г. Красноярск |
|
23 января 2012 г. |
Дело N А33-6832/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 января 2012 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шошина П.В.,
судей: Борисова Г.Н., Дунаевой Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сызранцевой И. А., Моисеевой Н.Н.,
при участии:
от ОАО "Красноярский речной порт" (заявителя) - Дорошенко Б.Г. - представителя по доверенности от 27.12.2010 N 23-124д, Кошкина Д.В. - представителя по доверенности от 27.12.2010 N 23-123д, Харисовой М.Х. - представителя по доверенности от 16.01.2012 N 23-02д,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (ответчика) - Барановой А.В. - представителя по доверенности от 11.01.2011 N 4, Елькина П.Д. - представителя по доверенности от 14.01.2011 N 27,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Красноярский речной порт"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 29 августа 2011 года по делу N А33-6832/2011, принятое судьей Фроловым Н.Н.,
установил:
открытое акционерное общество "Красноярский речной порт" (ИНН 2461007121, ОГРН 1022401943563) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (ОГРН 1022402675965, ИНН 246600 9115) (далее - Управление, антимонопольный орган) о признании недействительными решения и предписаний от 01.04.2011 о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства и о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства по делу N 545-10-10.
Определениями суда от 26.05.2011, 05.07.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: закрытое акционерное общество "Таймырская топливная компания" (ОГРН1022401787418, ИНН 2460047153), открытое акционерное общество "Красноярскэнергосбыт" (ОГРН 1052460078692, ИНН 2466132221), Региональная энергетическая комиссия Красноярского края.
Решением суда 29 августа 2011 года в удовлетворении заявления открытого акционерного общества "Красноярский речной порт" отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит его отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование своих доводов заявитель в апелляционной жалобе ссылается на отсутствие в материалах дела подтверждения того, что ОАО "Красноярский речной порт" включено в реестр энергоснабжающих организаций в качестве субъекта, оказывающего услуги по передаче и распределению электрической (тепловой) энергии (мощности) согласно Положению о реестре энергоснабжающих организаций, расположенных на территории Красноярского края, утвержденному постановлением Региональной энергетической комиссии Красноярского края от06..07.2006 N 45.
Заявитель также указывает на неправомерность вывода суда о том, что ОАО "Красноярский речной порт" не относится к энергоснабжающим организациям, так как договор от 10.01.2007 N 1013/ТТК, заключенный между ОАО "Красноярский речной порт" и ЗАО "Таймырская топливная компания" имеет все признаки договора энергоснабжения, предусмотренные статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Кроме того, суд не дал оценку выводам, изложенным в постановлении Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 14.05.2009 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, связанном с нарушением установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) в связи с отсутствием события административного правонарушения.
В дополнениях к апелляционной жалобе заявитель также ссылается на то, что действия, квалифицированные антимонопольным органом как нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", совершены ОАО "Красноярский речной порт" в допустимых пределах осуществления гражданских прав и как следует из пояснений третьего лица (ЗАО "Таймырская топливная компания") не налагают на него неразумных ограничений и не ставят необоснованные условия реализации им своих прав.
Как указывает заявитель, исходя из содержания отношений по перетоку (передаче) электрической энергии, предполагающих наличие как минимум трех субъектов: поставщика электроэнергии, потребителя и владельца объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, обеспечить переток или оказать услугу по передаче электроэнергии посредник может только при условии заключения договора купли-продажи электроэнергии между поставщиком и потребителем.
Поскольку граждане-потребители и (или) приравненные к ним группы потребителей не относятся к числу покупателей электроэнергии у ОАО "Красноярский речной порт", то в отношении последнего государственное тарифное регулирование деятельности по энергоснабжению не осуществляется.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия в представленном суду отзыве на апелляционную жалобу с доводами заявителя не согласилось, ссылаясь на то, что суд в обжалуемом судебном акте признал постановление Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 14.05.2009 не имеющим преюдициального значения для настоящего дела, следовательно, изложенные в нем выводы не подлежат оценке.
Кроме того, антимонопольный орган указывает, что наличие или отсутствие ОАО "Красноярский речной порт" в реестре энергоснабжающих организаций, расположенных на территории Красноярского края, не влияет на законодательно установленную обязанность оказания услуг по передаче электрической энергии на основании установленного уполномоченным органом тарифа.
По мнению ответчика, отсутствие договорных отношений между энергоснабжающей организацией и ЗАО "Таймырская топливная компания" не имеет значение для квалификации действий ОАО "Красноярский речной порт", поскольку сам факт опосредованного присоединения энергопринимающих устройств ЗАО "Таймырская топливная компания" к электрическим сетям через объекты электросетевого хозяйства ОАО "Красноярский речной порт" свидетельствует о физическом процессе перетока электрической энергии.
