Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" (в части уточнения перечня сообщений о существенных фактах)"
Разработка проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" (в части уточнения перечня сообщений о существенных фактах)" (далее - законопроект) предусмотрена пунктом 15 Плана мероприятий по реализации Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на 2006 - 2008 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2006 г. N 793-р.
Основная идея законопроекта заключается в совершенствовании правовых условий раскрытия информации о существенных фактах (событиях, действиях), затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента эмиссионных ценных бумаг.
Целью законопроекта является уточнение перечня сообщений о существенных фактах, раскрываемых эмитентами эмиссионных ценных бумаг любым заинтересованным лицам независимо от целей получения такой информации.
Фундаментальным принципом функционирования современного фондового рынка, соблюдение которого является важнейшей гарантией защиты прав акционеров и инвесторов, вкладывающих средства в ценные бумаги, является информационная прозрачность эмитентов эмиссионных ценных бумаг.
Требования по раскрытию эмитентами информации о существенных фактах устанавливаются в целях минимизации информационной асимметрии и обеспечения возможности для инвесторов вовремя реагировать на изменение инвестиционных характеристик ценных бумаг эмитента, связанных с динамикой происходящих с эмитентом событий, изменениями в его финансово-экономическом положении и другими факторами, которые могут оказать влияние на стоимость ценных бумаг эмитента. Также раскрытие информации в форме сообщений о существенных фактах позволяет акционерам осуществлять эффективный контроль за тем, каким образом осуществляется управление компанией, а также быть в курсе важных решений, касающихся планирования и реализации существенных корпоративных действий эмитента.
Кроме того, требование о публичном раскрытии такой информации призвано минимизировать злоупотребления, связанные с привилегированным доступом к существенной нераскрытой (инсайдерской) информации со стороны различных групп инвесторов, а также селективное раскрытие информации, влекущие нарушение принципа справедливого ценообразования на рынке ценных бумаг и извлечения незаконной прибыли инсайдерами.
Подход, в соответствии с которым эмитенты ценных бумаг, допущенных к обращению на регулируемых рынках, обязаны на постоянной основе раскрывать всю текущую информацию, которая является существенной для принятия обоснованного инвестиционного решения, закреплен в регуляторных требованиях по раскрытию информации на развитых рынках США и Европейского Союза, а также зафиксирован в Международных стандартах непрерывного раскрытия информации Международной организации комиссий по ценным бумагам (IOSCO).
Такой подход, основанный на понятии существенности раскрываемой информации, представляется наиболее разумным и действенным.
Признавая справедливость установления требований по непрерывному раскрытию информации, эмитентами эмиссионных ценных бумаг, Федеральный закон от 22 июня 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" устанавливает требования о раскрытии такой информации в форме сообщений о существенных фактах. Так, согласно статье 30 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" эмитент эмиссионных ценных бумаг в случае регистрации проспекта ценных бумаг обязан осуществлять раскрытие информации, в том числе, в форме сообщения о существенных фактах. При этом указанной статьей установлен перечень существенных фактов, при возникновении которых у эмитента появляется обязанность по раскрытию соответствующей информации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату вышеназванного Федерального закона следует читать как "от 22 апреля 1996 г."
Вместе с тем упомянутый перечень не включает в число существенных фактов события, как, например, принятие решений советом директоров (наблюдательным советом) эмитента, истечение срока полномочий единоличного и/или членов коллегиального исполнительных органов эмитента, изменение размера доли участия лиц, входящих в состав органов управления эмитента, в его уставном капитале, возбуждение арбитражным судом в отношении эмитента и/или его дочерних и зависимых обществ дела о банкротстве, и/или введение одной из процедур банкротства, получение/отзыв лицензий, имеющих существенное значение для деятельности эмитента, и др.
В этой связи в целях совершенствования российского законодательства в области раскрытия информации эмитентами ценных бумаг и гармонизации с подходом, принятым на международных рынках ценных бумаг, законопроектом предусматривается внесение изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг", направленных на уточнение перечня существенных фактов. При этом сообщениями о существенных фактах признаются сведения, которые в случае их раскрытия могут оказать существенное влияние на стоимость или котировки эмиссионных ценных бумаг эмитента.
Учитывая особенности осуществления эмитентами той или иной хозяйственной деятельности, сведения, которые могут оказать существенное влияние на стоимость или котировки эмиссионных ценных бумаг эмитентов, могут различаться. Помимо установления перечня сообщений о существенных фактах законопроектом предусматривается возможность отнесения к ним также и сведений, которые, по мнению эмитента, могут оказать существенное влияние на стоимость или котировки его эмиссионных ценных бумаг.
Принятие законопроекта приведет к повышению прозрачности российских эмитентов, и таким образом, к улучшению условий для инвестирования в эмиссионные ценные бумаги и другие финансовые инструменты на российском фондовом рынке. Принятие законопроекта также будет способствовать улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации и повышению доверия инвесторов к эмиссионным ценным бумагам и другим финансовым инструментам российских эмитентов.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" (в части уточнения перечня сообщений о существенны фактах)"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" (в части уточнения перечня сообщений о существенных фактах)" не требует дополнительных затрат из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных бюджетов.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг"
(в части уточнения перечня сообщений о существенных фактах)"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" (в части уточнения перечня сообщений о существенных фактах)" не потребует признания утратившими силу, приостановления, внесения изменений или принятия актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.