г. Владимир |
|
26 января 2012 г. |
Дело N А43-12120/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 января 2012 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Александровой О.Ю.,
судей Бухтояровой Л.В., Большаковой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания
секретарём судебного заседания Андроновой О.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 15.11.2011 по делу N А43-12120/2011, принятое судьей Логуновой Н.А., по иску муниципального унитарного предприятия Богородского района "Богородское пассажирское автотранспортное предприятие" (ОГРН 1085253001801, ИНН 5245014521) к Министерству финансов Российской Федерации, при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамента транспорта и связи Нижегородской области, г.Нижний Новгород, о взыскании убытков.
В судебном заседании приняли участие представители:
от истца - муниципального унитарного предприятия Богородского района "Богородское пассажирское автотранспортное предприятие" - Сучков В.Н. по доверенности от 27.05.2011 сроком действия на один год;
от ответчика - Министерства финансов Российской Федерации - не явился, извещён;
от третьего лица - Департамента транспорта и связи Нижегородской области - не явился, извещён.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Муниципальное унитарное предприятие Богородского района "Богородское пассажирское автотранспортное предприятие" (далее - МУП "Богородское пассажирское автотранспортное предприятие", истец) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Нижегородской области (далее - Минфин РФ, ответчик) о взыскании убытков, возникших в результате обеспечения транспортного обслуживания льготных категорий населения в 2009 году, в размере 3 209 561 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечен Департамент транспорта и связи Нижегородской области (далее - третье лицо).
Решением от 15.11.2011 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил исковые требования в полном объёме.
Не согласившись с принятым по делу решением, Минфин РФ обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебный акт в связи с неправильным применением норм материального права.
По мнению заявителя жалобы, обеспечение льготного проезда на общественном транспорте для отдельных категорий населения не относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
Представитель МУП "Богородское пассажирское автотранспортное предприятие" в заседании суда и отзыве указал на несостоятельность доводов апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает жалобу в отсутствие представителей ответчика, третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав доводы жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашёл оснований для отмены судебного акта.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, на основании договора от 25.12.2008 N 04-05-04/7/31 об обеспечении транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом на территории Нижегородской области, заключенного между Департаментом транспорта Нижегородской области и МУП "Богородское пассажирское автотранспортное предприятие", истец осуществлял в 2009 году социальные перевозки граждан автомобильным транспортом на основании единых социальных проездных билетов на территории Богородского района Нижегородской области.
Перевозка граждан, включенных в федеральный регистр льготников, производилась МУП "Богородское пассажирское автотранспортное предприятие" в интересах публично-правового образования "Российская Федерация", поскольку осуществление мер социальной поддержки федеральных льготников является полномочием Российской Федерации, финансирование данного вида расходов производится из федерального бюджета и относится к расходным обязательствам Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24.11.2008 N 204 "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", абзацами 3 и 4 части 1 статьи 84 Бюджетного кодекса.
Российская Федерация согласно Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" выделяла бюджетам субъектов Российской Федерации субвенции на осуществление равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Количество льготных проездных билетов, проданных в 2009 году гражданам, социальная поддержка которых отнесена к полномочиям Российской Федерации, составило 10 112 штук. Данное обстоятельство подтверждено письмом Департамента транспорта и связи Нижегородской области от 09.06.2011 N 401-04-04/1959.
Сумма компенсации выпадающих доходов МУП "Богородское пассажирское автотранспортное предприятие" от перевозки льготных категорий граждан, социальная поддержка которых отнесена к полномочиям Российской Федерации, в 2009 году составила 2 789 508 руб. 74 коп.
В связи с неполным возмещением расходов от предоставления транспортных услуг льготным категориям граждан истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.01.2005 отменены отдельным категориям граждан льготы по проезду в транспорте общего пользования.
Субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации законом предписано вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
В целях обеспечения социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, ветеранов труда, тружеников тыла, инвалидов, пенсионеров Правительством Нижегородской области принято постановление от 21.01.2005 N 3 "О введении на территории Нижегородской области единого социального проездного билета", согласно которому с 01.03.2005 на территории Нижегородской области установлен единый порядок предоставления льготного проезда гражданам при наличии единого социального проездного билета.
Приложением 1 к данному постановлению утвержден перечень категорий граждан, имеющих право на приобретение единого социального проездного билета, в частности в него включены граждане, реализация мер по социальной поддержке которых отнесена к полномочиям федеральных органов власти.
На основании Федерального закона от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" Российская Федерация выделила бюджетам субъектов Российской Федерации субвенции (133 043,7 тысяч рублей) на осуществление расходов по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер по социальной поддержке которых относится к ведению Российской Федерации (приложение N 19).
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование соответствующих льгот (пункт 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23).
В рассматриваемом случае объем переданных из федерального бюджета средств не покрыл расходы истца по предоставлению льгот, финансирование которых отнесено к полномочиям Российской Федерации, поэтому суд первой инстанции правомерно, на основании статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации удовлетворил исковые требования и взыскал с Российской Федерации в лице Министерства за счет казны Российской Федерации в пользу МУП "Богородское пассажирское автотранспортное предприятие" убытки.
Доводы заявителя жалобы не могут быть признаны состоятельными, поскольку обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена фактом предоставления данными лицами льгот гражданам, имеющим право на их получение. Соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения.
Перевозка граждан, включенных в федеральный регистр льготников, производилась истцом в интересах публично-правового образования "Российская Федерация". Осуществление мер социальной поддержки федеральных льготников является полномочием Российской Федерации, поэтому финансирование данного вида расходов производится из федерального бюджета и относится к расходным обязательствам Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", абзацами 3 и 4 части 1 статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по жалобе судом не рассматривался, поскольку в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 15.11.2011 по делу N А43-12120/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
О.Ю. Александрова |
Судьи |
Л.В. Бухтоярова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование соответствующих льгот (пункт 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23).
В рассматриваемом случае объем переданных из федерального бюджета средств не покрыл расходы истца по предоставлению льгот, финансирование которых отнесено к полномочиям Российской Федерации, поэтому суд первой инстанции правомерно, на основании статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации удовлетворил исковые требования и взыскал с Российской Федерации в лице Министерства за счет казны Российской Федерации в пользу МУП "Богородское пассажирское автотранспортное предприятие" убытки.
...
Перевозка граждан, включенных в федеральный регистр льготников, производилась истцом в интересах публично-правового образования "Российская Федерация". Осуществление мер социальной поддержки федеральных льготников является полномочием Российской Федерации, поэтому финансирование данного вида расходов производится из федерального бюджета и относится к расходным обязательствам Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", абзацами 3 и 4 части 1 статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации."
Номер дела в первой инстанции: А43-12120/2011
Истец: МУП Богородского района "Богородское пассажирское автотранспортное предприятие", МУП Богородского района Богородское ПАП г. Богородск
Ответчик: Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Казначейства МФ РФ по Нижегородской области, Министерство финансов РФ г. Москва в лице УФК по Нижегородской области
Третье лицо: Департамент транспорта и связи Нижегородской области