Заключение Комитета по собственности Государственной Думы Федерального Собрания РФ Четвертого Созыва
от 5 июля 2007 г. N 3.9-101/2
по проекту федерального закона N 431580-4 "О внесении изменений в статьи 5 и 6 Земельного кодекса Российской Федерации" (в части уточнения перечня лиц, являющихся участниками земельных отношений) -
внесен членом Совета Федерации О.А. Оганяном
Комитет Государственной Думы по собственности рассмотрел проект федерального закона N 431580-4 "О внесении изменений в статьи 5 и 6 Земельного кодекса Российской Федерации" и отмечает следующее.
Законопроектом предусматривается включение в число основных понятий и определений, используемых в Земельном кодексе, нового понятия - "собственники земельных долей", а также включение земельных долей в перечень объектов земельных отношений.
Комитет по собственности не поддерживает концепцию законопроекта по следующим основаниям.
Законопроект не имеет самостоятельного предмета правового регулирования, так как его концепция основана на подмене понятия "земельной доли" как разновидности земельного участка или его части, выступающей в качестве доли в праве общей собственности на земельный участок. Однако земельная доля не является ни участком, ни его частью.
Возникновение понятия "земельная доля" связано с первой стадией развития земельного законодательства в современной России, когда в начале 90-х годов была предпринята попытка определить права крестьян на часть земель реформируемых колхозов и совхозов. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 марта 1996 года N 337 "О реализации конституционных прав граждан на землю" предусматривалось, что земельные доли могут быть объектами гражданского оборота. Собственники получили право передавать их по наследству, использовать в случае выделения земельного участка в натуре для ведения крестьянского (фермерского) и личного подсобного хозяйства, продать, подарить, обменять на имущественный пай или земельную долю в другом хозяйстве и т.д.
При этом выделяемые в натуре в счет земельных долей земельные участки могли использоваться только для производства сельскохозяйственной продукции. Порядок осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев был установлен одноименным Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 1995 года, которым были одобрены Рекомендации о порядке распоряжения земельными долями и имущественными паями, в том числе совершения сделок с ними. На сегодняшний день упомянутые подзаконные нормативные акты утратили свою силу.
В настоящее время правовое регулирование отношений по обладанию земельными долями осуществляется главой 3 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", в которой на данные доли распространен правовой режим общей долевой собственности (статья 250 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При этом следует обратить особое внимание, что до выдела земельных участков в счет земельной доли самого земельного участка в натуре не существует, а объектом отношений является только доля в праве общей собственности. Если же выдел произошел, то вместо доли в праве общей долевой собственности возникает право собственности на конкретный земельный участок.
В этой связи предлагаемое законопроектом определение понятия "собственника земельных долей" как "лица, являющегося собственником земельных долей" является некорректным и противоречит Федеральному закону "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" как в части используемой терминологии, так и по сфере правового применения. В указанном же Федеральном законе используется понятие "доля в праве общей собственности на земельный участок", которая распространяется только на земли сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, принятие законопроекта повлечет за собой введение в гражданский оборот "суррогатных" прав неопределенной правовой природы, что не соответствует основным началам гражданского и земельного законодательства.
Комитет по собственности отмечает, что заявленная в пояснительной записке к законопроекту цель его принятия - приравнивание в правах собственников земельных долей с остальными участниками земельных отношений - никоим образом не достигается, так как законопроект не содержит механизма осуществления собственниками земельных долей своих прав.
По мнению Комитета по собственности, реально существующую проблему неопределенного правового статуса большинства владельцев долей в праве общей собственности на земельные участки следует решать через внесение комплексных изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", направленных на перевод в течение определенного срока указанных долей в долю в уставном капитале сельскохозяйственной организации либо выделение таких долей в натуре в качестве отдельных земельных участков.
С учетом вышеизложенного Комитет по собственности рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 431580-4 "О внесении изменений в статьи 5 и 6 Земельного кодекса Российской Федерации" при его рассмотрении в первом чтении.
Председатель |
В.С. Плескачевский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.