого не запрещают, однако оплатить ставку кредитной картой, обменяв ее на фишки или жетоны, не получится. Обменные знаки игорного заведения Правила обязывают менять только на денежные средства. Безусловно, игра в кредит для игорных заведений скорее исключение из правил. Но на практике встречаются ситуации, когда клиент рассчитывается за сделанную ставку платежной картой, на которую зачислена определенная сумма денежных средств. Можно ли обменять такую карту на фишки или жетоны игорного заведения? Если считать платежные карты денежными средствами, то да. В пользу этого утверждения говорит то, что денежные средства как экономический термин подразумевают деньги юридических и физических лиц в наличной и безналичной формах. Читатель может возразить: на практике проверяющие руководствуются не словарями экономических терминов, а нормативными документами. Но они прямых указаний на этот счет не содержат. В то же время в Гражданском кодексе есть ст. 140, которая так и называется - деньги (валюта). В ней не дано определения денежных средств, но сказано, что платежи на территории РФ производятся в форме наличных и безналичных расчетов. Это указание является еще одним доказательством (правда, не прямым, а косвенным) того, что денежные средства как вид оборотных активов включают наличные деньги и деньги, находящиеся на расчетных банковских счетах. Если игорное заведение посчитает эти аргументы достаточными, оно может указать в правилах проведения азартных игр, что в качестве оплаты фишек и жетонов могут использоваться деньги и платежные карты. Будут ли согласны с этим контролирующие органы, проверяющие соблюдение Правил организаторами азартных игр? Не факт, но в отсутствие прямых указаний законодательства на этот счет у игорных заведений больше шансов, чем у проверяющих, отстоять свою позицию. Окончательные выводы можно будет сделать после ознакомления с разъяснениями контролирующих органов и решениями судебных инстанций, но по данному вопросу пока нет ни тех, ни других. Поэтому организатору азартных игр придется самостоятельно решать, открывать двери для всех посетителей, включая владельцев платежных карт, или только для "наличных" игроков.
Во-вторых, использование обменных знаков - обязанность или право игорного заведения? Для казино, касс букмекерских контор и тотализаторов применение обменных знаков обязательно в силу не столько Правил, сколько удобства их применения при проведении азартных игр и заключении пари. Этого нельзя сказать о залах игровых автоматов. В них сделать ставку можно жетонами, а на отдельных автоматах - деньгами. Таких "уличных" игровых автоматов не так много, но они все же есть. Для проведения на них игр не нужны обменные знаки, за исключением денежных. Следует ли такие игровые автоматы "перенастраивать на жетоны" в целях соблюдения Правил? По мнению автора, в этом нет необходимости. Правила приняты, прежде всего, в целях реализации положений Закона о проведении азартных игр, а он допускает любой вид материального выигрыша в игровом автомате. Это дает право использовать игровым залам и казино автоматы любых типов, "принимающих" ставки как жетонами, так и наличными деньгами. Главное, чтобы они отвечали требованиям технических регламентов и стандартов и имели минимальный процент выигрыша, установленный п. 5 ст. 8 Закона о проведении азартных игр.
Сомневающиеся в правомерности использования игровых автоматов без обменных знаков могут указать на п. 5 Правил. В нем сказано, что денежный выигрыш выдается в кассе при предъявлении обменных знаков. Значит, они обязательны в процедуре выплаты выигрыша, установленной Правилами. Да, этот вывод логичен, если читать Правила выборочно. Но вряд ли такой подход будет верным, ведь применяется весь документ, а в нем перед поименованным пятым пунктом есть четвертый, в котором выплате выигрыша предшествует выдача обменных знаков взамен денежных средств. Иными словами, чтобы получить выигрыш в кассе в обмен на фишки или жетоны, нужно сначала их приобрести и сделать ставку. Если поставить и получить выигрыш у игрового автомата можно деньгами, то предписания п. 4 и 5 Правил явно не для этого случая.
