Правовое регулирование образования и деятельности крестьянского
(фермерского) хозяйства по законодательству России и стран СНГ
Развитие рыночных отношений в сельском хозяйстве началось в эпоху существования Советского Союза. Основы законодательства Союза ССР "Об аренде" 1989 года, Основы законодательства "О земле" 1990 года, Закон СССР "О собственности" 1990 года создали условия для возрождения фермерских хозяйств как самостоятельных производителей сельскохозяйственной продукции и субъектов права.
Дальнейшее развитие законодательной базы, регулирующей образование и деятельность фермерских хозяйств, осуществлялось самостоятельными государствами, образовавшимися на основе союзных республик СССР и вошедшими впоследствии в Содружество Независимых Государств.
В числе норм, определявших правовое положение фермерских хозяйств, прежде всего следует назвать, законы, указы президентов и постановления правительств государств СНГ, регулировавших приватизацию земель сельхозназначения и реорганизацию сельскохозяйственных предприятий. Данные акты наделяли граждан, образовывавших фермерские хозяйства, правом на получение земли и имущества бывших колхозов и совхозов.
Особую роль в развитии фермерства в странах СНГ сыграли законы "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", которые определяли порядок создания, деятельности и прекращения фермерских хозяйств.
Российская Федерация первой из бывших советских республик приняла в 1990 году Закон РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". В 1991 году закон "О крестьянских и коллективных крестьянских хозяйствах" принимается в Армении. Закон Белоруссии "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" также введен в действие в 1991 году, а в Азербайджане и Молдове - в 1992 году. Также в 1992 году принят Закон Таджикистана, получивший название "О дехканском (фермерском) хозяйстве", а в Туркменистане - Закон 1994 года "О дайханском хозяйстве". В Узбекистане и Казахстане законы о фермерском хозяйстве приняты в 1998 году, а в Кыргызстане - 1999 году. В некоторых странах СНГ впоследствии приняли новые законы, регулирующие правовой статус фермерского хозяйства. В их числе Молдова - Закон 2000 года "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", Таджикистан - Закон 2002 года "О дехканском (фермерском) хозяйстве" и Россия - Закон 2003 года "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Многие нормативные акты, принимаемые в ходе аграрной реформы, имели существенные пробелы, что в полной мере относится и к законодательству стран СНГ о фермерском хозяйстве. Например, Закон РСФСР 1990 года "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" был справедливо подвергнут критике в юридической литературе*(1). В качестве недостатков ученые называли излишнюю императивность норм, заменить которую предлагалось диспозитивным способом регулирования отношений*(2). Авторы также отмечали, что совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность фермерских хозяйств, должно осуществляться одновременно с развитием аграрного законодательства и законодательства о земельной реформе*(3).
Указанная критика в полном объеме применима к законам о фермерском хозяйстве большинства государств СНГ, наиболее серьезные пробелы которых относятся к правовому статусу хозяйства. Законодательство ряда стран СНГ определяет, что фермерское хозяйство образуется и действует в форме юридического лица - коммерческой организации. Согласно Закону республики Беларусь "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" хозяйство является "самостоятельным хозяйственным комплексом" с правами юридического лица (ст. 3). Аналогичным образом определялся статус хозяйства в Законах "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" Азербайджана (ст. 3), Узбекистана (ст. 7), Законе Таджикистана 1992 года "О дехканском (фермерском) хозяйстве" (ст. 2), Законе Туркменистана "О дайханском хозяйстве" (ст. 9) и Законе РСФСР 1990 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (ст. 1).
Специфика Кыргызстана проявилась в том, что Гражданский кодекс, определяя правовое положение фермерского хозяйства, говорит, что хозяйство может создаваться как юридическое лицо - коммерческая организация либо осуществлять свою деятельность без образования юридического лица (ст. 82-1). При этом имущество хозяйства в любом случае принадлежит его членам на праве общей собственности (ст. 82-3). Аналогичные положения содержатся в Законе "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" 1999 года (ст.ст. 1, 8).
