Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации"
После принятия Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - Воздушный Кодекс) в 1997 году от авиационных организаций, правовых служб аэродромов и аэропортов в Государственную Думу поступило и продолжает поступать большое количество предложений по внесению различных изменений в Воздушный кодекс. Это связано с тем, что некоторые положения данного Воздушного Кодекса требуют дальнейшего совершенствования в интересах пассажиров, грузоотправителей, авиакомпаний и аэропортов, затрудняют деятельность государственной, экспериментальной авиации и авиации общего назначения. Воздушный Кодекс должен быть правовой базой для государственного контроля ремонта воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов, на который указал Президент Российской Федерации, а также для качественной разработки различных инструкций для летного состава, необходимых при полете воздушных судов в сложных метеорологических условиях.
Несмотря на внесенные изменения в 2004 - 2006 годах положения Воздушного кодекса Российской Федерации 1997 года в некоторой степени оказались недоработанными как в правовом, так и в экономическом плане и не соответствуют современной практике в области использования воздушного пространства.
В связи с резко возросшими террористическими актами, в том числе и на воздушном транспорте Российской Федерации (взрыв двух пассажирских самолетов с гибелью всех пассажиров и экипажей самолетов) возникла острая потребность включения в Воздушный кодекс Российской Федерации новых положений (внесенные изменения в 2005 году), которые позволили более эффективно предотвращать и пресекать акты незаконного вмешательства в деятельность авиации, а также исключать возможность использования воздушных судов в качестве оружия уничтожения людей и объектов.
В разработанном законопроекте учтены замечания официального отзыва Правительства Российской Федерации от 15 августа 2005 года N 2587-П9 и от 17 июля 2006 года N 2619п-П9, что позволило уточнить и более конкретно сформулировать отдельные правовые нормы предлагаемого Воздушного Кодекса.
Воздушный Кодекс в целом дополнен главой XVIII "Обязательное страхование" нормы которого были включены в главу XVII "Ответственность перевозчика, эксплуатанта и грузоотправителя".
Воздушный кодекс дополнен статьями:
Статья 8. Требования к охране окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации;
Статья 11. Понятие государственного регулирования использования воздушного пространства;
Статья 18. Планирование и координирование использования воздушного пространства;
Статья 19. Единая система организации воздушного движения;
Статья 20. Персонал единой системы организации воздушного движения;
Статья 41. Воздушные суда-нарушители;
Статья 45. Допуск экспериментальных воздушных судов к полетам;
Статья 47. Соблюдение правил эксплуатации и ремонта, государственный контроль за летной годностью воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов и комплектующих изделий;
Статья 78. Обслуживание воздушного движения и управления полетами:
Статья 89. Взлет и посадка воздушных судов Российской Федерации и воздушных судов иностранных государств при выполнении международных полетов;
Статья 91. Приостановка отправки воздушных судов иностранных государств с территории Российской Федерации;
Статья 97. Государственное регулирование и надзор в области обеспечения безопасности полетов;
Статья 107. Упрощенный порядок допуска иностранных воздушных судов на территорию Российской Федерации для поисковых и аварийно-спасательных работ;
Статья 144. Ответственность владельца воздушного судна перед третьими лицами.
Статья 8 законопроекта устанавливает, что требования об охране окружающей среды от воздействия авиационной деятельности должны определяться законодательством Российской Федерации, а также федеральными правилами использования воздушного пространства, федеральными авиационными правилами и международными договорами Российской Федерации.
В проекте закона реализовано решение Президента Российской Федерации от 5 июля 1996 года, N ПР-48 "О создании Единой (военно-гражданской) системы организации воздушного движения".
Правовыми нормами статей 19 и 20 установлено, что обслуживание воздушного движения осуществляется органами единой системы организации воздушного движения, регламентированного Правительством Российской Федерации, при этом органы единой системы организации воздушного движения несут ответственность за организацию воздушного движения в Российской Федерации, а также за ее пределами, где ответственность несет Российская Федерация в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Определяющая роль государства в деятельности Единой системы организации воздушного движения закреплена через формируемый Правительством Российской Федерации Государственный контрольный совет, формируемый из представителей уполномоченного органа в области обороны, уполномоченного органа в области гражданской авиации и уполномоченного органа в области управления федеральным имуществом. Определена функция и компетенция Государственного контрольного совета, который должен являться высшим органом управления и определять направления развития единой системы организации воздушного движения, а также модернизации технических средств и финансово-хозяйственной деятельности.
Предусмотрено, что единая система организации воздушного движения осуществляет свою деятельность в интересах физических и юридических лиц экономики, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Единая система организации воздушного движения должна отвечать требованиям мирного и военного времени, обеспечивать технологическую, техническую и координатно-временную совместимость своих технических средств с системами боевого управления Вооруженных Сил Российской Федерации.