Возможно, включив в Правила условия выдачи и приема обменных знаков игорного заведения, законодатель имел в виду онлайнигры, проводимые с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе Интернета и средств связи. В таких играх нет возможности использовать фишки, жетоны или иные знаки, но они и так запрещены Законом о проведении азартных игр. Зачем дублировать одни и те же требования в нескольких нормативных документах? Вероятно, суть требований п. 4 и 5 Правил заключается в том, что все операции, связанные с денежными средствами в игорном заведении, должны "проходить" через кассу. В ней также должны учитываться фишки, жетоны и другие обменные знаки, используемые как средство расчетов игорного заведения с игроками. Следование этим правилам позволит контролировать движение денежных потоков не только игорному заведению, но и проверяющим, которые могут оштрафовать, например, за искажение бухгалтерской отчетности (ст. 15.11 КоАП РФ) или неполное оприходование денежных средств (ст. 15.11 КоАП РФ).
Повышенное внимание законодателя и чиновников к кассовым операциям объясняется не только фискальными интересами. В игорном заведении практически все расчеты с игроками производятся за "наличку", поэтому контроль над кассовыми операциями в какой-то степени защищает интересы не только организатора азартных игр, но и игроков. Есть еще одна причина для проверки операций с наличными деньгами в игорном заведении. Доходы и расходы от проведения азартных игр, особенно в казино, могут составлять значительные суммы. Это играет определенную роль в финансовом состоянии организатора азартных игр и влияет на величину его активов и обязательств. Информация о них дает представление о стоимости чистых активов игорного заведения. Нельзя сказать, что операции с "наличкой" оказывают существенное влияние на этот показатель, тем не менее при неблагоприятном стечении обстоятельств размер чистых активов игорного заведения может существенно снизиться. Например, если проиграна достаточно крупная сумма денег. У игорного заведения сразу возникает задолженность перед игроком, которая уменьшает величину чистых активов. До момента выплаты денежных средств сумма долга определяется по обменным знакам игорного заведения, находящимся у удачливого игрока. Только по их движению в кассе и на игровых объектах заведения можно объективно проверить сумму "азартных" расходов и уменьшение величины чистых активов. В течение всего периода осуществления "азартной" деятельности за этим показателем следят не только игорные заведения, но и налоговики, которые вправе принять крайние меры, если чистые активы упадут в цене ниже установленного п. 6 ст. 6 Закона о проведении азартных игр лимита.
Рассмотренная ситуация лишний раз подтверждает, что обменные знаки игорного заведения являются эквивалентом денежных средств и подлежат учету в кассе игорного заведения, что отчасти объясняет отдельное внимание к ним в Правилах. Приходится констатировать, что в них описаны только организационные моменты, связанные с обращением обменных знаков игорного заведения. Об их учете и документообороте не сказано ни слова. Справедливости ради отметим: эти вопросы настолько специфичные и неурегулированные в законодательном плане, что ответы на них трудно найти даже в специализированных бухгалтерских изданиях. В такой ситуации бухгалтеру ничего не остается, как самостоятельно решить, в каком порядке учитывать жетоны, фишки и другие обменные знаки игорного заведения. Поэтому в представленных ниже рекомендациях автор не откроет ничего нового "азартному" бухгалтеру, а лишь систематизирует и обобщит имеющуюся в настоящий момент информацию, касающуюся учета фишек и игровых жетонов.
На каком балансе учитывать фишки и жетоны?
Этот вопрос не вызывает трудностей у опытных бухгалтеров игорных заведений. "В балансе нет места для фишек и жетонов", - скажут они и будут правы. Постараемся обосновать данный вывод нормативными актами. Бухгалтерский баланс - эта одна из форм бухгалтерской отчетности, которая составляется на основании данных синтетического и аналитического учета. В свою очередь, бухгалтерский учет - система сбора и обобщения информации об активах и обязательствах в денежном выражении. Фишки и жетоны имеют номинал и даже, возможно, стоимость в рублях, но больше условную, так как ценность они имеют только в пределах игорного заведения, где действуют установленные организатором игры правила. С этих позиций средства, затраченные на изготовление самих жетонов и фишек, не дадут представление об их стоимости, поэтому такие расходы игорное заведение вправе учесть единовременно как текущие затраты. Как видим, дать фишкам и жетонам стоимостную оценку для целей бухгалтерского учета вряд ли получится, такую информацию просто нет оснований считать достоверной, как того требует п. 3 ст. 1 Закона о бухгалтерском учете*(4). Иными словами, на синтетических счетах учитываются только денежные средства, обменные знаки ввиду отсутствия их достоверной стоимостной оценки в учете не отражаются.
