город Ростов-на-Дону |
|
23 января 2012 г. |
дело N А32-9712/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 января 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.
судей Л.А. Захаровой, Н.Н. Смотровой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ковалевой С.В.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом (почтовые уведомления N 35226, 35228)
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом (почтовое уведомление N 35227)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Краснодарской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.11.2011 по делу N А32-9712/2011, принятое в составе судьи Федькина Л.О.
по заявлению: общества с ограниченной ответственностью "Грэйн Плюс"
к заинтересованному лицу: Краснодарской таможне
о признании незаконным бездействия, обязании
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Грэйн Плюс" (далее - ООО "Грейн Плюс", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Краснодарской таможне о признании незаконным бездействия Краснодарской таможни, выразившегося в не возврате излишне уплаченных сумм таможенных платежей в сумме 671 865,54 рублей, исчисленных по декларациям на товары N N 10309030/110310/П000502, 10309030/190410/П000882, 10309030/210410/0000908, 10309030/040610/П001239, 10309030/150710/П001510, 10309030/160710/0001521, 10309030/310810/П001872, 10309030/030910/0001883, 10309030/061010/П002018, 10309030/201110/П002204, 10309030/120111/0000007; обязании возвратить ООО "Грэйн Плюс" 671 865,54 руб. излишне уплаченных таможенных платежей на расчетный счет N40702810200040000233 в ОАО "Крайинвестбанк" г. Краснодар, к/с 30101810500000000516, БИК 040349516 (с учетом ходатайства об изменении предмета заявленных требований в порядке ст.ст. 41, 49 АПК РФ - л.д. 126, т. 1).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.11.2011 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что обществом представлены в материалы дела все необходимые доказательства, подтверждающие происхождение ввезенного товара из Турции, в связи с чем заявитель имеет право на преференции, в предоставлении которых таможенным органом неправомерно отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Краснодарская таможня обжаловала решение суда в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просит отменить решение, сославшись на отсутствие документов, подтверждающих факт излишней уплаты таможенных платежей.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверяется судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, от общества поступил отзыв на жалобу, в котором просит оставить решение без изменения, жалобу без удовлетворения. В порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассматривается отсутствие представителей сторон.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "Грэйн Плюс" на основании контракта, заключенного с турецкой компанией, ввезло на территорию Российской Федерации товар: перлитовая руда, код ТН ВЭД РФ 2530101000.
05.03.2011 (в х. 04284) в адрес Краснодарской таможни поступило от ООО "Грэйн Плюс" заявление о возврате денежных средств в связи с предоставлением сертификатов формы "А", подтверждающих страну происхождения товара для восстановления преференциального режима в размере 671 865, 54 руб. на расчетный счет ООО "Грэйн Плюс". К заявлению в соответствии с ч.2 ст. 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-Фз "О таможенном регулировании в Российской Федерации" заявителем прилагались необходимые документы: сертификаты происхождения Формы-А (оригиналы), платежные поручения, грузовые таможенные декларации (копии), копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, заверенная нотариально, копия свидетельства о государственной регистрации, заверенная нотариально, документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявление о возврате платежей, заверенный нотариально (протокол, устав), карточка - образец подписи лица, подписавшего заявление о возврате платежей, заверенный нотариально.
10.03.2011 Краснодарской таможней письмом исх. N 19.4-04/5052 были возвращены ООО "Грэйн Плюс" представленные документы и указанное заявление оставлено без рассмотрения. Названным письмом Краснодарская таможня указала на необходимость представления в таможенный орган документов, подтверждающих факт излишней уплаты таможенных платежей - заключение отдела товарной номенклатуры и происхождения товаров Краснодарской таможни по вопросу подтверждения достоверности сертификата происхождения.
Полагая незаконным отказ таможенного органа в предоставлении преференций в отношении товара, оформленного по указанным ГТД, общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Принимая решение, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии со ст. 9 Таможенного кодекса Таможенного союза любое лицо вправе обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства-членов таможенного союза, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются.
В соответствии со ст. 36 Закона РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 "О таможенном тарифе" при осуществлении торгово-политических отношений Российской Федерации с иностранными государствами допускается предоставление льгот (преференций) по Таможенному тарифу Российской Федерации в виде освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин, снижения ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций Российской Федерации.
В перечень стран-пользователей схемой преференций РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. N 1057 входит, в том числе Турция.