Обратившись к нормам о правовом режиме имущества фермерского хозяйства, мы увидим, что по этому вопросу законодательство государств СНГ также содержит большое количество недостатков и противоречий. Например, ст. 8 Закона Белоруссии "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", именуемая "собственность крестьянского хозяйства" содержит формулировки, из которых следует, что хозяйство является субъектом права собственности на имущество и только в ст. 9 Закона имеется указание на то, что имущество хозяйства принадлежит его членам на праве общей собственности.
В соответствии со ст. 23 Закона Азербайджана "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" имущество хозяйства принадлежит всем его членам на праве "частной собственности". Однако в ст. 24 говорится о праве хозяйства на земельный участок, технику оборудование и другое имущество, включая товары бытового и личного потребления, а согласно ст. 26 в собственность хозяйства может быть включено имущество, относящееся к собственности каждого члена.
Довольно противоречивая ситуация наблюдается и в Туркменистане. Из текста Закона "О дайханском хозяйстве" не понятно, кто является субъектом права собственности само хозяйство или его члены. В соответствии со ст. 2 закона именно хозяйство обладает правом собственности на имущество, произведенную продукцию и плоды. Но земельный участок выделяется не хозяйству, а главе (ст. 11). При этом в законе имеются указания на возможность наследования имущества и необходимость получения согласия членов хозяйства на его отчуждение, а также ссылка о регулировании данных отношений Гражданским кодексом и Кодексом о браке и семьи. Но ни в ГК, ни в Кодексе о браке и семье Туркменской ССР 1969 года (с изменениями и дополнениями на 01.01.1998) нет положений, касающихся дайханского хозяйства и прав его членов. Однако систематическое толкование Закона Туркменистана "О дайханском хозяйстве" все-таки говорит о том, что имущество хозяйства принадлежит его членам.
В отличие от других государств СНГ Закон Узбекистана "О фермерском хозяйстве" четко устанавливает, что субъектом права собственности на имущество является само хозяйство, а не его члены (ст. 18, 19). Учредительным документом фермерского хозяйства является устав, в хозяйстве формируется уставный капитал, и КФХ как юридическое лицо является собственником имущества, внесенного в хозяйство при его образовании.
В данном случае налицо существенное отличие от Кыргызстана, где по ГК хозяйство может образовываться как юридическое лицо, но и Гражданский кодекс, и Закон Кыргызстана "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" содержат положения, согласно которым имущество принадлежит не хозяйству, а его членам.
Гели ГК Азербайджана, Туркменистана и России не содержал такого вида юридического лица, как фермерское хозяйство, то Гражданский кодекс Белоруссии в числе коммерческих организаций наряду с хозяйственными товариществами, обществами, кооперативами и государственными и коммунальными предприятиями называет фермерское хозяйство (ст. 85). Указание на фермерское хозяйство как юридическое лицо имеется в ГК Кыргызстана. Несколько по-другому рассматриваемый вопрос регулируется в Узбекистане, где ст. 40 Гражданского кодекса содержит указание, что юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться не только в формах, предусмотренных ГК, но и другими законами, к которым можно отнести закон "О фермерском хозяйстве".
Данный подход с одной стороны делает легитимной такую форму юридического лица, как фермерское хозяйство, но законодатель при этом не решил вопрос о субъекте права собственности на имущество. Неотъемлемой характеристикой юридического лица является имущественная обособленность, т.е. юридическое лицо должно обладать правом собственности на закрепленное за ним имущество. Эта особенность не присуща фермерскому хозяйству, имущество которого принадлежит его членам на праве общей (долевой или совместной) собственности.
Таким образом, нормативная база стран СНГ, регулирующая порядок образования и деятельности фермерских хозяйств, характеризовалась серьезными недостатками и пробелами, что обусловило необходимость ее совершенствования. Причем в Таджикистане, Молдове и России законодатель пошел по пути принятия новых законов "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
В Российской Федерации данные изменения связаны с введением в действие части первой ГК РФ (01.01.1995), в соответствии со ст. 23 которого глава фермерского хозяйства признается предпринимателем с момента государственной регистрации хозяйства. Столь серьезные нововведения не получили в ГК дальнейшего развития, а нормы о фермерском хозяйстве сведены к нескольким статьям. Эти обстоятельства вызвали заслуженную критику со стороны ученых, суть которой сводилась к необходимости принятия нового закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". Однако это было сделано лишь в 2003 году.