Если нет причин отражать фишки и жетоны на балансе, то есть ли необходимость в таких действиях за балансом? Единственный забалансовый счет, который мог бы подойти, 006 "Бланки строгой отчетности", но и он не годится для этих целей. Фишки и жетоны не являются бланками строгой отчетности. Что считать такими бланками согласно Положению об осуществлении наличных денежных расчетов*(5)? К ним относятся квитанции, билеты, проездные документы, талоны, путевки, абонементы и другие документы, предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт. Фишки и жетоны тоже используются для расчетов, но большей частью как средство обмена, что не одно и то же. К тому же в отличие от бланков строгой отчетности обменные знаки игорного заведения не утверждаются Минфином и не используются в качестве замены кассовых чеков.
Каков же вывод? На счетах бухгалтерского учета (как балансовых, так и забалансовых) нет оснований и необходимости отражать информацию об обменных знаках игорного заведения. Но это не говорит о том, что движение фишек и жетонов не должно контролироваться. Правила требуют их учета в кассе, и если это делать не на счетах бухгалтерского учета, то отражать движение обменных знаков следует в отдельных документах. Мы подошли вплотную к следующему вопросу - документообороту операций с обменными знаками игорного заведения. В отличие от денежных средств для документального учета фишек и жетонов не разработаны унифицированные формы первичных учетных документов. Это дает право игорным заведениям самостоятельно определить вид и количество документов, оформляемых по движению жетонов в кассе и игорном заведении.
Документооборот обменных знаков: на бумаге и в программном модуле
Сегодня все больше игорных заведений пользуются преимуществами программных комплексов, позволяющих вести учет не только объектов налогообложения, но и практически всех основных "азартных" операций. Как было сказано выше, движение жетонов не отражается в бухгалтерском учете, но его нужно контролировать. С использованием программно-прикладных продуктов эта задача упрощается. Оператору, совмещающему функции кассира, следует ввести необходимые данные по совершаемой операции, после чего программный модуль сформирует требуемый отчет по движению обменных знаков игорного заведения. Нужно лишь представлять, когда и какие данные вводить в программу, иначе часть отчетов просто не сформируется или будет давать неверную информацию о результатах "азартных" операций. Мы не будем останавливаться на правилах работы с теми или иными программными продуктами, а рассмотрим общие принципы документооборота обменных знаков и его автоматизации в игорном заведении. При этом будем исходить из бумажного документооборота фишек и жетонов, рекомендованного отдельными нормативными актами местных органов власти.
Фишки в казино. Одним из документов, в котором детально прописан порядок составления документов по обменным знакам, является распоряжение столичных властей о порядке содержании казино на территории Москвы*(6). Руководствоваться этим документом следует в части специфики "азартного" бизнеса с учетом норм действующего законодательства. Что рекомендует столичный документ казино?
В обязательном порядке все фишки и жетоны имеют номинал - величину, определяющую ее стоимость. Эти данные заносятся в программно-прикладные продукты в качестве справочных сведений до начала работы программного модуля с "азартными" операциями.
Все жетоны игорного заведения передаются по акту под отчет материально ответственному лицу. Если их несколько, то оператор в программном модуле заводит аналитику по каждому лицу, ответственному за используемые фишки и жетоны. Хранить их в перерывах между сменами допускается в специально выделенном сейфе. Ежедневно перед началом рабочей смены игровые жетоны изымаются из сейфа и передаются отдельно в игровой зал и кассу казино, о чем составляется акт, подписанный кассиром и представителями администрации казино. После окончания рабочей смены игровые жетоны подлежат передаче на хранение в сейф, о чем также составляется специальный акт установленной формы, подписанный представителями администрации казино.
В кассе и на игровых столах ведутся отдельные ведомости, в которых отражается приход обменных знаков. Начнем с ведомости учета движения обменных знаков на игровом столе. В ней отражаются:
- полученные фишки на начало смены;
- остаток фишек на конец смены.
Разница между этими показателями показывает "финансовый" результат игрового стола. Превышение конечного остатка фишек над начальным показывает прибыль стола (приход фишек - Chips In), и наоборот, расход фишек с игрового стола (Chips Out) говорит о выигрыше посетителей игорного заведения за данным игровым столом.
