г. Самара |
|
31 января 2012 г. |
Дело N А65-19100/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 января 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Кувшинова В.Е., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Степановой Ю.В., с участием:
от ООО "МЕГАПОЛИС КАЗАНЬ" - представителя Тимошкина Ю. В., доверенность от 31 августа 2011 года N 078,
от государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Приволжском районе г.Казани Республики Татарстан - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
от третьего лица: Отделения Пенсионного фонда России по Республике Татарстан - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 25 января 2012 года апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Приволжском районе г.Казани Республики Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23 ноября 2011 года по делу N А65-19100/2011, судья Абульханова Г.Ф., принятое по заявлению ООО "МЕГАПОЛИС КАЗАНЬ", ИНН 1659069951, ОГРН 1071690003527, г.Казань, к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Приволжском районе г.Казани Республики Татарстан, г.Казань, третье лицо: Отделение Пенсионного фонда России по Республике Татарстан, г.Казань,
о признании недействительным решения от 19 июля 2011 года N 013/506/422-2011,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "МЕГАПОЛИС КАЗАНЬ" (далее - ООО "МЕГАПОЛИС КАЗАНЬ", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Приволжском районе г.Казани Республики Татарстан (далее - ГУ - УПФ РФ в Приволжском районе г.Казани, Пенсионный фонд) от 19 июля 2011 года N 013/506/422-2011.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено отделение Пенсионного фонда России по Республике Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 23 ноября 2011 года заявленное требование ООО "МЕГАПОЛИС КАЗАНЬ" удовлетворено, решение ГУ - УПФ РФ в Приволжском районе г.Казани от 19 июля 2011 года N 013/506/422-2011 признано недействительным. На государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Приволжском районе г. Казани Республики Татарстан возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "МЕГАПОЛИС КАЗАНЬ".
В апелляционной жалобе ГУ - УПФ РФ в Приволжском районе г.Казани просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении заявленных требований ООО "МЕГАПОЛИС КАЗАНЬ" отказать, ссылаясь на нарушение норм материального права.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "МЕГАПОЛИС КАЗАНЬ" просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
В отзыве на апелляционную жалобу третье лицо поддержало доводы апелляционной жалобы.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ГУ - УПФ РФ в Приволжском районе г.Казани и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель ООО "МЕГАПОЛИС КАЗАНЬ" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя заявителя, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ГУ - УПФ РФ в Приволжском районе г.Казани проведена выездная проверка заявителя за период с 01 января 2010 года по 31 декабря 2010 года по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
По результатам проверки составлен акт от 27 июня 2011 года N 9, на который обществом принесены возражения, которые не были приняты ГУ - УПФ РФ в Приволжском районе г.Казани. Решением от 19 июля 2011 года N 013/506/422-2011 ГУ - УПФ РФ в Приволжском районе г.Казани доначислило страховые взносы, в том числе 198 602 руб. на страховую часть и 77 073 руб. на накопительную часть обязательного пенсионного страхования в Пенсионный фонд Российской Федерации; 15 161 руб. в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и 27 568 руб. в территориальный фонды обязательного медицинского страхования, а также соответствующие им пени в размере 17 494 руб. и штраф за неуплату страховых взносов в размере 63 681 руб.
Основанием доначисления оспариваемых заявителем сумм страховых взносов явились выводы ГУ - УПФ РФ в Приволжском районе г.Казани о занижении обществом в нарушение норм пенсионного законодательства базы для их исчисления, связанной с включением в нее выплат и вознаграждений работников присоединившегося к обществу реорганизованного юридического лица - ООО "ФД Казань", что привело к неправомерному применению обществом предела налогооблагаемой базы (415 000 руб.) нарастающим итогом с начала расчетного периода.
Установлено, что общество с ограниченной ответственностью "ФД Казань" 01 июня 2010 года реорганизовано в форме присоединения к ООО "Мегаполис Казань", о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись от 02 июня 2010 года N 005864588 и N 005864586. Прекращение ООО "ФД Казань" деятельности путем реорганизации в форме присоединения на основании п.2 ст.58 Гражданского кодекса Российской Федерации свидетельствует о переходе к ООО "Мегаполис Казань" прав и обязанностей присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Из передаточного акта от 01 июня 2010 года, утвержденного общим собранием участников ООО "ФД Казань", подписанного последним и обществом, следует передача реорганизованным обществом присоединенному задолженности перед государственным внебюджетным фондом (Глава 5 "Краткосрочные обязательства" код показателя 623. (т.1, л.д.61).
ГУ - УПФ РФ в Приволжском районе г.Казани не оспаривается, что действие трудовых договоров с работниками присоединенного юридического лица не прекращались, трудовые отношения были продолжены на прежних условиях с учетом требований статьи 75 Трудового кодекса Российской Федерации. Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела дополнительными соглашениями к трудовым договорам, подписанными работниками реорганизованного общества и заявителем. Из этих документов следует, что они заключены к трудовым договорам, ранее заключенным работниками с ООО "ФД Казань".
В соответствии со ст.5 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской федерации, Федеральный фонд медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) к плательщикам страховых взносов отнесены страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся: лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам; организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями; индивидуальные предприниматели индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающие частной практикой, если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
Статьей 75 Трудового кодекса Российской Федерации установлено продолжение трудовых отношений при реорганизации путем присоединения с согласия работника.
