Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и в другие нормативные правовые акты Российской Федерации"
Приоритетом в сфере экономического развития России является формирование условий, обеспечивающих последовательное повышение благосостояния населения на основе динамичного и устойчивого развития российской экономики. В рамках этого процесса главные усилия должны быть направлены на создание благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата. В качестве одного из способов повышения экономического потенциала и создания благоприятного инвестиционного климата в Российской Федерации с 2005 года начал применяться механизм создания территориальных образований с особым режимом осуществления предпринимательской деятельности - особые экономические зоны. Особые экономические зоны не только способ привлечения инвестиций, но и инструмент региональной экономической политики для стимулирования развития депрессивных регионов и решения проблем выравнивания уровня их экономического развития.
В последнее время экономический рост все больше сталкивается с проблемами развития транспортной сети. Принятые за последние годы меры (в том числе по реформе естественных монополий) оказались недостаточными для притока инвестиций в эти сектора. Отчасти это является результатом отсутствия институциональных условий, способных обеспечить прозрачность принятия решений о направлении инвестирования, контроля за эффективным расходованием средств, отсутствия развитой системы части о-государственного партнерства. Все недостатки развития транспортной системы России в полной мере присущи производственной деятельности морских портов и аэропортов. Существенное отставание доли грузоперевозок морским и воздушным транспортом в структуре грузовых перевозок Российской Федерации и снижение доли грузооборота морского транспорта за последние годы являются следствием неразвитости портовых инфраструктур, не отвечающих потребностям современной экономики.
Одной из возможных форм привлечения инвестиций и дальнейшего развития экономического потенциала производственной деятельности морских, речных портов и аэропортов может стать создание на их базе образований с особыми экономическими условиями функционирования - портовые особые экономические зоны (далее - ПОЭЗ).
ПОЭЗ - это не только обособленная географическая территория, но и система преференций, позволяющих обеспечить интенсивный экономический рост портового хозяйства. Целью создания ПОЭЗ на территории Российской Федерации является не столько формирование условий привлечения отечественных и иностранных инвестиций для строительства и реконструкции портовой инфраструктуры, сколько стимулирование развития портового хозяйства и в конечном счете развитие портовых услуг, конкурентоспособных по отношению к зарубежным аналогам. В итоге придание статуса особых экономических зон позволит российским портам конкурировать с портами соседних стран.
Деятельность ПОЭЗ связана со снижением факторов, препятствующих инвестиционной активности в современной России, таких как:
невысокий уровень доверия к институтам власти и принимаемым ими решениям, что прежде всего проявляется в частой смене регулирующих экономическую жизнь нормативных правовых актов;
слабое развитие инфраструктуры, наличие которой является важной предпосылкой активности частного бизнеса;
сложность и забюрократизированность процедур ведения бизнеса, включая высокие издержки выхода компаний на рынок.
Главным приоритетом в сфере экономических отношений является содействие развитию рыночной инфраструктуры, которое в условиях глобализации немыслимо без широкого включения России в систему мирохозяйственных связей. Для достижения этой цели необходимо:
содействовать расширению отечественного экспорта и рационализации импорта в страну;
обеспечивать благоприятные внешние условия для формирования в стране экономики рыночного типа, перевооружения технологической базы Российской Федерации, повышения уровня ее конкурентоспособности как на отечественном (импортозамещение), так и на зарубежных рынках (повышение доли промышленных товаров в структуре экспорта Российской Федерации), гарантирующей максимальный экономический эффект от участия в международном разделении труда;
добиваться сведения к минимуму рисков при дальнейшей интеграции России в мировую экономику с учетом необходимости обеспечения экономической безопасности страны;
содействовать привлечению иностранных инвестиций в первую очередь в приоритетные сферы российской экономики.