В программном продукте передача фишек в игровой зал (филл) вводится отдельной формой, в ней указывается сумма операции и игровой стол, на который передаются фишки. С помощью этой же формы вводится расходная операция сдачи фишек с игрового стола (кредит). В отдельных программных продуктах эти операции заменены процедурами "открытия" и "закрытия" игровых столов. Они позволяют вести учет фишек на начало и конец смены посредством ввода остатков фишек на игровых столах. Это удобно, когда фишки постоянно находятся на столах, а не хранятся в сейфе. Кроме того, использование формы "открытия" и "закрытия" игровых столов, позволяет в программе "выставить на одно время" начало и конец работы игровых столов и кассы игорного заведения. Операции в кассе должны начинаться и заканчиваться после того, как "открыты" или "закрыты" игровые столы.
Перейдем к операциям с фишками в кассе казино. В ней ведется ведомость движения обменных знаков, которая, как правило, содержит следующие данные:
- игровые жетоны каких номиналов, в каком количестве и на какую сумму были переданы в кассу казино на начало рабочей смены;
- игровые жетоны каких номиналов, в каком количестве и на какую сумму были выданы в кассе казино посетителям во время рабочей смены (приход денег в кассу - Cash In);
- игровые жетоны каких номиналов, в каком количестве и на какую сумму были получены в кассе казино от посетителей во время рабочей смены (расход денег из кассы - Cash Out);
- игровые жетоны каких номиналов, в каком количестве и на какую сумму имеются в кассе казино на окончание рабочей смены.
Разница между суммой стоимости игровых жетонов, полученных на начало рабочей смены, и суммой стоимости игровых жетонов, оставшихся после ее окончания, дублирует финансовый результат деятельности казино по итогам рабочей смены. По окончании рабочей смены кассир казино сначала заполняет ведомость движения игровых жетонов в кассе и передает ее представителю администрации, а затем подсчитывает деньги и заполняет кассовую книгу. По итогам рабочей смены представители администрации казино производят подсчет игровых жетонов, оставшихся на игровых столах и в кассе. Их количество, номиналы и стоимость должны совпасть с количеством, номиналами и стоимостью, выданными на начало смены. В случае обнаружения разницы составляется акт и подписывается представителями администрации казино.
В условиях автоматизированного учета все расхождения можно выявить из проверочного баланса, который выводится в конце смены. Помимо расхождений администрации казино необходимы данные о наличии фишек и денежных средств. Эти сведения формируются в другой отчетной форме - балансовом отчете. Как правило, он составляется при открытии-закрытии казино, в нем отражаются не только остатки фишек и денежных средств на начало и конец рабочего дня, но и операции по их обмену и движению в течение дня.
Кроме указанных балансов программные продукты, в зависимости от заложенных в них возможностей, позволяют формировать детальные отчеты:
- по приходным и расходным операциям, с указанием их оснований, оформленных документов, сумме операции в рублях и в пересчете на внутреннюю валюту казино;
- по игровым столам, в которых отражаются начальные и конечные данные о находящихся на столах фишках и результаты игр, показывающие, сколько было выиграно или проиграно за каждым столом;
- по игрокам, в которых указываются список посетителей казино, время их пребывания, количество и сумма произведенных обменов денежных средств на фишки и обратные операции.
Возможности программных продуктов позволяют формировать еще один отчет - по выдаче кредитов. Но с вступлением в силу Правил использование этого отчета в игорных заведениях пока под вопросом. В целом можно сказать, что без автоматизированного учета в казино сегодня трудно обойтись. Программные продукты экономят время и снижают трудоемкость учетного процесса в игорных заведениях. При этом следует помнить, что учет и контроль хозяйственных операций ведется в программе в соответствии с установленными нормами законодательства. В этих целях программный продукт "настраивается" под требования нормативных актов. Под действующую нормативную базу совершения операций с денежными средствами предлагаемые и используемые программные продукты уже "настроены". С вступлением с силу новых нормативных актов могут потребоваться дополнительные настройки, однако под принятые Правила особо перенастраивать нечего, требований в них не так много - все они уже знакомы игорным заведениям и соблюдаются ими в той или иной степени.
В казино размещаются не только игровые столы, но и автоматы. Если на них можно сделать ставку деньгами, то необходимости в использовании игровых жетонов нет. В противном случае в игорном заведении организуется контроль движения жетонов, используемых для игры на автоматах. Документооборот "автоматных" жетонов рассмотрим отдельно, на примере зала игровых автоматов.