ЗАО "Таймырская топливная компания" в отзыве на апелляционную жалобу указало, что фактически на основании договора от 10.01.2007 N 1013/ТТК ОАО "Красноярский речной порт" не оказывало ему услуги по передаче электроэнергии от ОАО "Красноярскэнергосбыт", а осуществляло подачу электроэнергии к токоприемникам ЗАО "Таймырская топливная компания".
От ОАО "Красноярскэнергосбыт", Региональной энергетической комиссии Красноярского края письменные отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 27.10.2011 апелляционная жалоба принята к производству, назначено судебное заседание на 09.12.2011.
Представитель заявителя в судебном заседании, поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил суд обжалуемый судебный акт отменить, заявленные требования удовлетворить.
В судебном заседании представитель антимонопольного органа возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил суд оставить решение арбитражного суда от 29 августа 2011 года без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Определением суда от 09.12.2011 судебное заседание отложено на 19.12.2011, а определением от 19.12.2011 судебное заседание отложено на 16.01.2012.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (распечатка интернет страницы с официального сайта арбитражного суда о публикации судебного акта), в судебное заседание не явились, своих представителей не направили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд рассматривает дело в отсутствие третьих лиц.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Между ОАО "Красноярскэнергосбыт" (гарантирующий поставщик) и ОАО "Красноярский речной порт" (абонент) 02.10.2006 подписан договор на электроснабжение N 1013 (т.1 л.д.28-36), в качестве условия поставки электрической энергии которого предусмотрен отпуск электрической энергии субабонентам абонента в количестве, установленном настоящим договором, согласно перечню объектов, перечисленных в приложении N 3 к настоящему договору.
Между ОАО "Красноярский речной порт" (абонент) и ЗАО "Таймырская топливная компания" (субабонент) 10.01.2007 подписан договор на электроснабжение N 1013/ТТК (т.1 л.д.37), согласно которому абонент обязуется подавать субабоненту электроэнергию в определенном договором количестве, субабонент обязуется оплачивать принятую электроэнергию.
Согласно пункту 3.1. указанного договора учет отпускаемой электроэнергии производится по приборам учета, установленным на границе балансовой принадлежности электрических сетей между абонентом и субабонентом. Границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон за состояние и обслуживание электрических сетей и электрооборудования определяются в подписанном сторонами акте (т.1 л.д.75-76).
В соответствии с пунктом 3.2. данного договора, тарифы на отпускаемую субабоненту электроэнергию устанавливаются на основании выставленных счетов абоненту ОАО "Красноярскэнергосбыт" и стоимости услуг энергослужбы ОАО "Красноярский речной порт" по обслуживанию электрических сетей из расчета 0,41 руб/кВт.час потребляемой электроэнергии.
С 30 июня 2010 года по 30 августа 2010 года, инспекцией Красноярского УФАС России, на основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 18.06.2010 N 320 проведена плановая выездная проверка соблюдения правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N861 в отношении ОАО "Красноярский речной порт".
Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю N 863 от 24.11.2010 в отношении открытого акционерного общества "Красноярский речной порт" возбуждено дело N 545-10-10 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ, выразившегося во взимании открытым акционерным обществом "Красноярский речной порт" платы за передачу электрической энергии через свои объекты электросетевого хозяйства с ЗАО "Таймырская топливная компания" в отсутствие утверждённого тарифа на передачу электрической энергии.
Решением Комиссии Красноярского УФАС России от 01.04.2011 N 4649 по делу N 545-10-10 (т.1 л.д.12-18) ОАО "Красноярский речной порт" признано нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части незаконного взимания с ЗАО "Таймырская топливная компания" платы за передачу электрической энергии без установленного уполномоченным органом тарифа на услуги по передаче электрической энергии в период с 01.04.2008 по 31.12.2010.
01.04.2011 Комиссией Красноярского УФАС России выдано предписание N 4648 (т.1 л.д.20) о перечислении в федеральный бюджет в срок до 06.05.2011 дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства, а именно незаконное взимание платы за переток электрической энергии через объекты электросетевого хозяйства (взимание платы за передачу электрической энергии без установленного уполномоченным органом тарифа на услуги по передаче электрической энергии) в период с 01.04.2008 по 31.12.2010 в сумме 205 000 рублей.