В соответствии с п.1 ст.7 Федерального закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ (далее - плательщики страховых взносов), признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых вносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, адвокатами, нотариусам), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Согласно пунктам 1,3,4 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Федерального закона N212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9. Плательщики страховых взносов определяют базу для начисления страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом.
Для плательщиков страховых взносов база для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливается в сумме, не превышающей 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются.
В соответствии с пунктом 6 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты.
Согласно пункту 4 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации реорганизация юридического лица (во всех формах, кроме присоединения) считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица или лиц. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического липа. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом (п.2 ст. 58 Кодекса).
Пунктом 16 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ в случае реорганизации плательщика страховых взносов - организации бремя уплаты страховых взносов, а также представление расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам возложено на его правопреемника независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом обязательств по уплате страховых взносов.
Из анализа вышеназванного законодательства следует, что правопреемник реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него обязанностей по уплате страховых взносов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном Кодексом и Федеральным законом N 212-ФЗ. Выплаты и вознаграждения, являвшиеся в спорный период объектом для начисления страховых взносов соответственно объектом для исчисления налога на доходы физических лиц и единого социального налога, представляют собой оплату труда, являющейся существенным условием оплаты труда.
Учитывая, что база для начисления страховых взносов в силу норм пенсионного законодательства, аналогично нормам налогового законодательства (ст.236, 237, 243 НК РФ), определяется отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом, следовательно, исчисление базы для начисления страховых взносов производится путем суммирования в течение календарного года, произведенных за каждый месяц выплат в пользу работников.
Доводы ГУ - УПФ РФ в Приволжском районе г.Казани со ссылкой на п.4 ст.10 Федерального закона N 212-ФЗ, что для организации, которая будет реорганизована в порядке присоединения к другому юридическому лицу, последним расчетным периодом является день реорганизации (ликвидации) - 02 июня 2010 года, не соответствуют вышеприведенным правовым нормам. Кроме того, согласно пункту 6 статьи 10 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотренные частями 3 настоящей статьи правила не применяются в отношении организаций, из состава которых выделяются либо к которым присоединяются одна или несколько организаций.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы ГУ - УПФ РФ в Приволжском районе г.Казани о том, что Федеральный закон N 212-ФЗ не предусматривает правопреемство в части базы для начисления страховых взносов в случае реорганизации плательщика страховых взносов - организации, поскольку данный довод не соответствует действительному содержанию содержащихся в указанном Федеральном законе норм. Кроме того, справки о доходах физических лиц - работников реорганизованного юридического лица поданы заявителем - правопреемником с учетом выплат, произведенных присоединившейся организацией.
Таким образом, оспариваемое решение ГУ - УПФ РФ в Приволжском районе г.Казани не соответствует законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования заявителя и признал недействительным оспариваемое решение ГУ - УПФ РФ в Приволжском районе г.Казани.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного решение суда от 23 ноября 2011 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ГУ - УПФ РФ в Приволжском районе г.Казани - без удовлетворения.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ГУ - УПФ РФ в Приволжском районе г.Казани Республики Татарстан, однако взысканию не подлежат на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23 ноября 2011 года по делу N А65-19100/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Приволжском районе г.Казани Республики Татарстан - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г.Филиппова |
Судьи |
В.Е.Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из анализа вышеназванного законодательства следует, что правопреемник реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него обязанностей по уплате страховых взносов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном Кодексом и Федеральным законом N 212-ФЗ. Выплаты и вознаграждения, являвшиеся в спорный период объектом для начисления страховых взносов соответственно объектом для исчисления налога на доходы физических лиц и единого социального налога, представляют собой оплату труда, являющейся существенным условием оплаты труда.
...
Доводы ГУ - УПФ РФ в Приволжском районе г.Казани со ссылкой на п.4 ст.10 Федерального закона N 212-ФЗ, что для организации, которая будет реорганизована в порядке присоединения к другому юридическому лицу, последним расчетным периодом является день реорганизации (ликвидации) - 02 июня 2010 года, не соответствуют вышеприведенным правовым нормам. Кроме того, согласно пункту 6 статьи 10 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотренные частями 3 настоящей статьи правила не применяются в отношении организаций, из состава которых выделяются либо к которым присоединяются одна или несколько организаций.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы ГУ - УПФ РФ в Приволжском районе г.Казани о том, что Федеральный закон N 212-ФЗ не предусматривает правопреемство в части базы для начисления страховых взносов в случае реорганизации плательщика страховых взносов - организации, поскольку данный довод не соответствует действительному содержанию содержащихся в указанном Федеральном законе норм. Кроме того, справки о доходах физических лиц - работников реорганизованного юридического лица поданы заявителем - правопреемником с учетом выплат, произведенных присоединившейся организацией."
Номер дела в первой инстанции: А65-19100/2011
Истец: ООО "МЕГАПОЛИС КАЗАНЬ", г. Казань
Ответчик: ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Приволжском районе г. Казани Республики Татарстан
Третье лицо: Отделение Пенсионного фонда России по Республике Татарстан
Хронология рассмотрения дела:
29.05.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-3200/12
26.03.2012 Определение Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-2669/12
31.01.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-15675/11
23.11.2011 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-19100/11
23.11.2011 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-19100/11