Судом установлено, что ввезенный обществом товар - перлитовая руда имеет код ТН ВЭД 2530101000, который включен в перечень товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на территорию Российской Федерации предоставляются тарифные преференции, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 25 мая 2000 г. N 414.
Аналогичные положения содержатся в Решении Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) от 27 ноября 2009 г. N 18, а также в Решении Комиссии таможенного союза от 27 ноября 2009 года N 130, которыми утверждены перечень развивающихся стран - пользователей системы тарифных преференций таможенного союза и перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции.
Данное обстоятельство таможенным органом также не оспаривается.
Таким образом, при ввозе на территорию РФ из Турции перлитовой руды, общество имеет право на получение тарифных преференций.
Согласно ч. 1 ст. 109 ФЗ "О таможенном регулировании" определение страны происхождения товаров, происходящих из государств, не являющихся членами Таможенного союза, при их ввозе в Российскую Федерацию, осуществляется в соответствии с Соглашением о единых правилах определения страны происхождения товаров и главой 7 Таможенного кодекса Таможенного союза.
Российская Федерация ратифицировала Соглашение о единых правилах определения страны происхождения товаров (Москва 25 января 2008 г.) Федеральным законом от 22 декабря 2008 г. N 257-ФЗ и вступило в силу с 1 июля 2010 года.
В соответствии со ст.1 данных Правила определения страны происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран утверждаются отдельным соглашением между Сторонами.
Соглашение о правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран (Москва, 12 декабря 2008 г.) вступило в силу с 1 июля 2010 года.
Исходя из ст. 1 Правил определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран (далее - Правил), товар считается происходящим из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, в случаях, когда он полностью произведен в данной стране.
Согласно ст. II Правил, Полностью произведенными в развивающейся или наименее развитой стране, на которые распространяется тарифный преференциальный режим, считаются, в том числе полезные ископаемые, добытые из недр страны, в ее территориальном море (водах) или со дна этого моря.
В соответствии со ст. VII "Документальное свидетельство" Правил, в удостоверение происхождения товара из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, лицо, перемещающее товары, представляет декларацию-сертификат о происхождении товара (далее - сертификат) по форме "А", принятую в рамках Общей системы преференций.
Сертификат представляется таможенным органам на бумажном носителе в напечатанном виде на русском или английском языке.
Исходя из ст.VIII Правил, в случае возникновения обоснованных сомнений относительно достоверности сертификата или содержащихся в нем сведений, а также относительно сведений о происхождении товара таможенные или другие уполномоченные органы могут обратиться в компетентные национальные органы развивающейся или наименее развитой страны, заверившие сертификат, с мотивированной просьбой сообщить дополнительные или уточняющие сведения.
Согласно ст. 58 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее ТК ТС) определение страны происхождения товаров производится во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров. Определение страны происхождения товаров осуществляется в соответствии с международными договорами государств-членов таможенного союза, регулирующими правила определения страны происхождения товаров.
В соответствии с ч. 2 ст. 59 ТК ТС документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара.
В силу ст. 61 ТК ТС сертификат о происхождении товара - документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров.
Согласно ч. 1 ст. 63 ТК ТС при отсутствии документов, подтверждающих страну происхождения товаров, если их представление является обязательным для предоставления тарифных преференций, в отношении таких товаров подлежат уплате таможенные пошлины по ставкам, применяемым к товарам, происходящим с территории иностранного государства (групп иностранных государств), с которым есть взаимные договорные обязательства о предоставлении режима не менее благоприятного, чем режим, предоставляемый другим государствам (группам государств) (далее - режим наиболее благоприятствуемой нации), за исключением случая, предусмотренного подпунктом 1) пункта 2 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 3 ст. 63 ТК ТС в отношении таких товаров, применяются (восстанавливаются) режим предоставления тарифных преференций или режим наиболее благоприятствуемой нации при условии подтверждения страны происхождения этих товаров до истечения 1 (одного) года со дня регистрации таможенным органом таможенной декларации.
В то же время, в соответствии со ст. 61 ТК ТС при проведении таможенного контроля таможенный орган вправе обратиться к уполномоченным органам или организациям страны, которые выдали сертификат о происхождении товара, с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения. Такое обращение не препятствует выпуску товаров на основании сведений о стране их происхождения, заявленных при помещении товаров под таможенную процедуру.
