Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации"
Законодательные основы саморегулирования на российском страховом рынке были определены еще в 1992 году Законом Российской Федерации "О страховании". На сегодня в реестре объединений субъектов страхового дела зарегистрировано около 90 союзов (ассоциаций) и иных объединений субъектов страхового дела - страховых организаций, обществ взаимного страхования, страховых брокеров и страховых актуариев.
Указанные объединения действуют на основании статьи 14 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации", норм Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О некоммерческих организациях".
Основная и главная цель союзов (ассоциаций) субъектов страхового дела - координация деятельности своих членов, представление и защита их общих интересов.
Вместе с тем нынешний статус союзов в ассоциаций субъектов страхового дела в значительной степени не позволяет им влиять на формирование и развитие цивилизованного рынка страховых услуг, содействовать обеспечению добросовестного и законного осуществления страховой деятельности, регулировать и контролировать деятельность своих членов. Каждый союз (ассоциация) субъектов страхового дела строит взаимоотношения с органами власти исходя из каких-то групповых, нередко конъюнктурных отношений. При этом даже позитивные отношения не имеют четкой нормативной правовой базы.
Практика создания и функционирования на российском страховом рынке союзов (ассоциаций) субъектов страхового дела за последние 5 лет показала необходимость серьезного совершенствования правовых основ их создания и деятельности на принципах саморегулирования.
Указанная необходимость обусловлена также требованиями проводимой в России административной реформы. Так, указом Президента Российской Федерации от 23 июля 2003 года N 824 "О мерах по проведению административной реформы в 2003 - 2004 годах" среди приоритетных направлений определено "развитие системы саморегулируемых организаций в области экономики". Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. N 38-р, в целях совершенствования системы регулирования финансового рынка признано необходимым развивать саморегулирование на финансовом рынке, взаимодействие саморегулируемых организаций с органами государственной власти.
В настоящее время законодательно достаточно определены и урегулированы принципы саморегулирования на рынке ценных бумаг, в оценочной деятельности. При этом последние наиболее разработаны. Поэтому при подготовке настоящего законопроекта за основу были взяты структура и принципы саморегулирования в оценочной деятельности, так как они, по мнению авторов, с формальной точки зрения совпадают со структурой и принципами нормативного регулирования саморегулирования субъектов страхового дела.
Статья 1 законопроекта вносит изменения в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон).
Главное законодательное регулирование состоит в дополнении Закона новой главой V.1 "Саморегулирование субъектов страхового дела". Укатанная глава состоит из 22 статей: 29.1 - 29.22.
В статье 29.1 дается понятие саморегулируемой организации субъектов страхового дела, определяются требования, которым должна отвечать некоммерческая организация, чтобы получить статус саморегулируемой, в частности, требования к первоначальному размеру компенсационного фонда; определяются особенности ликвидации и реорганизации саморегулируемой организации.
Важным следует отметить требование о наличии у саморегулируемой организации:
контрольного подразделения, сформированного из штатных сотрудников и осуществляющего контроль за выполнением ее членами требований устава саморегулируемой организации, федеральных стандартов, стандартов и правил саморегулируемой организации, и дисциплинарного комитета, осуществляющего рассмотрение дел о применении к членам саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия и принимающего решение о применении и отмене таких мер.
Статья 29.2 определяет виды и типы саморегулируемых организаций субъектов страхового дела, которыми могут быть саморегулируемые организации страховых организаций, обществ взаимного страхования, страховых брокеров и страховых актуариев. Саморегулируемые организации могут также создаваться по региональному принципу (региональные саморегулируемые организации субъектов страхового дела), по принципу объединения по отдельным видам (группам видов) добровольного или обязательного страхования (специализированные (профессиональные) саморегулируемые организации субъектов страхового дела).
Статья 29.3 определяет функции саморегулируемой организация. Важнейшие из них:
разработка и утверждение стандартов и правил соответствующей сферы страховой деятельности, правил деловой и профессиональной этики;
обеспечение формирования компенсационного фонда и осуществление компенсационных выплат;
контроль за соблюдением своими членами требований устава саморегулируемой организации, федеральных стандартов, стандартов и правил саморегулируемой организации;
сбор, обработка, анализ и хранение статистической и иной информации о соответствующей сфере страховой деятельности, опубликование сводных статистических и аналитические данных.