Восстановлена редакция статьи 53 Воздушного кодекса Союза ССР о воздушных судах-нарушителях (статья 41), отсутствие которой создало правовой вакуум в отношении применения силы к воздушным судам, нарушающим режим воздушного пространства Российской Федерации, в том числе к воздушным судам, на борту которых находятся пассажиры и иные лица не причастные к противоправным действиям.
Новая редакция соответствует общепризнанным нормам международного права, в частности, пункта а) статье 3bis Протокола, касающегося изменения Конвенции о международной гражданской авиации (подписан в Монреале 10 мая 1984 года, ратифицирован Постановлением Верховного Совета СССР от 23 мая 1990 года N 1512-1).
Воздушный кодекс дополнен также статьей 47, так как соблюдение правил эксплуатации и ремонта, государственный контроль за летной годностью воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов играют исключительно важную роль в системе обеспечения безопасности использования воздушных судов. Назрела необходимость государственного контроля за летной годностью воздушных судов, авиационных двигателей воздушных винтов, который должен осуществлять уполномоченный орган, на который возложена организация и проведение сертификации воздушных судов авиационных двигателей и воздушных винтов, т.е. уполномоченным органом в области гражданской авиации и уполномоченным органом в области оборонной промышленности. При выявлении нарушений соответствующие уполномоченные органы должны иметь право ввести ограничения на эксплуатацию, приостановить или прекратить эксплуатацию воздушных судов.
Воздушный кодекс дополнен статьей 97 о государственном регулировании и надзора в области обеспечения безопасности полетов, которое должно обеспечиваться уполномоченным органом в области гражданской авиации, уполномоченным органом в области обороны и уполномоченным органом в области оборонной промышленности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Определенную роль в Воздушном кодексе должна сыграть статья 107 об упрощенном порядке допуска иностранных воздушных судов на территорию Российской Федерации для поисковых и аварийно-спасательных работ при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также в случаях, которые угрожают жизни людей.
Определенные уточнения авторами законопроекта внесены в статьи 49, 58, 121 и 122 Воздушного кодекса.
Внесение изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации 1997 года существенно может повысить качество правового регулирования использования воздушного пространства и деятельности в области авиации, что позволит усовершенствовать систему функционирования авиационного комплекса, поднять на новый уровень процесс обеспечения безопасности полетов и авиационной безопасности, а что самое главное, - создать условия для максимального удовлетворения потребностей и защиты прав грузоотправителей и грузополучателей и пассажиров воздушных судов.
Принятие законопроекта потребует внесения необходимых изменений и дополнений в Федеральные законы "О государственном регулировании развития авиации", "Об охране окружающей среды", Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, а также уточнений в федеральных правилах по использованию воздушного пространства и федеральных авиационных правилах.
Принятие данного законопроекта не потребует дополнительных расходов средств из федерального бюджета, увеличения численного состава федеральных органов исполнительной власти, так как статьи Кодекса, связанные с расходами из федерального бюджета оставлены без изменения, уточнены только функции уполномоченного органа по вопросам гражданской авиации, уполномоченного органа по вопросам обороны, уполномоченного органа по вопросам оборонной промышленности, уполномоченного органа по вопросам почтовой связи и других уполномоченных органов.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в воздушный кодекс Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации" не повлечет расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, так как вносимые статьи 11, 18, 19, 20, 41, 45, 47, 78, 89, 91, 97, 107, 144, а также вносимые дополнения статей 49, 58, 121 и 122 Воздушного кодекса не потребуют дополнительных расходов средств из федерального бюджета, увеличения численного состава федеральных органов исполнительной власти, введение или отмену налогов, освобождение от их уплаты, не содержит выпуск государственных займов, изменение финансовых обязательств Российской Федерации или иных норм, покрываемых за счет расходов федерального бюджета.
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации и пунктом "д" части 1 статьи 105 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации заключение Правительства Российской Федерации не требуется.
Реализация данного федерального закона не потребует дополнительного расходования средств из федерального бюджета, так как законопроект не предусматривает создание новых федеральных органов исполнительной власти.
Перечень
законодательных актов, подлежащих разработке и введению в действие или отмене, в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации"
В случае принятия проекта федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации" потребуется внести изменений в:
Федеральные законы "О государственном регулировании развития авиации", "Об охране окружающей среды", Уголовный кодекс Российской Федерации; Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях; федеральные правила по использованию воздушного пространства; федеральные авиационные правила и другие законодательные акты Российской Федерации, касающиеся вопросов обеспечения безопасности авиационной деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.