На эффективность решения поставленных задач применительно к портовому хозяйству оказывают влияние следующие факторы, изложенные в приоритетном порядке:
уровень административных барьеров при входе на рынок, предусматривающий упрощение и прозрачность процедуры оформления разрешительной документации, необходимой для начала осуществления портовых услуг;
налоговые льготы, снижающие издержки бизнеса и стимулирующие расширение налогооблагаемой базы за счет роста предпринимательской и инвестиционной активности;
гарантии правовой защиты гражданских прав предпринимателей, включая защиту права собственности, учитывая высокую стоимость основных фондов, используемых в портовом хозяйстве;
неизменность правового режима в течение длительного периода времени, наличие в российском законодательстве стабилизационной оговорки, гарантирующей неизменность условий ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности в условиях принятия норм, ухудшающих условия ведения бизнеса;
наличие и качественное развитие портовой инфраструктуры;
уровень квалификации рабочей силы, отражающий наличие и востребованность высококвалифицированных и научных кадров;
внешнеторговые преференции, предусматривающие введение упрощенного порядка осуществления внешнеторговых операций через порты (аэропорты) и снижение издержек, связанных с оказанием портовых услуг. В этом случае таможенная зона, периметр которой совпадает с периметром ПОЭЗ, представляет собой особую, полностью изолированную таможенную территорию, внутри которой действует особый таможенный режим, применяются специфические правила таможенного управления и надзора;
финансовые льготы - в виде установления низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование землей и производственными помещениями, предоставления различных форм субсидий за счет бюджетных средств и преференциальных государственных кредитов.
Данные меры призваны обеспечить, в том числе и возвращение потребителей портовых услуг из зарубежных портов (аэропортов) и, как следствие, резкий рост объема услуг, оказываемых в российских портах (аэропортах).
Представленный законопроект предусматривает возможность создания на территории Российской Федерации портовых особых экономических зон.
Особенности функционирования хозяйствующих субъектов, работающих в портовой особой экономической зоне, дифференцируются в зависимости от вида портовой деятельности, которая ими осуществляется:
погрузочно-разгрузочные работы;
услуги по складированию и хранению товаров, а также транспортно-экспедиторские услуги;
снабжение и укомплектование снаряжением судов, оснащение судов (воздушных судов) судовыми припасами и бортовыми запасами;
ремонт, техническое обслуживание и модернизация судов и судовой техники, воздушных судов и авиационной техники, в том числе двигателей и других агрегатов;
переработка и консервирование рыбы и морепродуктов;
работы по предпродажной подготовке товаров (упаковка, переупаковка, дробление, укрепление, маркировка и тому подобные работы);
простые сборочные операции по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации;
оптовая торговля товарами;
обеспечение функционирования деятельности портовой особой экономической зоны.
Для портовых особых экономических зон предлагается отказаться от ограничений, связанных с существующим сегодня в Федеральном законе "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" запретом на наличие на момент создания зоны на ее территории имущества юридических и физических лиц, существующих в настоящий момент для промышленно-производственных и технико-внедренческих особых экономических зон, так как портовые особые экономические зоны могут создаваться в рамках существующих морских, речных портов и грузовых терминалов международных аэропортов.
Принимая во внимание длительный период окупаемости портового хозяйства, высокую стоимость основных фондов, используемых в портовом хозяйстве, и необходимость неизменности правового режима в течение длительного периода времени для гарантии условий ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности в условиях принятия норм, ухудшающих условия ведения бизнеса, законопроектом предусматривается увеличение до 49 лет срока, на который предлагается создавать портовые особые экономические зоны.
Кроме того, законопроектом предлагаются изменения условий регистрации организаций в качестве резидентов ПОЭЗ, а в частности:
1) При осуществлении портовой деятельности резидентом ПОЭЗ, размеры обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов не могут быть менее: 10 миллионов рублей при осуществлении портовой деятельности, связанной со складированием, хранением и оптовой торговлей товарами, не являющимися подакцизными товарами или минеральным сырьем; 30 миллионов рублей при осуществлении портовой деятельности, связанной со складированием, хранением и оптовой торговлей любыми товарами, включая подакцизные товары или минеральное сырье; 2,5 миллионов рублей при осуществлении иной портовой деятельности.
2) При осуществлении деятельности по созданию, реконструкции и эксплуатации объектов инфраструктуры порта, объемы минимальных инвестиционных вложений составляют: при создании и развитии инфраструктуры нового порта - не менее ста миллионов евро; при создании и развитии инфраструктуры нового терминала аэропорта - не менее пятидесяти миллионов евро; при реконструкции и развитии действующей инфраструктуры порта (аэропорта) - не менее трех миллионов евро (за исключением нематериальных активов) в рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации на день подачи заявки на заключение соглашения в органы управления особыми экономическими зонами.