Следует отметить, что ныне действующие объединения субъектов страхового дела указанными функциями не обладают. Кроме того, предусмотрено, что функция сбора, анализа и хранения статистической информации о соответствующей сфере страховой деятельности законопроектом возлагается именно на саморегулируемую организацию; орган страхового надзора от этой функции освобождается. Однако сводные статистические данные саморегулируемая организация обязана представлять в орган страхового надзора и иным заинтересованным лицам.
В статье 29.4 дается не закрытый перечень внутренних стандартов и правил, которые разрабатывает и утверждает саморегулируемая организация. Устанавливается, что стандарты и правила саморегулируемой организации подлежат опубликованию и размещению на ее официальном сайте в сети "Интернет".
Статья 29.5 определяет основные права и обязанности саморегулируемой организации. Важными обязанностями, которые также не возлагались законом на ныне действующие объединения субъектов страхового дела, являются обязанности:
формировать компенсационный фонд для обеспечения дополнительной имущественной ответственности своих членов перед потребителями услуг в соответствующей сфере страховой деятельности;
осуществлять контроль за соблюдением своими членами требований устава саморегулируемой организации, федеральных стандартов, утвержденных ею стандартов и правил;
применять в отношении своих членов меры дисциплинарного воздействия;
рассматривать жалобы на действия своих членов, связанные с осуществлением ими деятельности; представлять в соответствии с законодательством Российской Федерации информацию об итогах рассмотрения таких жалоб и принятых по ним решениях.
Именно обязанности, которые возлагаются законопроектом на саморегулируемую организацию субъектов страхового дела, делают ее регулятором деятельности своих членов, что в свою очередь налагает на саморегулируемую организацию и ее членов соответствующую ответственность за осуществление страховой деятельности.
Здесь следует отметить, что указанное регулирование не заменяет и не дублирует контроль, осуществляемый органом страхового надзора (Федеральной службой страхового надзора), и регулирование, осуществляемое органом страхового регулирования (Минфином России). Саморегулируемые организации субъектов страхового дела осуществляют регулирование и контроль деятельности только своих членов и только в рамках устава саморегулируемой организации, федеральных стандартов и утвержденных ею стандартов и правил.
Статья 29.6 устанавливает основные требования к органам саморегулируемой организации субъектов страхового дела, статья 29.7 - порядок включения некоммерческой организации в реестр саморегулируемых организаций органа страхового надзора и исключения ее из реестра.
В статье 29.8 определяются требования к членству в саморегулируемой организации и основания исключения из состава ее членов. Субъект страхового дела может быть членом только одной из саморегулируемых организаций определенной сферы страховой деятельности, а в случае, предусмотренном законопроектом, - также и членом национальной ассоциации соответствующей сферы страховой деятельности.
В статье определены: перечень документов, которые должны быть представлены субъектами страхового дела для приема в члены соответствующей саморегулируемой организации; порядок рассмотрения заявления и документов; основания, по которым саморегулируемая организация отказывает в приеме в состав членов организации, а также основания и порядок прекращения членства.
Статья 29.9 определяет основные права и обязанности членов саморегулируемой организации субъектов страхового дела, статья 29.10 - требования к реестру членов саморегулируемой организации, статья 29.11 - требования к раскрытию информации саморегулируемой организацией, определен перечень такой информации.
В статье 29.12 подробно урегулирован порядок осуществления саморегулируемой организацией контроля за деятельностью ее членов, условия и порядок проведения плановых и внеплановых проверок.
Статья 29.13 устанавливает порядок и процедуры применения мер дисциплинарного воздействия к членам саморегулируемой организации, определяет меры дисциплинарного воздействия, порядок обжалования членами саморегулируемой организации примененных к ним мер.
В отличие от действующего законодательства статья 29.14 законопроекта устанавливает порядок и условия осуществления надзора за деятельностью саморегулируемых организаций, меры, применяемые органом страхового надзора при обнаружении нарушений в деятельности саморегулируемых организаций, в частности, обращение в суд с иском об исключении саморегулируемой организации из реестра саморегулируемых организаций.
Важной статьей законопроекта, лежащей в основе саморегулирования на страховом рынке, является статья 29.15, определяющая принципы обеспечения саморегулируемой организацией дополнительной имущественной ответственности ее членов. Суть указанной ответственности заключается, во-первых, в обязанностях саморегулируемой организации формировать компенсационный фонд и осуществлять компенсационные выплаты и, во-вторых, в обязанностях членов саморегулируемой организации вносить соответствующие обязательные платежи (взносы) и нести субсидиарную ответственность в части осуществления компенсационных выплат.
