Заключение Комитета по делам Федерации и региональной политике Государственной Думы Федерального Собрания РФ четвертого созыва от 28 июня 2007 г. N 3.19-
по проекту федерального закона N 438751-4 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий"
(внесен депутатами Государственной Думы Л.А. Коршуновым, С.К. Смирновой, Т.В. Яковлевой, А.М. Чухраевым)
(утв. на заседании Комитета Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике 28 июня 2007 года)
Досье на проект федерального закона
Комитетом Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике (назначен ответственным по законопроекту решением Совета Государственной Думы от 5 июня 2007 года, протокол N 247) рассмотрен проект федерального закона N 438751-4 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" (далее - законопроект), внесенный депутатами Государственной Думы Л.А. Коршуновым, С.К. Смирновой, Т.В. Яковлевой, А.М. Чухраевым.
Комитет отмечает, что указанный законопроект внесен в Государственную Думу в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации и Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Законопроектом предусматривается дальнейшее совершенствование федерального законодательства в части разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по следующим основным направлениям:
- совершенствование механизма и расширение практики передачи федеральными законами осуществления отдельных полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения органам государственной власти субъектов Российской Федерации в целях повышения эффективности государственного управления и развития федеративных отношений;
- уточнение отдельных положений федеральных законодательных актов в части разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по итогам анализа и обобщения правоприменительной практики.
Законопроект вносит изменения в федеральные законы в части разграничения полномочий и совершенствования государственного управления в таких приоритетных сферах общественных отношений как здравоохранение, образование (в том числе в области библиотечного дела), жилищные отношения, вопросы собственности, а также социальная защита граждан, подвергшихся воздействию радиации при различных авариях и катастрофах.
В частности, положения статей 1, 2, 11, 14, 16 законопроекта предусматривают передачу для осуществления с 1 января 2010 года органам государственной власти субъектов Российской Федерации ряда федеральных полномочий по социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк", сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также действий в составе подразделений особого риска.
Устанавливается, что для осуществление указанных полномочий субъектам Российской Федерации будет предусматриваться предоставление субвенций из федерального бюджета.
Передача органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществления полномочий по выплате денежных компенсаций и выплат гражданам, пострадавшим от воздействия радиации, связана, в частности, с проведенным в 2007 году преобразованием в органы государственной власти субъектов Российской Федерации территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости, ранее осуществлявших выплату указанных компенсаций.
Статьей 13 законопроекта вносятся изменения в Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
В частности, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, предлагается отнести:
- осуществление государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда (независимо от формы собственности), общего имущества собственников помещений, соответствием жилых помещений, указанного общего имущества, качества, объема и порядка предоставления населению коммунальных услуг установленным требованиям законодательства;
- содержание и организацию эксплуатации аэропортов (аэродромов) гражданской авиации, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации.
Кроме того, в этой связи законопроектом предлагается дополнить не только Федеральный закон N 184-ФЗ, но и внести необходимые в этом случае дополнения в Федеральный закон "О государственном регулировании развития авиации", которые регламентируют условия, сроки и порядок передачи аэродромов (аэропортов) из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации, а также внести соответствующие дополнения в пункт 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ.
Статьей 19 законопроекта вносятся изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации, корреспондирующиеся с изменениями, вносимыми в Федеральный закон N 184-ФЗ о дополнении полномочиями субъекта Российской Федерации по осуществлению государственного контроля за использованием и сохранностью жилого фонда.
Необходимость внесения данных изменений обусловлена тем, что полномочие по осуществлению указанного государственного контроля, закрепленное в статье 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, должным образом не было разграничено между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации. Вместе с тем, с 1994 года и по настоящее время полномочия по осуществлению государственного контроля за состоянием жилищного фонда фактически осуществляют государственные жилищные инспекции субъектов Российской Федерации, которые существуют в 85 субъектах, а роль Главной государственной жилищной инспекции РФ сводится к нормативно-методическому обеспечению их деятельности.
Кроме того, предусматривается уточнение существовавших ранее и исполняемых органами местного самоуправления полномочий в области жилищных отношений.
Статьями 4, 12 законопроекта закрепляются федеральные полномочия по обеспечению медицинской помощью населения закрытых административно-территориальных образований и наукоградов. При этом необходимо отметить, что фактически данные полномочия уже реально осуществляются медицинскими учреждениями Федерального медико-биологического агентства.
Статьей 5 законопроекта вносятся изменения в Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации". Указанные изменения направлены на предоставление органам местного самоуправления поселений права на осуществление регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства и по месту пребывания (в случае отсутствия на территории поселения территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции). Данное полномочие носит факультативный характер и вправе исполняться органом местного самоуправления при необходимости и наличии собственных бюджетных средств на организацию его осуществления.
Статьями 7, 9, 15 вносятся изменения в Федеральные законы "О пожарной безопасности", "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)", "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации". Данными изменениями уточняются ранее уже осуществляемые органами местного самоуправления полномочия в перечисленных областях общественных отношений.
В Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (статья 17 законопроекта) вносятся изменения, корреспондирующиеся с изменениями в часта уточнения полномочий органов местного самоуправления, вносимыми законопроектом в Жилищный кодекс, "отраслевые" федеральные законы о здравоохранении (в частности, о предупреждении распространения ВИЧ-инфекции и туберкулеза), об образовании, библиотечном деле, пожарной безопасности, регистрации граждан по месту жительства и т.д.
По аналогии с Федеральным законом N 184-ФЗ вводится норма о перечне оценок эффективности деятельности органов местного самоуправления, который утверждается в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации. Также устанавливается, что нормативным правовым актом высшего должностного лица субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено выделение за счет средств бюджета субъекта РФ грантов муниципальным образованиям в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших показателей эффективности.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике поддерживает законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Настоящее заключение утверждено на заседании Комитета Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике 28 июня 2007 года.
Председатель Комитета |
В.И. Гришин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.