Заключение
Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
от 21 июня 2007 г. N вн.2.2-1/2575
по проекту федерального закона N 433329-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности", внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Рассмотрев представленный законопроект, сообщаем следующее.
1. Согласно положению пункта 1 статьи 7 проекта обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, помещений, сооружений, оборудования и иного имущества, предполагаемых к использованию соискателем лицензии для осуществления предусмотренных в Федеральном законе "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" видов деятельности. Данное положение требует согласования с определением понятия "санитарно-эпидемиологическое заключение", предусмотренным в статье 1 указанного Федерального закона, согласно которому санитарно-эпидемиологическим заключением является документ, удостоверяющий соответствие (несоответствие) санитарным правилам факторов среды обитания, хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ и услуг, а также проектов нормативных актов, эксплуатационной документации. Также обращаем внимание, что в связи с внесением изменения, предусмотренного пунктом 1 статьи 7 проекта, требуется внесения соответствующего изменения в абзац пятый статьи 46 Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
2. Пунктом 3 статьи 12 проекта исключается положение, содержащееся в пункте 2 статьи 13 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", об обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции по погрузке, выгрузке грузов в местах общего пользования, взвешиванию грузов, обслуживанию пассажиров на вокзалах и в пути следования, а также иные работы (услуги), связанные с организацией и осуществлением перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом, иметь соответствующие лицензии, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации. Полагаем, что данное изменение требует дополнительного обсуждения с учетом того, что погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" (подпункт 70 пункта 1 статьи 17).
3. Проектом (пункт 4 статьи 4) предлагается изложить в новой редакции пункт 2 статьи 65 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ). При этом за нарушение требований пункта 1 этой статьи в качестве мер воздействия (наряду с указанными в подпункте 2 пункта 2 "лишением" соответствующего разрешения, сертификата либо приостановлением или ограничением их действия) предусмотрены предупреждение и наложение штрафа в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Если в данном случае подразумевается применение предупреждения и административного штрафа в качестве административных наказаний, то решение данного вопроса не должно быть предметом данного проекта. Согласно статьям 1.1 и 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) именно в КоАП РФ, а не в ином законодательном акте, устанавливается перечень административных наказаний и правила их применения, а также порядок исполнения постановлений о назначении административного наказания.
В то же время обращаем внимание, что в КоАП РФ наряду с предупреждением и административным штрафом предусмотрены также и другие виды административных наказаний и, в частности, административное приостановление деятельности (см. статьи 3.2, 3.12 КоАП РФ) за совершение правонарушений, указанных в Особенной части КоАП РФ (см., например, статью 6.4). Таким образом, перечисленные проектом меры воздействия указаны не полностью, а с другой стороны, не исчерпывают всех возможных видов ответственности (дисциплинарной, административной, уголовной и других), которые могут применяться в данном случае согласно действующему законодательству. Полагаем, что вместо предлагаемых в подпунктах 1 и 3 пункта 2 статьи 65 ВК РФ предупреждения и штрафа следовало бы говорить об иных мерах, установленных законодательством Российской Федерации.
4. Проектом (пункты 1 и 2 статьи 6) положения о лицензировании, содержащиеся в Федеральном законе "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозках и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" (пункт 2 статьи 2 и часть 1 статьи 12), предлагается заменить положениями об удостоверении допуска российского перевозчика к осуществлению международных автомобильных перевозок. При этом за неоднократные нарушения порядка осуществления международных автомобильных перевозок проектом предусматривается приостановление или аннулирование действия такого удостоверения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Однако ссылка на такой порядок вызывает сомнение, поскольку на федеральном законодательном уровне применительно к данному случаю такой порядок не разработан, а вопросы приостановления или аннулирования соответствующих удостоверений решаются подзаконными актами (например, Положением о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок, утвержденным Правительством Российской Федерации от 16.10. 2001 г. N 730 с последующими изменениями). Кроме того, следует иметь в виду, что согласно указанному Положению в подтверждение решения о допуске российского перевозчика к международным автомобильным перевозкам ему выдается наряду с удостоверением допуска также и карточка допуска на каждое транспортное средство, на котором будут осуществляться международные автомобильные перевозки. В проекте такая карточка не указана, что может быть учтено при доработке проекта.
С другой стороны, исключая в вышеуказанном Федеральном законе положения о лицензировании, в то же время в базовом Федеральном законе "О лицензировании отдельных видов деятельности" (см. пункт 2 статьи 1) остается без изменения положение о том, что его действие не распространяется на осуществление международных автомобильных перевозок грузов и пассажиров.
В этой связи создается неопределенность в вопросе о том, упраздняется ли лицензирование международных автомобильных перевозок грузов и пассажиров в целом или нет.
5. Законопроектом предусматривается внесение изменений в главу 25.3 "Государственная пошлина" Налогового кодекса Российской Федерации (статья 9 законопроекта). Обращаем внимание, что положения актов законодательства о сборах вступают в силу в особом порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому они вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.
Поскольку федеральный закон вступает в силу в соответствии с общим порядком, предусмотренным статьей 6 Федерального закона от 14 июня 1994 года N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", в законопроекте необходимо предусмотреть порядок вступления в силу статьи 9 проекта, который должен соответствовать Налоговому кодексу Российской Федерации.
6. Замечания юридико-технического характера:
1. В наименовании законопроекта слово "некоторые" заменить словом "отдельные", слово "некоторых" заменить словами "отдельных положений".
2. В подпункте "а" пункта 2 статьи 4 законопроекта слово "статьи" исключить.
3. В абзаце первом статьи 9 законопроекта в источниках официального опубликования слова "2003, N 46, ст. 4444" заменить словами "2004, N 45, ст. 4377".
4. В пункте 7 статьи 14 законопроекта слова "2004 г." заменить словами "2004 года", слова "; 2005, N 1, ст. 25" исключить.
Заместитель |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.