Заключение Комитета Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму
по проекту федерального закона N 424303-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и в другие нормативные правовые акты Российской Федерации",
внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Согласно новому абзацу части 24 статьи 37 Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) для целей исчисления налога на добавленную стоимость и акцизов таможенная стоимость в отношении иностранных товаров, ввезенных на территорию портовой особой экономической зоны с территории иностранного государства и вывозимых на остальную часть таможенной территории Российской Федерации в неизменном состоянии (за исключением изменения состояния товаров вследствие естественного износа либо убыли или повреждения вследствие аварии либо действия непреодолимой силы) определяются по правилам, предусмотренным абзацем вторым новой части 23 статьи 37 Федерального закона (пункт 18 статьи 1 законопроекта).
Однако большинство расходов, которые, согласно абзацу второму новой редакции части 23 статьи 37 Федерального закона, не учитываются при определении таможенной стоимости иностранных товаров, связанно именно с изменением состояния данных товаров (за исключением расходов по перевозке (транспортировке), хранению и предпродажной подготовке товаров после их ввоза на территорию портовой особой экономической зоны), в связи с чем данные виды расходов не будут влиять на определение таможенной стоимости товаров, указанных в новом абзаце части 24 статьи 37 Федерального закона.
В связи с изложенным полагаем, что положения нового абзаца части 24 статьи 37 Федерального закона (пункт 18 статьи 1 законопроекта) нуждаются в конкретизации в части порядка определения таможенной стоимости.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 2 законопроекта предлагается уточнить перечень документов, указанный в подпункте 5 пункта 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), необходимых для подтверждения налогоплательщиком права на применение налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость в случае, если товары помещены под таможенный режим свободной таможенной зоны.
При этом законопроектом в подпункте 4 пункта 3 статьи 165 Налогового кодекса предлагается установить, что при реализации товаров, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса, в счет погашения задолженности Российской Федерации и бывшего СССР или в счет предоставления государственных кредитов иностранным государствам для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы представляются, в том числе документы, предусмотренные подпунктом 5 пункта 1 статьи 165 Налогового кодекса.
Таким образом, представление документов, предусмотренных подпунктом 5 пункта 1 статьи 165 Налогового кодекса, будет являться обязательным для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в случае, предусмотренном пунктом 3 статьи 165 Налогового кодекса. В то же время представление документов, указанных в подпункте 5 пункта 1 статьи 165 Налогового кодекса, необходимо только в случае помещения товаров под таможенный режим свободной таможенной зоны. В противном случае отсутствует необходимость в представлении таких документов.
В этой связи, в целях избежания неоднозначного толкования, полагаем необходимым уточнить предлагаемую редакцию подпункта 4 пункта 3 статьи 165 Налогового кодекса.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 2 законопроекта предлагается дополнить пункт 3 статьи 183 Налогового кодекса положениями, согласно которым не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации, в том числе тех подакцизных товаров, которые размещены на территории портовой особой экономической зоны.
Однако, данные изменения не согласуются с предлагаемыми изменениями, вносимыми в пункт 1 статьи 184 Налогового кодекса (подпункт 2 пункта 2 статьи 2 законопроекта), в соответствии с которыми освобождение от налогообложения операций, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 статьи 183 Налогового кодекса, производится, в том числе при ввозе подакцизных товаров на территорию портовой особой экономической зоны. При этом внесение соответствующих изменений в подпункт 4 пункта 1 статьи 183 Налогового кодекса законопроекта не предусмотрено.
В этой связи полагаем необходимым согласовать положения подпункта 1 пункта 2 статьи 2 законопроекта с подпунктом 2 пункта 2 статьи 2 законопроекта, а также с пунктом 1 статьи 184 Налогового кодекса.
Статья 4 законопроекта предполагает вступление федерального закона в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
При этом, положения статьи 2 законопроекта предусматривают внесение изменений в отдельные положения главы 21 и главы 22 Налогового кодекса, регулирующие порядок определения налоговой базы и применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость и акцизам в отношении резидентов особых экономических зон.
В этой связи полагаем необходимым положения статьи 4 законопроекта согласовать с положениями пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса, в соответствии с которым акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Законопроект оформлен со значительными нарушениями правил Методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов.
Так, в наименовании слова "в другие нормативные правовые" необходимо заменить словами "отдельные законодательные" и оформить следующим образом:
О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации
Иные замечания юридико-технического характера, в том числе правка по тексту законопроекта прилагаются (на 31 л.)
Начальник управления |
Г.П. Ивлиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.