Жетоны в игровых залах. Контроль движения жетонов, которыми делаются ставки на игровых автоматах, проще по сравнению с документооборотом фишек игровых столов. Объясняется это тем, что кассиру в условиях неавтоматизированного учета достаточно составлять лишь одну ведомость - по учету движения жетонов (в кассе). Вести учет жетонов в дополнительной ведомости на каждом игровом автомате, как это предусмотрено для игровых столов, нет необходимости. Результат работы игрового автомата определяется оператором по показаниям счетчиков. Одним из документов, в котором даны рекомендации по организации бумажного документооборота игровых жетонов, является распоряжение о порядке содержания зала (точки) игровых автоматов на территории столицы*(7). В нем говорится, что прием и выдача денежных средств и жетонов в зале игровых автоматов производятся только через кассу. В ней составляются приходные и расходные ордера при:
- сдаче выручки в бухгалтерию организатора азартных игр;
- выдаче жетонов для загрузки игровых автоматов;
- приеме жетонов в кассу после окончания рабочей смены.
В этом перечне нет текущих обменных операций жетонов на денежные средства и наоборот. Столичный документ для их документального учета рекомендует чеки кассового аппарата, однако в настоящий момент игорные заведения не обязаны их использовать. Заметим, в нормативном документе нет указания на составление приходных и расходных ордеров на текущие обменные операции игорного заведения. Однако это является обязательным требованием Порядка. Какие же документы составлять на текущие обменные операции в игровом зале?
Составление на каждую операцию "приходников" и "расходников" при обменных "азартных" операциях - трудоемкое занятие. Чтобы не усложнять документооборот, многие игровые залы выбирают другой вариант. Текущие обменные операции они отражают в ведомости учета движения жетонов, а по денежным средствам составляют кассовый отчет, который предусмотрен для операционной кассы. В отчете указывается денежный остаток на начало и конец смены, а также приход и расход денежных средств по обменным операциям. Можно усовершенствовать кассовый отчет и добавить в него графы прихода и расхода жетонов, тогда отпадет необходимость в ведении отдельной ведомости по движению жетонов.
Заметим, если кассу игрового зала (которых у организатора азартных игр может быть несколько) рассматривать как операционную, то ведение отчета (ведомости) по текущим обменным операциям не является нарушением кассового порядка. Требование о составлении приходных и расходных документов обязательно для главной кассы организатора азартных игр, операционная касса должна составлять поименованные документы в начале и конце смены. Представленный вариант обменного документооборота игрового зала один из наиболее оптимальных, но и он не лишен налоговых рисков. Более безопасный, но трудоемкий вариант - составление в кассе игрового зала приходных и расходных документов в отношении каждой текущей операции по принципу главной кассы. Какой из них выбрать - решать организатору азартных игр. В зависимости от принятого решения при автоматизации учетного процесса ему нужно "настроить" программный продукт либо на главную, либо на операционную кассу. При этом не следует забывать, что основа любого программного продукта, имеющего отношение к кассовым операциям, - операции с денежными средствами, а не с обменными знаками. Автор не случайно рассмотрел сначала специфические операции по учету и контролю над обменными знаками, потому что операции с денежными средствами в игорных заведениях хоть и имеют свою специфику, но регулируются общими нормами, которые знакомы каждому бухгалтеру.
Что учесть кассиру заведения?
Первым документом, которым предписывают руководствоваться Правила при совершении операций с денежными средствами, является Порядок. За все время своего действия этот документ практически не менялся, поэтому мы не будем приводить его нормы. Затронем лишь изменения в сфере наличного денежного обращения, произошедшие за этот год. Немногие из них заинтересуют игорные заведения, но один документ вниманием обойти нельзя.
