К критике новых норм о сельскохозяйственной кооперации
Развитие агропромышленного комплекса является одной из приоритетных задач Правительства Российской Федерации. В последнее время государство прилагает очевидные усилия, направленные на повышение экономической эффективности и конкурентноспособности отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей и обеспечение национальной продовольственной безопасности. В этой связи актуальным представляется развитие норм о сельском хозяйстве, о правовом положении субъектов сельскохозяйственного производства. Например, с января текущего года вступил в силу и действует Федеральный закон N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства".
Немногим ранее принят Федеральный закон N 183-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Полагаем, данным актом нормотворчества законодатель пытается стимулировать развитие сельскохозяйственной кооперации.
В условиях, когда проводящаяся политика по развитию малого, так называемого "фермерского" сельского хозяйства не оправдывает соответствующих ожиданий, а федеральные и субъектов Федерации органы исполнительной власти фактически открыто выступают за создание крупных аграрных холдингов, попытка вдохнуть в вяло развивающуюся систему сельскохозяйственной кооперации новую жизнь не лишена оснований. Вопрос в том, будет ли достигнут ожидаемый результат? Давайте рассмотрим это на примере новых норм в законодательстве о сельхозкооперации, касающихся некоторых аспектов деятельности ревизионных союзов и их объединений.
В ранее действующей редакции ст. 31 ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" предусматривала обязанность сельскохозяйственного кооператива входить в один из аудиторских союзов по своему выбору. Аудиторский союз рассматривался как союз сельхозкооперативов, оказывающий им аудиторские и связанные с ними услуги. Ныне действующая редакция исключила понятие "аудиторский союз". В настоящее время ст. 31 указанного закона обязывает сельскохозяйственный кооператив входить в состав одного из ревизионных союзов, являющихся союзами сельскохозяйственных кооперативов, которые осуществляют ревизию хозяйственно-финансовой деятельности входящих в них кооперативов, а также осуществляют координацию такой деятельности, представление и защиту имущественных интересов кооперативов, оказание иных сопутствующих услуг.
Как видим, ревизионный союз по сравнению с аудиторским союзом имеет более широкие полномочия, особо значимым из которых является возможность выступать от имени входящих в состав союза кооперативов в государственных и иных организациях, в том числе - в судебных органах. Данная новелла явно направлена на обеспечение более квалифицированной защиты имущественных интересов как самих кооперативов, так и их членов в отношениях с другими организациями, государством и отдельными гражданами.
Пунктом 2 ст. 31 ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" установлено, что для создания ревизионного союза требуется инициатива не менее чем 25 кооперативов, являющихся его учредителями. Пункт 7 той же статьи определяет, что каждый ревизионный союз обязан являться членом одной из саморегулируемых организаций и быть включенным в реестр ревизионных союзов и ревизоров-консультантов, который ведется указанной саморегулируемой организацией. В свою очередь, согласно подп. 2 п. 4 ст. 33.1 ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" саморегулируемая организация должна объединять в своем составе не менее 40 ревизионных союзов.
Исходя из изложенного мы выразим сомнение в действенности подобной схемы организации сельскохозяйственных кооперативов. Получается, что деятельность саморегулируемой организации ревизионных союзов возможна при объединении интересов не менее одной тысячи кооперативов. Трудно представить, как на территории одного субъекта Российской Федерации может соорганизовать свою деятельность такое количество сельскохозяйственных производственных кооперативов. Так, например, по состоянию на 1 января 2005 г. в сельском хозяйстве Российской Федерации числилось 20 754 сельскохозяйственных производственных кооператива. И небезынтересно, сколько из них реально функционировало.
С другой стороны, мы можем говорить о саморегулируемых организациях федерального или, как минимум, межрегионального уровней. Возможно, законодатель и стремится к этому? Пункт 22 ст. 33.1 ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" определяет права членов саморегулируемой организации. В числе других к ним относятся: требование защиты своих прав и принятие всех возможных для этого мер; безвозмездное пользование услугами саморегулируемой организации.
