Заключение Комитета по бюджету и налогам
по проекту федерального закона N 424303-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и в другие нормативные правовые акты Российской Федерации"
(в части создания портовых особых экономических зон),
внесенного Правительством Российской Федерации
Рассмотрев проект федерального закона N 424303-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и в другие нормативные правовые акты Российской Федерации", Комитет отмечает следующее.
Законопроектом предусмотрено внесение изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" в части установления обязанности представления в таможенный орган обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов резидентом особой экономической зоны в дифференцированных размерах в зависимости от осуществляемого им вида портовой деятельности в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Российской Федерации.
В настоящее время статьей 337 Таможенного кодекса Российской Федерации определен ограниченный перечень случаев, при которых обеспечивается исполнение обязанности уплаты таможенных пошлин, налогов. Законопроектом предлагается расширить перечень таких случаев, предусмотрев норму об обеспечении обязанности уплаты в случае осуществления деятельности в качестве резидента портовой особой экономической зоны.
Одновременно проектом федерального закона предлагается внести изменения в ряд статей Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", в частности в статью 37, регулирующую вопросы применения таможенного режима свободной таможенной зоны. Законопроектом предлагается установить перечень товаров на территории портовой особой экономической зоны, на которые действие таможенного режима свободной таможенной зоны не распространяется; установлены особенности применения таможенной процедуры декларирования товаров при ввозе на территорию портовой особой экономической зоны. Кроме того определены лица, имеющие право выступать в качестве декларанта товаров, ввозимых на территорию портовой особой экономической зоны и помещаемых под таможенный режим свободной таможенной зоны либо под иной таможенный режим, заявляемый в связи с вывозом товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации либо их ввозе на остальную часть таможенной территории Российской Федерации. Проектом федерального закона установлены даты, используемые в целях определения стоимости и количества товаров, которые могут выпускаться для свободного обращения при вывозе их с территории промышленно-производственной или технико-внедренческой, а также портовой особой экономической зоны.
Данные новеллы в целом соответствуют нормам и правилам Специального приложения D Главы 2 "Свободные зоны" Международной Конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (в редакции протокола "Об изменении Международной Конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (совершен 26 июня 1999 г. в Брюсселе).
При этом полагаем, что необходимо обратить внимание на следующее.
В отношении товаров, вывозимых на остальную часть таможенной территории Российской Федерации с территории портовой особой экономической зоны, для целей исчисления таможенных пошлин, уплачиваемых в соответствии с частью 19 статьи 37, таможенная стоимость и количество иностранных товаров (в том числе продуктов их переработки, если товары подверглись не запрещенным в особой экономической зоне операциям, их отходов или остатков), а также применяемые ставки предлагается определять на день помещения под таможенный режим, заявленный в связи с вывозом товаров с территории портовой особой экономической зоны. Однако не ясно почему в отношении "остатков" предлагается не дата их ввоза на территорию портовой особой экономической зоны. Если целью помещения товара под таможенный режим свободной таможенной зоны является развитие производства, то почему вывоз "остатков" также стимулируется налоговыми льготами (то есть не взимается процент за фактическую отсрочку платежа).
Одновременно, учитывая, что в результате переработки товаров на территории промышленно-производственной, технико-внедренческой и портовой зоны образовываются продукты переработки товаров, их остатки, а также отходы переработки, необходимо в законопроекте предусмотреть нормы, устанавливающие особенности порядка определения таможенной стоимости таких товаров. Поскольку в соответствии с частью 19 статьи 37 при выпуске для свободного обращения на остальную часть таможенной территории Российской Федерации помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны иностранных товаров (в том числе продуктов их переработки, если товары подверглись не запрещенным в особой экономической зоне операциям, их отходов или остатков) таможенными органами взимаются таможенные пошлины и налоги, вопрос об определении базы для их исчисления необходимо урегулировать в проекте федерального закона.
Учитывая изложенное, в целом принятие законопроекта в первом чтении Комитетом поддерживается, поскольку учесть данные замечания возможно при доработке законопроекта к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении.
Председатель Комитета |
Ю.В. Васильев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.