Здесь также следует отметить, что учредительные документы нынешних объединений субъектов страхового дела не содержат указанных в статьях 29.12, 29.13 и 29.15 положений, и объединения не осуществляют таких функций. По сути, действующие объединения - в отличие от саморегулируемых организаций - представляют собой подобие клубов по интересам.
Статья 29.16 - 29.19 регулируют вопросы, связанные с компенсационным фондом саморегулируемой организации: определяют размер и порядок его формирования; условия и порядок осуществления компенсационных выплат, а также условия и порядок размещения средств компенсационного фонда.
Статьи 29.20, 29.21, 29.22 законопроекта посвящены вопросам создания и функционирования национальных ассоциаций в соответствующей сфере страховой деятельности.
Целью создания национальной ассоциации соответствующей сферы страховой деятельности является формирование единых подходов к осуществлению страховой деятельности, выработка единой позиции субъектов страхового дела по вопросам регулирования их деятельности, координация деятельности саморегулируемых организаций, а также взаимодействия саморегулируемых организаций и субъектов страхового дела с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и потребителями услуг в области страховой деятельности.
Национальные ассоциации, как и саморегулируемые организации субъектов страхового дела создаются в качестве некоммерческих организаций.
Одними из функций национальной ассоциации являются:
формирование предложений по вопросам выработки и реализации государственной политики в соответствующей сфере страховой деятельности, по совершенствованию правового и экономического регулирования соответствующей сферы страховой деятельности;
разработка федеральных стандартов соответствующей сферы страховой деятельности;
осуществление предварительной экспертизы законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих соответствующую сферу страховой деятельности;
представление рекомендаций органу страхового регулирования и органу страхового надзора по разработке проектов и совершенствованию действующих нормативных правовых, регулирующих соответствующую сферу страховую деятельность;
осуществление сбора и анализа статистической отчетности, представляемой субъектами страхового дела в соответствии с требованиями органа страхового регулирования, а также иной информации, в том числе в форме отчетов, в порядке и на условиях, устанавливаемых национальной ассоциацией; представление в установленном порядке в орган страхового надзора, орган страхового регулирования, а также в другие уполномоченные органы по их письменным запросам сводной статистической отчетности, иной аналитической информации по соответствующей сфере страховой деятельности.
Определены органы управления национальной ассоциации и основные требования к ним.
Национальная ассоциация подлежит регистрации в реестре саморегулируемых организаций органа страхового надзора.
В статье 29.21 определены особенности создания национальных ассоциаций страховыми организациями, обществами взаимного страхования, страховыми брокерами и страховыми актуариями, а также определены разрабатываемые ими федеральные стандарты.
Статья 29.22 определяет особенности членства в национальной ассоциации. При этом законопроектом допускается двойное членство: членство субъекта страхового дела в региональной или профессиональной саморегулируемой организации и членство в национальной ассоциации соответствующей сферы страховой деятельности.
Законопроектом вводятся также новые статьи 1.1, 4.2 и 14.1.
Статья 1 определяет органы государственного регулирования страховой деятельности и принципы саморегулирования страховой деятельности. Статья 4.2 определяет основные обязанности и права субъектов страхового дела. Статья 14.1 определяет понятие, содержание, порядок разработки и утверждения стандартов страховой деятельности: федеральных стандартов и стандартов и правил саморегулируемых организаций, как внутренних документов этих организаций.
Указанные статьи являются основополагающими и необходимыми для построения всей системы саморегулирования субъектов страхового дела.
Законопроект содержит также ряд норм, носящих юридико-технический характер, имеющих целью приведение действующих норм Закона в соответствие с введением саморегулирования субъектов страхового дела.
Имеется настоятельная необходимость введения нормы, позволяющей "запустить" более сорока федеральных законов, которые хотя и содержат прямое указание на обязанность лиц страховать свои имущественные интересы, но не соответствуют требованиям пункта 4 статьи 3 Закона, а поэтому не работают, как формы обязательного страхования.
Учитывая многолетнюю практику страхования (в том числе советского периода), осуществляемого посредством страховых агентов, являющихся самым многочисленным контингентом работников сферы страхования (более 100 тысяч), законопроектом вносятся изменения в статью 8 Закона, повышающие требования к страховым агентам посредством введения обязательной их профессиональной подготовки и переподготовки и сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации о сертификации продукции и услуг.
Статья 2 законопроекта вносит изменения в пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 172-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации", уточняющие сроки введения в действие норм, касающихся страховых актуариев.
Финансово-экономическое обоснование
федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерация" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации" не требует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.