Из этого следует, что если у ревизионных союзов и саморегулируемых организаций не будет тесного контакта (а в случае формирования саморегулируемых организаций на уровне более высоком, чем уровень субъекта федерации, это неизбежно), то констатация этих прав - не более чем фикция.
В таких условиях саморегулируемая организация превращается в орган, исключительно формирующий список ревизионных союзов, но никакие оказывающий им реальную помощь в их деятельности. Учитывая сказанное, а также правила п. 23 ст. 33.1 вышеуказанного закона и п. 4 ст. 121 ГК РФ, предусматривающие субсидиарную ответственность членов саморегулируемой организации по ее обязательствам, мы приходим к выводу о принудительном и искусственном характере создания саморегулируемых организаций.
Это не значит, что саморегулируемые организации ревизионных союзов не нужны. Мы говорим о том, что следует более взвешенно подойти к определению числа как членов ревизионных союзов, так и членов саморегулируемых организаций.
По нашему мнению, требуется и иной подход в требованиях к порядку регистрации саморегулируемых организаций ревизионных союзов. Убеждены, что существующий порядок регистрации, исходя из буквального толкования закона, неисполним.
Согласно п. 1 ст. 33.1 ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" саморегулируемая организация - это объединение (ассоциация, союз) ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов. Ревизионный союз, в свою очередь, согласно п. 1 ст. 31 данного закона, является союзом сельскохозяйственных кооперативов. Пункт 1 ранее действующей редакции ст. 31 этого же закона также определял аудиторский союз как союз сельскохозяйственных производственных кооперативов.
В соответствии с п. 4 ст. 33.1 ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" некоммерческая организация может получить статус саморегулируемой организации при условии соответствия некоммерческой организации требованиям данной статьи, в том числе:
1) функционирование некоммерческой организации в качестве аудиторского союза сельскохозяйственных кооперативов (или в новой редакции - ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов) не менее трех лет;
2) объединение в составе некоммерческой организации не менее 40 ревизионных союзов.
Так каким же образом, некоммерческая организация, являющаяся ревизионным (аудиторским) союзом, осуществляющая свою деятельность не менее трех лет, может объединить в своем составе "не менее 40 ревизионных союзов" для того, чтобы быть зарегистрированной в качестве саморегулируемой организации? Такой возможности, по нашему мнению, нет.
К тому же п. 2 ст. 5 Федерального закона N 183-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не предусматривает возможность преобразования аудиторских союзов в саморегулируемые организации.
В связи с этим порядок наделения некоммерческой организации статусом саморегулируемой организации ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов представляется нам непродуманным.
Вообще, сельскохозяйственные производственные кооперативы находятся на положении пасынков. Не можем не отметить, что ст. 3 ч. 2 ФЗ "О развитии сельского хозяйства" особо выделяет в качестве сельскохозяйственных товаропроизводителей сельскохозяйственные потребительские кооперативы (кредитные, снабженческие, торговые и т.п.). В то же время о сельскохозяйственных производственных кооперативах попросту забыли. Неужели государству гораздо важнее торгово-посредническая, нежели производственная деятельность?
В целом мы можем констатировать, что деятельность законодателя направлена на дальнейшее развитие сельскохозяйственной кооперации, повышение ответственности руководящих кадров сельскохозяйственных кооперативов, достижение прозрачности деятельности кооперативов для их членов. Однако требуется более взвешенный подход к законодательному регулированию деятельности сельхозкооперативов, чтобы благие намерения невольно не стали препонами на пути их развития.
С.А. Чаркин,
председатель Городищенского районного суда
Волгоградской области, кандидат юридических наук
"Российская юстиция", N 8, август 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
К критике новых норм о сельскохозяйственной кооперации
Автор
С.А. Чаркин - председатель Городищенского районного суда Волгоградской области, кандидат юридических наук
"Российская юстиция", 2007, N 8