Аналогичным образом, но с небольшими отличиями ситуация развивалась в Таджикистане. Напомним, что в соответствии с Законом Таджикистана "О дехканском (фермерском) хозяйстве" 1992 года хозяйство являлось юридическим лицом (ст. 2). С принятием нового Закона "О дехканском (фермерском) хозяйстве" 2002 года хозяйство утратило статус юридического лица и стало называться самостоятельным субъектом, осуществляющим свою деятельность без образования юридического лица (ст. 3). Однако, в отличие от России, глава фермерского хозяйства Таджикистана предпринимателем не признается.
Совершенствование законодательства о фермерском хозяйстве в Белоруссии, Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане и Азербайджане сопровождалось внесением изменений в действующие законы "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". Указанные изменения касались в основном вопросов землепользования и уплаты налогов и не повлияли на содержание статуса фермерского хозяйства, как это произошло в России и Таджикистане.
Говоря о проблемах нормативной базы, регулирующей правовое положение фермерских хозяйств, прежде всего необходимо рассмотреть роль Гражданского кодекса, поскольку именно этот документ определяет понятие и основные характеристики субъектов права, одним из которых является фермерское хозяйство. При этом в странах СНГ наблюдается три подхода. В первом случае Гражданский кодекс определяет понятие фермерского хозяйства и его место среди других субъектов. При втором подходе ГК содержит отдельные статьи о фермерском хозяйстве, в том числе нормы о правовом режиме имущества, не относя хозяйство ни к юридическим, ни к физическим лицам. Также встречается подход, при котором в Гражданском кодексе полностью отсутствуют нормы о фермерском хозяйстве, а его правовое положение определяется Законом "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
К государствам, в которых распространение получил первый подход, следует отнести Белоруссию, Россию, Таджикистан и Кыргызстан. В соответствии со ст. 46 ГК Белоруссии одной из форм коммерческих организаций является фермерское хозяйство, деятельность которого регулируется ГК и другими актами законодательства. Статьи 113, 260 и 261 ГК регулируют правовой режим имущества хозяйства и порядок его раздела.
Гражданский кодекс РФ изменил статус хозяйства с юридического лица на субъект предпринимательской деятельности без образования юридического лица, глава которого признается предпринимателем (ст. 23). Как и в Белоруссии, ГК РФ содержит определение фермерского хозяйства и устанавливает право общей собственности членов на имущество хозяйства, а основные нормы, регулирующие образование и деятельность фермерских хозяйств, сосредоточены в Законе "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". Аналогичные положения содержатся в ГК Таджикистана, однако четкого понятия фермерского хозяйства здесь не предусмотрено (ст. 24).
В отличие от Белоруссии в Гражданском кодексе России и Таджикистана отсутствует указание, что правовое положение фермерского хозяйства может регулироваться другими, кроме ГК, законами, например законом "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", что, в свою очередь, ведет к тому, что данный закон с полной определенностью нельзя назвать специальным нормативным актом. В то же время на примере России видно, что и ГК, и закон "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" одновременно регулируют одни и те же отношения, включая образование, ведение и прекращение фермерского хозяйства, но между ними отсутствует взаимосвязь и соподчиненность, т.е. не ясно, какой акт содержит общие нормы, а какой специальные? В частности, ГК РФ непоследователен в определении правового статуса хозяйства. Статья 23 ГК РФ одновременно говорит и о регистрации хозяйства и о признании главы предпринимателем. Но Закон РФ 2003 года "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" определяет, что фермерское хозяйство - это объединение граждан, осуществляющих производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции и в законе ничего не говорится о том, что глава хозяйства признается предпринимателем (ст. 1). С другой стороны Закон РФ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", как и одноименные законы стран СНГ, предусматривает специфические особенности КФХ, включая семейный характер, обязанность членов личным трудом участвовать в хозяйственной деятельности и др., а в Гражданских кодексах указанные ограничения отсутствуют.