В Указании ЦБР от 20.06.2007 N 1843-У чиновники банковского сектора установили новый предельный размер расчета наличными денежными средствами между юридическими лицами. Он составляет 100 тыс. руб. (прежний лимит был равен 60 тыс. руб.) и касается расчетов не только между компаниями, но и между юридическими и физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью. Установленный лимит, как и ранее, относится к расчетам в рамках одного договора (по одному или нескольким денежным документам), заключенного между сторонами сделки. При этом к административной ответственности за превышение лимита наличных расчетов привлекается только один участник сделки - тот, кто расплачивается за приобретенные товары (выполненные работы, оказанные услуги). У игорного заведения не так много поставщиков или подрядчиков, поэтому выявить наличные расчеты с ними в крупных денежных суммах проверяющим будет нетрудно. Выход один - осуществлять расчеты в безналичном порядке, невзирая на то, что у игорного заведения в основном вся выручка наличная. Ее можно расходовать из кассы лишь на определенные цели, поименованные в Указании ЦБР N 1843-У.
Организация, как и ранее, может распоряжаться наличными деньгами, не сдавая их в банк, если пришло время выплаты заработной платы или расчетов по иным начислениям работникам (в том числе социального характера). То же самое можно сказать о командировочных расходах, которые организация также может оплатить из наличной кассовой выручки. Организации могут понадобиться деньги на выдачу аванса подотчетным лицам для оплаты иных расходов, не связанных с командировками. Наличная выручка - один из источников их финансирования у игорного заведения. Читатель согласится, что не так уж и много случаев, когда компания может расходовать выручку из кассы. Указание ЦБР поправило это положение, разрешив расходование поступивших в кассу денежных средств на оплату товаров (кроме ценных бумаг), работ или услуг. В этом случае не следует забывать о лимите наличных расчетов, обязывающем организацию следить за тем, чтобы подотчетные лица не оплачивали дорогостоящие товары (работы, услуги). Во всех остальных вопросах обращения денежной наличности игорные заведения руководствуются установленным для всех коммерческих организаций кассовым Порядком.
О противодействии легализации доходов
В отличие от кассовых операций данные требования распространяются не на все организации, а только на избранные, в числе которых кредитные, страховые организации и организаторы игорного бизнеса. Такой контроль необходим в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. Его правовые основы и механизм предупредительных мер установлены Законом о противодействии отмыванию доходов. Этот нормативный акт, так же как и Порядок, не менялся на протяжении последних лет, и игорные заведения уже успели внимательно с ним ознакомиться. Напомним, что в целях реализации положений Закона о противодействии отмыванию доходов предусмотрено несколько мер, в их числе:
- обязательные процедуры внутреннего контроля;
- обязательный контроль;
- запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации доходов, полученных преступным путем.
Обязательному контролю подлежат операции, связанные с получением денежных средств за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске играх, а также с выплатой выигрыша, полученного от участия в указанных играх. Контролируются только те наличные операции, сумма которых превышает 600 тыс. руб.
В этих целях организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны:
- идентифицировать лицо, денежные операции в отношении которого подлежат обязательному контролю;
- систематически обновлять информацию о клиентах, сыгравших на крупную денежную сумму;
- документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами;
- представлять в уполномоченный орган по его письменным запросам информацию по операциям, возможной целью которых является легализация доходов, полученных преступным путем.
Организации, осуществляющие операции с денежными средствами, также обязаны разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. В целом требований не так уж много, и все они выполнимы в той или иной степени, о чем мы уже рассказывали на страницах журнала*(8). В противном случае, если пренебрегать соблюдением требований о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, Федеральная служба по финансовому мониторингу может об этом напомнить и привлечь организатора азартных игр к ответственности. В этом году сотрудники данного ведомства при проведении проверок руководствуются новым положением, которое разработал Минфин для Росфинмониторинга. В чем заключаются новые правила проведения проверок финансовой разведкой в игорном бизнесе, читаете на стр. 73.
М.А. Потехина
"Игорный бизнес: бухгалтерский учет и налогообложение", N 5, сентябрь-октябрь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ".
*(2) Порядок ведения кассовых операций в РФ, утв. Письмом ЦБР от 04.10.1993 N 18.
*(3) Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
*(4) Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
*(5) Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.03.2005 N 171.
*(6) Распоряжение мэра от 29.02.1996 N 97-РМ.
*(7) Распоряжение мэра от 24.04.1998 N 409-РМ.
*(8) О том, какими подзаконными нормативными актами следует руководствоваться игорным заведениям при соблюдении требований о противодействии легализации (отмыванию) доходов, рассказано в статье Т.Н. Сухаревой "Постановка на учет в КФМ", N 5, 2006.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"