Заключение Комитета по собственности Государственной Думы Федерального Собрания РФ четвертого созыва от 25 июня 2007 г. N 3.9-99/3
по проекту федерального закона N 438751-4 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий"
(в части уточнения разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации),
внесенному депутатами Государственной Думы Л.А. Коршуновым, С.К. Смирновой)
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по собственности рассмотрел проект федерального закона N 438751-4 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" в части, относящейся к вопросам ведения Комитета, и отмечает следующее.
Законопроект предусматривает внесение изменений в ряд законодательных актов, связанных с передачей органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления ряда дополнительных полномочий по социальной защите отдельных категорий граждан (подвергшимся воздействию радиации на ЧАЭС, жителей закрытых административно-территориальных образований), а также полномочий в области здравоохранения, обеспечения пожарной безопасности, регистрации граждан по месту жительства, развитии библиотечного дела, осуществлением государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда.
Законопроектом (статья 10) вносятся изменения в Федеральный закон "О государственном регулировании развития авиации", в соответствии с которыми предлагается передать в собственность субъектов Российской Федерации все находящиеся в федеральной собственности аэродромы, за исключением, внесенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень аэродромов, необходимых для осуществления полномочий Российской Федерации.
Комитет по собственности поддерживает концепцию законопроекта, предусматривающую сохранение базового принципа соответствия между функциями определенных органов государственной власти и видами имущества, необходимыми для реализации таких функций, а также установление запрета на перепрофилирование аэродромов, переданных в собственность субъектов Российской Федерации, без согласования с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом в сфере гражданской авиации.
Вместе с тем по тексту статьи 10 имеется следующие замечания.
В связи с тем, что механизм передачи объектов государственного имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации установлен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" представляется целесообразным исключить из абзацев 2 и 3 статьи 10 законопроекта дублирующие правовые нормы, сохранив ссылку на вышеуказанный Федеральный закон.
По мнению Комитета по собственности в целях недопущения правовой коллизии целесообразно также внести изменение в статью 7 Воздушного кодекса Российской Федерации, указав, что аэродромы, относящиеся к государственной авиации, могут находиться в федеральной собственности или государственной собственности субъекта Российской Федерации.
Следует обратить внимание, что текст статьи 10 законопроекта содержит отдельные неопределенные правовые понятия. Так, непонятно что представляют собой "предложения, направляемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации", кто устанавливает их состав и требования к их содержанию, какие органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право направлять свои предложения, входят ли в их число законодательные органы государственной власти субъектов Российской Федерации и т.д.
Аналогичные замечания касаются предложенного законопроектом механизма утверждения перечня федеральных аэродромов гражданской авиации и передачи аэропортов, не вошедших в указанный перечень, в собственность субъектов Российской Федерации. Неясна процедура утверждения упомянутого перечня, а также процедура принятия Правительством Российской Федерации решения о такой передаче. Представляется недостаточно обоснованным установленный срок - в течении трех месяцев - и ограничивающие его события - с момента" поступления предложений в федеральный орган исполнительный власти в сфере гражданской авиации до принятия Правительством Российской Федерации решения о передаче в собственность субъектов Российской Федерации. Также неясны последствия нарушения установленного срока?
Остается вопрос в отношении аэропортов (аэродромов), которые будучи не включенными в федеральный список, также не попадут и в предложения субъектов Российской Федерации.
Следует отметить, что текст законопроекта нуждается в серьезной доработке в части юридической техники его изложения.
С учетом вышеизложенного Комитет по собственности рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 438751-4 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий".
Председатель Комитета |
В.С. Плескачевский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.