В ряде государств СНГ встречается другой подход, при котором ГК не содержит определение фермерского хозяйства, а предусматривает лишь несколько положений, регулирующих его права и обязанности. К таким государствам можно отнести Казахстан, Молдову и Узбекистан. Гражданский кодекс Казахстана определяет правовой режим имущества фермерского хозяйства, условия его раздела и образования на базе хозяйства товарищества или производственного кооператива (ст.ст. 224-226 ГК). Гражданский кодекс Молдовы содержит единственное упоминание о хозяйстве при установлении порядка наследования земельного участка сельскохозяйственного назначения (ст.ст. 1566, 1567), а в ГК Узбекистана нормы о фермерском хозяйстве ограничены указанием на то, что право на создание хозяйства предусматривается в числе прочих прав гражданина, включая право на занятие предпринимательской деятельностью и образование юридического лица.
Следующий вопрос, требующий рассмотрения, - это нормативно-правовое регулирование землепользования фермерского хозяйства. Как уже отмечалось, существенную роль в образования и деятельности фермерских хозяйств сыграли нормативные акты, посвященные аграрной реформе, которые в числе прочих положений определяли порядок получения земли для создания КФХ. Основания приобретения прав на землю также регулировались Земельными кодексами и законами "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Особенности правоотношений землепользования фермерского хозяйства проявились в том, что в ряде государств СНГ земельный участок для ведения хозяйства предоставлялся главе как физическому лицу в индивидуальную собственность или пользование. Так, Закон Азербайджана "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", наделяя хозяйство статусом юридического лица, в то же время говорит, что земельный участок выделяется главе хозяйства (ст. 6). Аналогичные положения предусматриваются в белорусском Кодексе "О земле" и Законе "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (ст. 5), а также в Законе Туркменистана "О дайханском хозяйстве" (ст. 11, 12). Несмотря на то, что фермерское хозяйство Узбекистана является юридическим лицом, согласно ст. 11 Закона "О фермерском хозяйстве" земля выделяется не хозяйству, а гражданам. При этом из ст.ст. 10-13 Закона следует, что субъектом права на земельный участок также является глава хозяйства.
По-другому решается вопрос землепользования в фермерском хозяйстве России, Казахстана и Молдовы. Согласно ст. 8 Закона Казахстана "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" заявление о предоставлении участка подается от имени всех членов хозяйства, которые наряду с главой подписывают данное обращение. Правоустанавливающий документ оформляется на фермерское хозяйство с указанием в нем всех сособственников (землепользователей). В соответствии с Законом РФ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" имущество хозяйства, включая землю, принадлежит членам на праве общей собственности (ст. 6). При этом законы России, Казахстана и Молдовы "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" не содержат положений, предусматривающих возможность выделения участка в единоличную собственность или пользование одного лица - главы хозяйства. Отсюда следует, что в России, Казахстане и Молдове субъектами прав на землю фермерского хозяйства являются члены хозяйства.
Анализ законодательства стран СНГ показывает, что земельная правосубъектность фермерского хозяйства не получила должного развития в законах "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и Земельных кодексах. Сфера действия указанных норм ограничена вопросами выделения участка для организации хозяйства из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности. При этом остаются неурегулированными либо крайне слабо урегулированными вопросы сделок с землей, в том числе распоряжение и раздел участка.
Производственная деятельность фермерского хозяйства осуществляется прежде всего усилиями членов хозяйства, а также наемными рабочими. В этой связи регулирование труда в фермерском хозяйстве имеет важное теоретическое и практическое значение.
Закон Таджикистана "О дехканском (фермерском) хозяйстве", законы Белоруссии и Молдовы "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" содержат нормы, которые определяют условия труда наемных рабочих и членов хозяйства.
С принятием Закона РФ 2003 года "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" положения одноименного Закона РСФСР 1990 года утратили силу, а новый закон не регулирует трудовые отношения в КФХ. Трудовой кодекс РФ также не учитывает специфику труда в сфере АПК и не предусматривает соответствующих статей.
