Заключение Комитета Государственной Думы по собственности
от 14 июня 2007 г. N 3.9-97/6
по проекту федерального закона N 299792-4 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации"
(внесен депутатами Государственной Думы В.С. Плескачевским, А.П. Ковалем, А.А. Губкиным, Ю.Г. Медведевым, В.В. Пановым, А.В. Шевелевым)
Комитет Государственной Думы по собственности рассмотрел проект федерального закона N 299792-4 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации".
Настоящий законопроект направлен на конкретизацию ряда норм Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации.
Так законопроектом предлагается ввести институт саморегулирования субъектов страхового дела.
В настоящее время в стране в реестре объединений субъектов страхового дела зарегистрировано около 90 различных союзов, ассоциаций и иных объединений, целью которых является координация деятельности своих членов, представление и защита их общих интересов.
Указанные объединения действуют на основании статьи 14 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации", а также соответствующих норм Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О некоммерческих организациях" не позволяющих в полной мере реализовать задачу формирования и развития в стране цивилизованного рынка страховых и связанных с ними услуг, поддержки формирования в стране гражданско-правовых институтов, наделенных на закрепление добросовестной практики ведения хозяйственной деятельности.
В законопроекте правильно саморегулирование оформляется как комплексное явление с особой системой взаимоотношений хозяйствующих субъектов друг с другом и с государством, которому присущи следующие цели:
поддержание высоких стандартов предпринимательской деятельности и деловой этики в отрасли;
создание альтернативных механизмов разрешения споров субъектов саморегулирования и потребителей, а также субъектов саморегулирования и государства;
снижение непосредственного государственного регулирования деятельности субъектов саморегулирования.
По сути речь идет о специальной форме сорегулятора от имени государства институте профессионального саморегулирования, общих правовых, экономических нормах регулирования процедур создания и функционирования саморегулируемых организаций страховщиков, важнейшими из которых являются нормы, определяющие содержание регулятивных полномочий СРО, функции, присущие исключительно их саморегулируемым организациям с учетом специфики страхового дела, механизмы реализации ответственности таких объединений, пределы вмешательства государства в их деятельность.
В законопроекте делается попытка определить организационную структуру саморегулируемых организаций страховщиков, функции и полномочия их органов управления и функциональных специализированных рабочих органов.
Авторы законопроекта исходят из положения, что с учетом введения правовых норм об институте саморегулирования в страховой деятельности как сорегуляторе от имени государства в качестве публичной инициативной деятельности страховщиков нормы саморегулирования призваны развивать и дополнять нормы государственного регулирования.
Такой подход представляется вполне обоснованным. В странах с развитой рыночной экономикой процесс концентрации предпринимателей в некоммерческие организации с целью саморегулирования рынков и профессиональной деятельности осуществлялся естественным, эволюционным путем в течение многих десятилетий, в отсутствие специального законодательного регулирования этого процесса. В условиях современной России, наоборот, представляется исключительно важным изначально задать правовые рамки объединения предпринимателей в саморегулируемые организации с тем, чтобы обозначить четкие критерии саморегулируемых организаций, принципы участия и форма надзора государства в процессе саморегулирования, определения задач и полномочий саморегулируемых организаций, степени их ответственности.
При этом предложенные изменения процедур регулирования деятельности страховщиков призваны не просто ослабить административное давление на рыночные процессы, освобождение государственных органов от выполнения избыточных регулирующих функций, но привести к усилению ответственности страховщиков перед потребителями производимых услуг, а также к снижению бюджетных затрат, связанных с государственным регулированием и контролем деятельности участников саморегулируемых организаций.
В законопроекте достаточно полно и логично прописан субъектный состав лиц в соответствии с перечнем участников отношений, регулируемых действующим законом и имеющих право создавать саморегулируемые организации, в том числе возможность для создания саморегулируемых организаций страховых брокеров и страховых актуариев, а также обществ взаимного страхования.
В рассматриваемой редакции законопроекта учтены замечания Комитета по собственности изложенные в заключении Комитета от 29 июня 2006 года N 3.9-70/1, а также учтены замечания Государственно-правового управления Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации на ранее внесенный законопроект, в частности, исключено внесение изменения в пункт 4 статьи 3, касающееся регулирование обязательного страхования; уточнены нормы о сертификации страховых агентов, лицензировании; уточнены права и обязанности саморегулируемых организаций, нормы, регулирующие создание и использование компенсационных фондов.
Важным моментом является то, что новая редакция законопроекта, касающаяся саморегулирования субъектов страхового дела, построена на основе юридической техники, примененной законодателем в Федеральном законе от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 27 июля 2006 года N 157-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации") в отношении саморегулируемых организаций оценщиков. В частности, предусмотрена новая система регулирования страховой деятельности и деятельности саморегулируемых организаций; определены стандарты страховой деятельности; по-новому выстроена система саморегулируемых организаций страховых организаций, обществ взаимного страхования, страховых брокеров и страховых агентов; предусмотрено создание саморегулируемыми организациями национальных ассоциаций соответствующей сферы страховой деятельности.
Ранее внесенный законопроект вносил изменения, касающиеся саморегулирования, дополняя Закон Российской Федерации "Об организации страхового # в Российской Федерации" (далее - Закон), статьями 14.1-14.7. Предлагаемая новая редакция законопроекта дополняет Закон новой специальной главой: "Глава V.1. Саморегулирование субъектов страхового дела", состоящей из 22-х статей (29.1 - 29.22).
Новая редакция законопроекта вносит изменения в пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 172-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации", предусматривающие перенесение сроков регулирования актуарной страховой деятельности в части представления заключения страхового актуария в орган страхового надзора и аттестации страховых актуариев, выдачи им квалификационных аттестатов, т.к. указанные вопросы новой редакцией законопроекта отнесены к регулированию в качестве федеральных стандартов.
По мнению Комитета по собственности требуют конкретизации новеллы законопроекта об установлении особенностей формирования, размещения и расходования средств компенсационного фонда.
Законопроект нуждается в более тщательной правовой и лингвистической проработке.
На основании изложенного, Комитет по собственности рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 299792-4 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации" в первом чтении с учетом необходимости его доработки ко второму чтению в аспекте изложенных в настоящем заключении предложений и замечаний.
Председатель Комитета |
В.С. Плескачевский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.