г. Санкт-Петербург |
|
30 января 2012 г. |
Дело N А56-47055/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 января 2012 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Зотеева Л.В., Семенова А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Крыловой А.С.
при участии:
от заявителя: Пустовалов М.В. по доверенности от 18.09.2011;
от ответчиков: 1) не явился, извещен; 2) Дудиева И.Р. по доверенности от 26.12.2011 N 72-06-06/2047-М
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22966/2011) ООО "БАЙРУС" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.11.2011 по делу N А56-47055/2011 (судья Хохлов Д.В.), принятое
по заявлению ООО "БАЙРУС"
к 1) Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, 2) Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора СПб
о признании незаконным и отмене постановления и решения
установил:
общество с ограниченной ответственностью "БАЙРУС" (198097, Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, 29, литер А, ОГРН 1099847031723, далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Санкт-Петербурге (191180, г. Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, 76 "А", ОГРН 1047855032807, далее - Управление) от 28.12.2010 N 3470 о привлечении общества к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и решения Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (125993, Москва, Миусская Площадь, 3, стр.1, ОГРН 1047796357553, далее - служба) от 01.08.2011 N 43-00-11/83Р.
Решением суда от 08.11.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм КоАП РФ. Податель жалобы полагает, что Общество повторно привлечено к административной ответственности за одно и то же правонарушение.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель Управления возражала против ее удовлетворения.
Представитель Службы, извещенной надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился, направил ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя и отзыв на апелляционную жалобу, в котором просил оставить обжалуемое решение суда без изменения. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителя службы.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 26.01.2010 между Обществом (покупатель) и компанией Bothwelt Limited (Соединенное Королевство) заключен договор N 26/01, предметом которого являлась продажа и поставка продукции, указанной в проформе инвойсов.
На основании договора Обществом 03.02.2010 оформлен в филиале АК СБ РФ (ОАО) N 10020007/1481/1304/1/0.
В ходе исполнения обязательств по договору Общество в июле 2010 года ввезло на таможенную территорию Российской Федерации товар по ГТД N 10505050/260710/0000551 (дата выпуска товара 26.07.2010) на сумму 111259,35 Евро.
Справка о подтверждающих документах от 08.09.2010 одновременно с подтверждающим документом (ГТД N 10505050/260710/0000551) представлена в уполномоченный банк 08.09.2010, при установленном пунктом 2.4 Положения Центрального банка России от 01.06.2004 N 258-П сроке не позднее 10.08.2010.
По факту выявленного нарушения уполномоченным должностным лицом Пулковской таможни составлен протокол об административном правонарушении от 11.11.2010 N 10221000-501/2010.
Материалы дела об административном правонарушении направлены таможенным органом в Управление.
Постановлением от 28.12.2010 N 3470 Управление признало общество виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 40000 руб.
Решением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 01.08.2011 N 43-00-11/83Р постановление от 28.12.2010 N 3470 оставлено без изменения.
Не согласившись с законностью постановления и решения, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вменяемого правонарушения и не усмотрел оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ. Суд также не установил нарушения административным органом процедуры привлечения к ответственности.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества.
Обязанность резидентов и нерезидентов, осуществляющих в Российской Федерации валютные операции, вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям предусмотрена пунктом 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ). В силу части 4 статьи 5 названного Закона единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливает Центральный банк Российской Федерации.
Пунктом 2 части 3 статьи 23 Закона N 173-ФЗ предусмотрено, что порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля - уполномоченным банкам также устанавливается Центральным банком Российской Федерации.
Порядок представления в уполномоченный банк подтверждающих документов и соответствующей информации установлен Положением N 258-П и Инструкцией Центрального банка Российской Федерации от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок".
Согласно пункту 2.1 Положения N 258-П в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном названным Положением, представляет в банк паспорта сделки документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие в числе прочего оказание услуг (далее - подтверждающие документы).
В пункте 2.2 Положения N 258-П указано, что резидент представляет подтверждающие документы в банк паспорта сделки одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, установленном приложением 1 к данному Положению.
В соответствии с пунктом 2.4 Положения N 258-П справка и подтверждающие документы представляются резидентом в установленном банком паспорта сделки порядке и в согласованный с банком паспорта сделки срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимых с таможенной территории Российской Федерации товаров, определяемой по отметкам таможенного органа о выпуске (условном выпуске) товаров в таможенной декларации.
Справка о подтверждающих документах, упомянутая в пункте 2.2 Положения N258-П, Указанием Центрального банка Российской Федерации от 10.12.2007 N1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж" отнесена к формам учета по валютным операциям.
Частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения и вынесения оспариваемого постановления) предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям.
Факт нарушения Обществом срока представления в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах одновременно с документом о ввозе на таможенную территорию Российской Федерации товаров (ГТД N 10505050/260710/0000551) установлен судом, подтверждается материалами дела и не оспаривается заявителем.
Одновременно в материалах дела не имеется сведений об объективных причинах, исключивших возможность своевременного исполнения заявителем своей публично-правовой обязанности по представлению в уполномоченный банк справок о подтверждающих документах, что свидетельствовало бы об отсутствии вины общества применительно к статье 2.1 КоАП РФ в совершении административного правонарушения.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о доказанности Управлением наличия в деянии общества состава вмененного административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пунктах 17 - 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 N 10 разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Угроза общественным отношениям в данном случае заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий или наличии какого-либо вреда, а в безразличном отношении со стороны общества, выразившемся в неиспользовании всех имеющихся возможностей для исполнения своих обязанностей.
Согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20.11.2008 N 60 квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Общество не приводит подтвержденной надлежащими доказательствами исключительности обстоятельств, повлекших правонарушение.
В рассматриваемом случае суд первой инстанции, оценив характер и степень общественной опасности административного правонарушения, допущенного обществом, принимая во внимание значительное нарушение обществом срока представления в уполномоченный банк справки о валютных операциях (29 календарных дней), а также указав на пренебрежительное отношение общества к выполнению своих публичных обязанностей в сфере валютного регулирования, пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для освобождения заявителя от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ.
Апелляционный суд не находит правовых и фактических оснований для переоценки данного вывода суда.
Вместе с тем, решение суда подлежит частичной отмене в силу следующего.
Федеральным законом N 311-ФЗ от 16.11.2011 внесены изменения в часть 6 статьи 15.25 КоАП РФ, из нее выделены три самостоятельных состава административных правонарушений с одинаковой диспозицией "нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций", но с градацией наказания в зависимости от длительности просрочки:
- нарушение сроков не более чем на 10 дней (часть 6.1) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 5000 до 15000 руб.;
- нарушение сроков более чем на 10 дней, но не свыше 30 дней (часть 6.2) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 20000 до 30000 руб.;
- нарушение сроков более чем на 30 дней (часть 6.3) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 40000 до 50000 руб.
Этот закон начал действовать с 28.11.2011.
В силу частей 2 и 3 статьи 1.7 КоАП РФ и пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
В рассматриваемом случае Общество совершило административные правонарушения до вступления в силу Закона N 311-ФЗ, однако его положение как лица, совершившего административные правонарушения, улучшилось, поскольку с 28.11.2011 уменьшен размер административного штрафа, что свидетельствует о смягчении административной ответственности за данный вид правонарушения.
Оспариваемое постановление о назначении административного наказания не вступило в законную силу и не исполнено, а потому в данном деле подлежит применению нормативный правовой акт, улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение.
Материалами дела подтверждается, что просрочка предоставления справки о подтверждающих документах составляет 29 дней, что следует квалифицировать по части 6.2 статьи 15.25 КоАП РФ, предусматривающей штраф в размере от 20000 до 30000 руб. Поскольку оснований для назначения наказания в максимальном размере не имеется, апелляционный суд считает возможным признать незаконным и отменить оспариваемое постановление в части штрафа, превышающего 20 000 руб. В этой части подлежит отмене решение суда первой инстанции.
Решение Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 01.08.2011 N 43-00-11/83Р отмене не подлежит. Означенное решение принято в период действия прежней редакции статьи 15.25 КоАП РФ, оснований для отмены постановления о привлечении Общества к административной ответственности у Федеральной службы не имелось. Доводы жалобы Общества на постановление Управления, содержащие ссылку лишь на применение статьи 2.9 КоАП РФ, получили надлежащую оценку. Оснований для применения названной нормы апелляционная коллегия также не усмотрела.
Судом апелляционной инстанции отклоняется довод общества о нарушении Управлением при назначении административного наказания положений части 5 статьи 4.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
В соответствии со статьями 23, 24 Закона N 173-ФЗ, пунктами 2.2 и 2.4 Положения N 258-П резиденты обязаны предоставлять уполномоченным банкам подтверждающие документы и информацию по каждой отдельно взятой валютной операции - в данном случае в срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимых с таможенной территории Российской Федерации товаров, определяемой по отметкам таможенного органа о выпуске (условном выпуске) товаров в таможенной декларации.
Непредставление (несвоевременное представление) резидентом указанной справки по отдельно взятой валютной операции (по каждому факту ввоза товара), а также нарушение правил оформления паспорта сделки не являются результатом одного действия (бездействия) и образуют самостоятельные составы административного правонарушения, а потому в силу части 1 статьи 4.4 КоАП РФ административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Поскольку ввоз товара производился Обществом в разные даты по различным ГТД, административным органом сделан правильный вывод о совершении обществом самостоятельных административных правонарушений.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.11.2011 по делу N А56-47055/2011 отменить в части отказа в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "БАЙРУС" (198097, Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, 29, литер А, ОГРН 1099847031723) о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Санкт-Петербурге (191180, г. Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, 76 "А", ОГРН 1047855032807) от 28.12.2010 N 3470 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в части назначения штрафа в размере, превышающем 20 000 рублей.
Признать незаконным и отменить постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Санкт-Петербурге от 28.12.2010 N 3470 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "БАЙРУС" к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в части назначения штрафа в размере, превышающем 20 000 рублей.
В остальной части решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "БАЙРУС" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судом апелляционной инстанции отклоняется довод общества о нарушении Управлением при назначении административного наказания положений части 5 статьи 4.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
В соответствии со статьями 23, 24 Закона N 173-ФЗ, пунктами 2.2 и 2.4 Положения N 258-П резиденты обязаны предоставлять уполномоченным банкам подтверждающие документы и информацию по каждой отдельно взятой валютной операции - в данном случае в срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимых с таможенной территории Российской Федерации товаров, определяемой по отметкам таможенного органа о выпуске (условном выпуске) товаров в таможенной декларации.
Непредставление (несвоевременное представление) резидентом указанной справки по отдельно взятой валютной операции (по каждому факту ввоза товара), а также нарушение правил оформления паспорта сделки не являются результатом одного действия (бездействия) и образуют самостоятельные составы административного правонарушения, а потому в силу части 1 статьи 4.4 КоАП РФ административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение."
Номер дела в первой инстанции: А56-47055/2011
Истец: ООО "БАЙРУС"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора СПб, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора
Хронология рассмотрения дела:
30.01.2012 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-22966/11