Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном экземпляре документов" (в части упразднения платного экземпляра и совершенствования формирования обязательного экземпляра)
Принятый в 1994 г. Федеральный закон "Об обязательном экземпляре документов" сыграл важную положительную роль в налаживании общенациональной системы обязательного экземпляра в новых экономических условиях. Однако с принятием за последние годы ряда нормативных документов, связанных с регулированием книжного дела, возникли новые явления, понятия, термины и определения, не учтенные в действующей редакции Федерального закона. Кроме того, сама практика работы с обязательным экземпляром доказывает сегодня необходимость внесения важных уточнений и дополнений в ряд статей.
С учетом сказанного проведен анализ существующей ситуации и разработан проект совершенствования Федерального закона.
Было признано, что важнейшими целями и задачами внесения изменений в Федеральный закон "Об обязательном экземпляре документов" являются следующие:
1. Предлагается упразднить институт платного обязательного экземпляра, который были унаследован еще с советских времен и относился к деятельности Центрального коллектора научных библиотек. Этот коллектор уже не существует с 2004 года, а сама практика комплектования библиотек обязательным платным экземпляром нарушает действующее законодательство о проведении конкурсов на размещение заказов по комплектованию фондов библиотек для государственных или муниципальных нужд. Упразднение понятия платного экземпляра и норм о его формировании потребовало также исключения термина "бесплатный" экземпляр. Таким образом предлагается сферу действия Закона распространить только на обязательный экземпляр, передаваемый получателям безвозмездно.
2. Целесообразно уточнить нормы Закона в части формирования обязательного экземпляра электронных изданий (изменения в статьи 1, 5, 13, 19 Закона). Предлагается из состава электронных изданий выделить в самостоятельный обязательный экземпляр программы для ЭВМ и базы данных, так как комплектование и хранение документов, в которых информация представлена в электронно-цифровой форме (электронные издания) и экземпляров программ для ЭВМ и баз данных, осуществляется различными организациями.
3. К получателям документов (статья 1 Закона) следует отнести не только юридические лица, но и их структурные подразделения, так как, например, Парламентская библиотека, не является самостоятельным юридическим лицом, но осуществляет функции по получению, хранению и использованию официальных документов.
4. В состав обязательного экземпляра документов необходимо включить документы, изготовленные за пределами субъекта Российской Федерации или муниципального образования, по заказу организаций, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
5. Предлагается цели формирования системы обязательного экземпляра (статья 4 Закона) дополнить следующими положениями: ведение централизованной каталогизации поступающих документов в соответствующие организации, а также обеспечение доступа потребителей к информации о получаемых документах, в том числе через телекоммуникационные сети.
6. В статье 18 Закона предусмотрена функция по централизованному хранению стандартов. Однако в видах документов, входящих в состав обязательного экземпляра (статья 5 Закона), и в статьях, регулирующих доставку различных обязательных экземпляров, стандарты не были предусмотрены, что вызывало определенные трудности при комплектовании данного обязательного экземпляра. Предлагается в статье 5 Закона ввести понятие "стандарты" и в статье 11 Закона определить порядок их доставки.
7. Предлагается в статье 7 Закона увеличить с 9 до 10 число экземпляров авторефератов диссертаций для обеспечения информационных запросов и нужд потребителей в данном виде документов.
8. Предлагается исключить статью 8 Закона о поставках обязательного экземпляра отечественных изданий в государства - участники Содружества Независимых Государств, так как данный вопрос решается в каждом конкретном случае в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации.
9. Предлагается изменить редакцию статьи 14.1 Закона в части переноса понятия "комбинированные документы" в статью 5 Закона и уточнения их доставки.
10. В статье 17 Закона, регламентирующей обязанности организаций, централизованно распределяющих обязательный экземпляр, вводится для указанных организаций дополнительная функция по ведению государственного библиографического учета получаемых документов.
11. В статье 23 Закона необходимо уточнить формулировки нарушений доставки обязательного экземпляра, дополнив статью положением об ответственности за недоставку обязательных экземпляров.
Уточнение и сокращение ряда формулировок и положений действующего Федерального закона приведет к большей его компактности и ясности, а также устранению тех неактуальных или второстепенных по значению фрагментов, которые нередко вызывают вопросы у представителей книжного сообщества и по-разному трактовались в разных субъектах Российской Федерации.
Предлагаемые изменения способствуют повышению эффективности российского законодательства об обязательном экземпляре документов. В то же время их реализация не потребует дополнительных финансовых затрат, не затронет основ и принципов уже успешно действующего механизма государственного библиографического и статистического учета и информирования пользователей о вновь выходящей издательской продукции и других документах.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном экземпляре документов"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном экземпляре документов" не требует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном экземпляре документов"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном экземпляре документов" не требует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия каких-либо актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.