01.04.2011 Комиссией Красноярского УФАС России выдано предписание N 4647 (т.1 л.д.19) о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства, а именно взимание с ЗАО "Таймырская топливная компания" платы за переток электрической энергии через объекты электросетевого хозяйства (платы за передачу электрической энергии без установленного уполномоченным органом тарифа на услуги по передаче электрической энергии).
ОАО "Красноярский речной порт", считая вынесенные Красноярским УФАС решение от 01.04.2011 N 4649 и предписания от 01.04.2011 N 4648 и N 4647 незаконными, нарушающими его права и законные интересы обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Решением суда 29 августа 2011 года в удовлетворении заявления ОАО "Красноярский речной порт" отказано.
Полагая указанный судебный акт незаконным и необоснованным, ОАО "Красноярский речной порт" обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с рассматриваемой жалобой.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативно правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в предмет доказывания по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц входят следующие обстоятельства:
1) несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту;
2) нарушение оспариваемым ненормативным правовым актом, решением и действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Апелляционная инстанция полагает, что Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю не доказало законность оспариваемых решения и предписаний, а ОАО "Красноярский речной порт" подтвердило факт нарушения прав и законных интересов при издании указанного ненормативного акта исходя из следующих оснований.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (пункт 10).
Следовательно, для установления в действиях хозяйствующего субъекта состава рассматриваемого нарушения антимонопольного законодательства необходимо, чтобы хозяйствующий субъект занимал доминирующее положение на товарном рынке и совершал действия, противоречащие установленному нормативными правовыми актами порядку ценообразования.
Как следует из материалов дела на основании договора от 10.01.2007 N 1013/ТТК ОАО "Красноярский речной порт" осуществляет электроснабжение ЗАО "Таймырская топливная компания" через объекты электросетевого хозяйства, состоящие на балансе ОАО "Красноярский речной порт", с взиманием наряду со стоимостью отпущенной электроэнергии затрат на обслуживание сетей в размере, не установленном уполномоченным органом в сфере регулирования тарифов.
Управление, в оспариваемом решении установив, что ОАО "Красноярский речной порт" в соответствии со статей 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) не является энергосбытовой организацией, поскольку продажа другим лицам произведенной или приобретённой электрической энергии не входит основные виды деятельности ОАО "Красноярский речной порт" сделал вывод, что к рассматриваемым действиям заявителя подлежит применению пункт 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861.
Согласно указанной норме собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения настоящих Правил, предусмотренные для сетевых организаций. Потребители услуг, опосредованно присоединенные к электрическим сетям, оплачивают услуги по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что ОАО "Красноярский речной порт" за установлением тарифов на услуги по передаче электрической энергии в период с 2007 по 2011 годы не обращалось, следовательно, взимание стоимости затрат на обслуживание сетей, являющейся составной частью тарифа на услуги по передаче электрической энергии нарушает установленный нормативно-правовыми актами порядок ценообразования и соответственно является нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Апелляционный суд полагает указанные выводы суда первой инстанции основанными на неправильном применении норм материального права.
В соответствии со статьей 3 Закона об электроэнергетике под потребителями электрической и тепловой энергии понимаются лица, приобретающие электрическую и тепловую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд.
Услуги по передаче электрической энергии - комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.
Согласно пункту 2 статьи 26 Закона об электроэнергетике оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании заключенного договора возмездного оказания услуг. Договор оказания этих услуг является публичным. Обязательным условием оказания услуг по передаче электрической энергии покупателю является его участие в оптовом рынке или наличие у такого покупателя заключенного с производителем или иным поставщиком электрической энергии договора купли-продажи электрической энергии, исполнение обязательств по которому осуществляется надлежащим образом.
В пункте 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила недискриминационного доступа) закреплено, что собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
Пунктом 28 названных Правил также определено, что обязательным условием для начала оказания услуг по передаче электрической энергии потребителю услуг является начало исполнения потребителем услуг (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор) договора купли-продажи (поставки) электрической энергии на оптовом и (или) розничном рынках электрической энергии.
Согласно пункту 6 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 в соответствии с договором энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии, самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией потребителей, а покупатель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги. Договоры энергоснабжения заключаются на одинаковых условиях с лицами, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям энергоснабжающей организации (гарантирующего поставщика), и с лицами, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям сетевых организаций и иных владельцев объектов электросетевого хозяйства. Услуги по передаче электрической энергии по договору энергоснабжения оказываются в соответствии с правилами, установленными законодательством Российской Федерации в отношении договора оказания (об оказании) услуг по передаче электрической энергии (далее - договор оказания услуг по передаче электрической энергии).