Таможенный режим на территории ПОЭЗ определяется в рамках действующего таможенного законодательства. Предлагается использовать на территории ПОЭЗ таможенный режим свободной таможенной зоны. Указанная мера будет способствовать усилению привлекательности получения данного статуса и, учитывая требования по объему инвестиций, предъявляемые к резидентам, создаст благоприятные условия для привлечения средств в развитие портового хозяйства страны. Кроме того, для резидентов ПОЭЗ законопроектом предусматриваются изменения в части применения таможенного режима свободной таможенной зоны для товаров, а также перемещении товаров внутри территории ПОЭЗ и убытии товаров с территории ПОЭЗ на таможенную территорию Российской Федерации и за ее пределы, а также изменения в части режима налогообложения резидентов ПОЭЗ по операциям с товарами и услугами внутри ПОЭЗ.
Принятие федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" потребует внесения изменений во вторую часть Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340, 3341; 2001, N 1, ст. 18; N 33, ст. 3429; N 53, ст. 5015; 2002, N 22, ст. 2026; N 30, ст. 3027; 2003, N 1, ст. 2; N 22, ст. 2066; N 28, ст. 2886; 2004, N 27, ст. 2711; N 34, ст. 3517, 3524; N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; 2005, N 30, ст. 3101, 3118-3130; N 52, ст. 5581; 2006, N 10, ст. 1065; N 31, ст. 3433, 3436; N 45, ст. 4628; N 50, ст. 5279) в части распространения уже предусмотренных налоговых льгот в отношении резидентов особых экономических зон других типов на резидентов ПОЭЗ, расширения перечня операций не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), а также уточнения порядка подтверждения права на невзимание или на получение возмещения при налогообложении налогом на добавленную стоимость и акцизами, в случае, если товары помещены под таможенный режим свободной таможенной зоны ПОЭЗ. В Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 28, ст. 3493) - в части нераспространения действия статей 7 и 16 данного федерального закона на отношения, связанные с осуществлением портовой деятельности резидентами особой экономической зоны.
Учитывая стратегические преимущества транспортной составляющей и географического положения России и потенциал ее прибрежных территорий, создание портовых особых экономических зон ускорит интеграцию России в мировую экономику, а также позволит перераспределить мировые потоки товаров и капиталов в интересах Российской Федерации.
Создание ПОЭЗ на территории Российской Федерации с учетом мирового опыта будет способствовать экономическому развитию как непосредственно портов (аэропортов), так и регионов Российской Федерации. Указанный эффект достигается посредством активизации внешнеторговой и инновационной деятельности, увеличения объемов экспорта, создания дополнительных рабочих мест, стимулирования развития конкурентоспособных видов наукоемких технологий и промышленного производства, дополнительного притока в страну прямых иностранных инвестиций, обеспечивающих технологический прорыв России на зарубежные рынки.
Последовательное осуществление политики, направленной на развитие в Российской Федерации образований с особыми экономическими условиями функционирования, улучшит деловой климат, создаст прозрачные и стабильные правила осуществления экономической деятельности, стимулирующие развитие предпринимательской инициативы, благоприятные условия для реализации социально ориентированной рыночной экономики.
Кроме этого, актуальность принятия данного законопроекта обусловлена усилением зависимости темпов экономического роста в Российской Федерации от степени развитости отечественной транспортной инфраструктуры, в том числе портовой. В Федеральной целевой программе "Модернизация транспортной системы России" (2002 - 2010 г.г.), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 г. N 848, указывается, что транспортные технологии не отвечают современным требованиям эффективного функционирования транспорта в условиях рынка, не получили достаточного развития мультимодальные перевозки, широко распространенные в развитых странах мира. На морском транспорте, например, специализация и оснащенность российских торговых портов не соответствуют структуре и объемам внешнеторговых и транзитных грузопотоков, в результате чего около 30 процентов российских внешнеторговых грузов отправляется через иностранные порты. На железнодорожном транспорте недостаточен уровень взаимодействия с другими видами транспорта, и, прежде всего с морским транспортом.
Основной целью современной портовой деятельности должно стать эффективное и безопасное обслуживание грузопотоков, оперативное продвижение товаров от производителя к потребителю. Необходимо разработать и реализовать комплекс мер по созданию общей системы технологического, таможенного, информационного, логистического, страхового, сервисного обеспечения грузов на участках международных транспортных коридоров.