Кроме того, согласно распоряжению ГТК РФ от 13 мая 2003 г. N 223-р "О сертификатах происхождения товара формы "А", таможенные органы обязаны:
- предоставлять тарифные преференции, предусмотренные для стран-пользователей схемой преференций, в отношении товаров, происхождение которых подтверждается сертификатами о происхождении товаров формы "А" (далее -сертификаты), при условии заполнения граф сертификатов в соответствии с Правилами;
- направлять оригиналы сертификатов в Главное управление тарифного и нетарифного регулирования для последующей проверки в случае, если заполнение граф сертификатов не соответствует Правилам;
- применять (восстанавливать) к товарам преференциальный режим при решении Главным управлением тарифного и нетарифного регулирования о возможности принятия сертификатов, упомянутых в третьем абзаце пункта 1 настоящего распоряжения, при условии получения надлежащего удостоверения об их происхождении до истечения одного года со дня принятия таможенной декларации таможенным органом.
Из приведенных норм следует, что документом, подтверждающим право на предоставление (восстановление) преференциального режима является сертификат происхождения товаров по форме "А", но не заключение отдела товарной номенклатуры и происхождения товаров Таможенного органа.
Обращаясь с таможенный орган с заявлением о возврате денежных средств (Т.1, л.д. N 12), общество предоставило сертификаты формы "А", подтверждающих страну происхождения товара - N 0210687 от 09.03.2010, N 0210951 от 14.04.2010, N 0210950 от 14.04.2010, N 0211491 от 31.05.2010, N 022078 от 12.07.2010, N 0212077 от12.07.2010, N 0211846 от26.08.2010, N 0211847 от26.08.2010, N 0135839 от 01.10.2010, N 0102111 от 15.11.2010, N 0289985 от 06.01.2011.
Кроме того, с сертификатами были предоставлены и платежные поручения, согласно которым были оплачены таможенные пошлины.
Учитывая изложенное, обществом были представлены все необходимые документы, предоставляющие право на предоставление преференций в виде освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин.
Требование предоставлять декларантами заключения отдела товарной номенклатуры и происхождения товары вышеперечисленными нормами не предусмотрено.
Следовательно, действия Краснодарской таможни по отказу в применении преференций в отношении товара, оформленного обществом по ГТД N N 10309030/110310/П000502, 10309030/190410/П000882, 10309030/210410/0000908, 10309030/040610/П001239, 10309030/150710/П001510, 10309030/160710/0001521, 10309030/310810/П001872, 10309030/030910/0001883, 10309030/061010/П002018, 10309030/201110/П002204, 10309030/120111/0000007 являются незаконными и нарушают права и законные интересы заявителя, в связи с чем требования ООО "Грэйн Плюс" признаются законными и обоснованными и правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.11.2011 по делу N А32-9712/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
Л.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу ст. 61 ТК ТС сертификат о происхождении товара - документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров.
Согласно ч. 1 ст. 63 ТК ТС при отсутствии документов, подтверждающих страну происхождения товаров, если их представление является обязательным для предоставления тарифных преференций, в отношении таких товаров подлежат уплате таможенные пошлины по ставкам, применяемым к товарам, происходящим с территории иностранного государства (групп иностранных государств), с которым есть взаимные договорные обязательства о предоставлении режима не менее благоприятного, чем режим, предоставляемый другим государствам (группам государств) (далее - режим наиболее благоприятствуемой нации), за исключением случая, предусмотренного подпунктом 1) пункта 2 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 3 ст. 63 ТК ТС в отношении таких товаров, применяются (восстанавливаются) режим предоставления тарифных преференций или режим наиболее благоприятствуемой нации при условии подтверждения страны происхождения этих товаров до истечения 1 (одного) года со дня регистрации таможенным органом таможенной декларации.
В то же время, в соответствии со ст. 61 ТК ТС при проведении таможенного контроля таможенный орган вправе обратиться к уполномоченным органам или организациям страны, которые выдали сертификат о происхождении товара, с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения. Такое обращение не препятствует выпуску товаров на основании сведений о стране их происхождения, заявленных при помещении товаров под таможенную процедуру."
Номер дела в первой инстанции: А32-9712/2011
Истец: ООО "Грэйн Плюс"
Ответчик: Краснодарская таможня
Третье лицо: Гаджиев А. П. (для ООО Грэйн Плюс), Краснодарская таможня ЮТУ ФТС России