В отличие от России Закон Таджикистана "О дехканском (фермерском) хозяйстве" 2003 года содержит специальную статью "труд в дехканском хозяйстве". Данная норма существовала в старом Законе "О дехканском (фермерском) хозяйстве" 1992 года и с принятием нового закона рассматриваемое положение сохранило свое действие, хотя и было частично изменено. В целом правила, регулирующие труд по Таджикскому закону, совпадают с нормами, содержащимися в Законе Казахстана "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (ст. 13), Законе Туркменистана "О дайханском (фермерском) хозяйстве" (ст.ст. 16, 17), Законе Узбекистана "О фермерском хозяйстве" (ст. 23) и Законе Белоруссии "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (ст. 18). Согласно данным нормам хозяйству предоставляется право устанавливать трудовой распорядок и другие условия труда при сохранении социальных гарантий. Обязанность обеспечить безопасные условия труда для членов хозяйства и наемных рабочих возлагается на главу хозяйства. Сходство Российского, Таджикского, Казахского, Туркменского, Узбекского и Белорусского законодательства также проявляется в том, что Трудовые кодексы указанных государств не предусматривают положений, устанавливающих особенности труда в сфере АПК, включая фермерское хозяйство.
Более полно регулирование труда в КФХ осуществляется в Азербайджане и Молдове. Трудовой кодекс Азербайджана содержит специальную ст. 258 "Трудовые отношения в индивидуальных крестьянских (фермерских) хозяйствах и семейном предприятии", где устанавливаются общие принципы регулирования труда наемных рабочих в хозяйстве. Эта норма корреспондируется со ст. 31 Закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Закон Молдовы 2000 года "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" содержит главу "Труд, государственное социальное страхование и социальное обеспечение членов и работников крестьянского хозяйства", где рассматриваются вопросы труда членов и наемных рабочих, а также устанавливается обязанность осуществлять социальное страхование и обеспечение рабочих и членов КФХ. Нормы Закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" получили развитие в Трудовом кодексе Молдовы 2003 года, ст. 326 которого определяет, что условия заключения и исполнения трудового договора между хозяйством и работником определяются ТК и Законом "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". Трудовой кодекс разделяет и вводит самостоятельное регламентирование труда членов и наемных рабочих. Пункт 2 ст. 326 ТК устанавливает, что трудовая деятельность членов хозяйства регулируется не кодексом, а Законом "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и другими нормативными актами. Наличие такого рода положений в Трудовом кодексе следует оценить весьма положительно, так как четко прослеживается соотношение гражданского и трудового законодательства в регулировании труда в фермерском хозяйстве.
Наряду с гражданским, земельным и трудовым правом нормы о фермерском хозяйстве предусматриваются в налоговом, административном и экологическом законодательстве. При этом возникает вопрос, какая роль должна быть отведена Закону "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". По нашему мнению, данный закон должен регулировать гражданскую, земельную и трудовую правосубъектность фермерского хозяйства, не касаясь налоговых, административных, экологических прав и обязанностей КФХ, обладающих ярко выраженной публичностью, подробной регламентацией отраслевыми нормативными актами и, следовательно, отсутствием необходимости дополнительного регулирования.
Для урегулирования сложившихся противоречий странам СНГ рекомендуется создать четкую систему норм, регулирующих правовое положение фермерского хозяйства, включающую общие и специальные правила. Сформулированные в кодифицированных актах общие нормы следует развить в законе "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". Вместе с тем в общих правилах следует предусмотреть возможность отступления от закрепленных в них положений, если в Законе "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" установлено иное (с учетом особенностей данной формы хозяйствования). Соответствующие изменения должны быть внесены в Гражданский, Земельный, Трудовой кодексы и законы "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" стран СНГ.
Н. Мельников,
научный консультант фонда
поддержки аграрной реформы "АгроМИР",
кандидат юридических наук (г. Орел)
"Российская юстиция", N 8, август 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Власов В.А. Законы, регулирующие систему аграрных отношений, нуждаются в совершенствовании // Журнал российского права. 2001. N 10.
*(2) См.: Черноморец А.Е. Правовые барьеры на пути фермерского движения // Государство и право. 1994. N 1. С. 57.
*(3) См.: Палладина М.И. О дальнейшем развитии аграрной реформы и некоторых аспектах правового статуса сельскохозяйственных предприятий и организаций // Государство и право. 1997 N 1. С. 47; Быстров Г.Е. Право частной собственности на землю в России и создание новых предпринимательских структур в сельском хозяйстве // Государство и право. 1997. N 6. С. 65, 68.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовое регулирование образования и деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства по законодательству России и стран СНГ
Автор
Н. Мельников - научный консультант фонда поддержки аграрной реформы "АгроМИР", кандидат юридических наук (г. Орел)
"Российская юстиция", 2007, N 8