Одним из инструментов эффективного решения данных вопросов могут быть ПОЭЗ.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и другие нормативные правовые акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и другие нормативные правовые акты Российской Федерации" начиная с года, следующего за годом его принятия, и на протяжении пяти последующих лет потребует дополнительных средств из федерального бюджета на:
содействие, в том числе техническое, субъектам Российской Федерации в подготовке проектно-сметной документации на создание (развитие) соответствующей инфраструктуры в отобранных на конкурсной основе особых экономических зонах;
долевое финансирование конкретных мероприятий по созданию и обслуживанию инфраструктуры портовых особых экономических зон, предусматривающих строительство (реконструкцию) объектов инфраструктуры порта: портовых гидротехнических сооружений, средств навигационного оборудования и других объектов навигационно-гидрографического обеспечения мореплавания, радиолокационных систем управления движением судов, автоматических информационных систем, железнодорожных и автомобильных подъездных путей, устройств связи, тепло-, газо-, водо- и электроснабжения, иных инженерных сетей и коммуникаций, складов, а также иных зданий, строений, сооружений, устройств и оборудования, расположенного в границах морского порта и предназначенного для обеспечения безопасного судоходства, оказания услуг общего пользования, обеспечения государственного контроля и надзора в морском порту, в том числе и объектов административного назначения.
В рамках создания и развития портовой особой экономической зоны на территории нового порта (greenfield) затраты федерального, регионального и местного бюджетов будут максимальными, так как потребуется новое строительство указанных объектов инфраструктуры порта.
Затраты, необходимые на создание объектов инфраструктуры в новой (greenfield) портовой особой экономической зоне, исходя из перечня планируемого и осуществляемого строительства перегрузочных и перевалочных объектов для обустройства и соответствующего материально-технического оснащения новых портов, в среднем составят 350 млн. руб. (10 млн. евро) на 1 квадратный километр (без учета дноуглубительных работ).
Соответственно при создании особой экономической зоны на территории существующего порта и аэропорта, инвестиций на создание основной инженерной инфраструктуры потребуется значительно меньше, в связи с меньшими вложениями в инфраструктуру.
Затраты федерального бюджета, включая стоимость реализации указанных выше компонентов, с учетом непредвиденных материальных расходов и роста цен, будут компенсироваться за счет:
сокращения расходов федерального бюджета (субвенций, субсидий и т.д., выделяемых субъектам Российской Федерации);
роста доходов федерального бюджета посредством расширения налогооблагаемой базы реального сектора экономики, активизации прямых инвестиций, увеличения товарооборота конкурентоспособной продукции и числа крупных налогоплательщиков.
При этом создание портовой особой экономической зоны как элемент развития, например, Мурманского торгово-транспортного узла позволит увеличить его грузопоток в три раза с 27,6 до 72 млн. тонн в год и принесет дополнительные ежегодные налоговые отчисления в размере 120-180 млн. долларов в федеральные и региональные бюджеты.
Создание благоприятных условий для развития портовых услуг приведет к резкому сокращению оттока потребителей этих услуг из страны и, напротив, будет способствовать привлечению потребителей транспортных услуг из-за рубежа. Мировая практика показывает, что наличие ОЭЗ увеличивает экспорт товаров и услуг в среднем до 20%, для России же рост экспорта портовых услуг может составить от 50 до 100%, что делает вполне реальной задачу по удвоению объема грузоперевозок морским и воздушным транспортом уже в течение первых двух лет и, как следствие, удвоению налоговых отчислений.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих в связи с данным законопроектом признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и в другие нормативные правовые акты Российской Федерации"
1. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть вторая (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340, 3341; 2001, N 1, ст. 18; N 33, ст. 3429; N 53, ст. 5015; 2002, N 22, ст. 2026; N 30, ст. 3027; 2003, N 1, ст. 2; N 22, ст. 2066; N 28, ст. 2886; 2004, N 27, ст. 2711; N 34, ст. 3517, 3524; N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; 2005, N 30, ст. 3101, 3118, 3128 - 3130; N 52, ст. 5581; 2006, N 10, ст. 1065; N 31, ст. 3433, 3436; N 45, ст. 4628, ст. 5279).
2. Таможенный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 22, ст. 2066; 2006, N 8, ст. 854).
3. Федеральный закон от 9 июля 1999 года N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 28, ст. 3493).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.