Для надлежащего исполнения договоров энергоснабжения гарантирующий поставщик урегулирует в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отношения, связанные с оперативно-диспетчерским управлением в отношении точек поставки на розничном рынке обслуживаемых этим гарантирующим поставщиком покупателей электрической энергии, а также урегулирует отношения, связанные с передачей электрической энергии, путем заключения договоров оказания услуг по передаче электрической энергии с сетевыми организациями, к электрическим сетям которых присоединены соответствующие энергопринимающие устройства. В случае если оперативно-диспетчерское управление и (или) передача электрической энергии в отношении точек поставки на розничном рынке обслуживаемого гарантирующим поставщиком покупателя электрической энергии осуществляются на основании договоров, заключенных гарантирующим поставщиком на дату вступления в силу настоящего документа, соответствующие отношения в интересах данного покупателя электрической энергии считаются урегулированными.
Таким образом, является обоснованным утверждение заявителя о том, что отношения по перетоку (передаче) электрической энергии предполагает наличие, как минимум, трех субъектов: поставщика электроэнергии, потребителя и владельца объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя. Обеспечить переток и оказать услугу по передаче электроэнергии владелец может только при условии заключения договора купли-продажи электроэнергии между поставщиком и потребителем.
В рассматриваемом случае, судом установлено, что в период с 2007 по 2011 годы ЗАО "Таймырская топливная компания" не имело договорных отношений по приобретению электроэнергии с ОАО "Красноярскэнергосбыт", а отбирало электроэнергию, которую ОАО "Красноярский речной порт" приобретало для собственных нужд.
Следовательно, выводы Управления в оспариваемом решении о нарушении заявителем пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 не соответствуют действующему законодательству, поскольку ОАО "Красноярский речной порт" не оказывало ЗАО "Таймырская топливная компания" услуг по передаче электрической энергии ввиду отсутствия данных отношений, урегулированных для него ОАО "Красноярскэнергосбыт".
В силу абзацев 1, 16, 23 статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" в целях обеспечения последовательного и постепенного реформирования оптового и розничных рынков электрической энергии и мощности юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка запрещается совмещать деятельность по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и (или) купле-продаже электрической энергии, за исключением хозяйствующих субъектов, осуществляющих указанные в настоящей статье виды деятельности с использованием принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании электростанций и иных объектов электроэнергетики, непосредственно связанных между собой и (или) с принадлежащими этим субъектам энергопринимающими устройствами, преимущественно для удовлетворения собственных производственных нужд при условии соблюдения такими хозяйствующими субъектами установленных Правительством Российской Федерации особенностей функционирования хозяйствующих субъектов и при условии направления ими уведомления об использовании указанных объектов электроэнергетики в антимонопольный орган.
ОАО "Красноярский речной порт", обеспечивая недискриминационное снабжение электрической энергией присоединенных к нему потребителей через принадлежащие ему объекты электросетевого хозяйства, используемые преимущественно для удовлетворения собственных нужд, подпадает по действие исключений, установленных статьей 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ, в связи с чем меры, направленные на пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, к нему не подлежат применению.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (часть 1).
В данном случае присоединение энергопринимающих устройств ЗАО "Таймырская топливная компания" к объектам электросетевого хозяйства ОАО "Красноярский речной порт" является необходимым организационно-правовым основанием заключения договора энергоснабжения.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В разделе VII Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 определены механизмы расчета регулируемых и свободных (нерегулируемых) цен.
Согласно пункту 108 поставка электрической энергии (мощности) гражданам-потребителям и приравненным к ним в соответствии с нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов группам (категориям) потребителей (покупателей) в объеме всего фактического потребления, а исполнителям коммунальной услуги по электроснабжению - в объемах электрической энергии (мощности), определяемых в соответствии с пунктом 89 настоящего документа, осуществляется по регулируемым ценам (тарифам).
Пунктом 107 названных правил предусмотрено, что энергосбытовые организации продают электрическую энергию (мощность) на розничных рынках на территориях, объединенных в ценовые зоны оптового рынка, по ценам и в объеме, определяемым по соглашению сторон соответствующих договоров. При этом к ним не применяются положения пунктов 108 - 111 настоящего документа.
Поскольку среди потребителей электрической энергии ОАО "Красноярский речной порт" отсутствуют граждане и приравненные к ним в соответствии с нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов группы (категории) потребителей, согласование сторонами в договоре на электроснабжение от 10.01.2007 N 1013/ТТК стоимости услуг энергослужбы ОАО "Красноярский речной порт" по обслуживанию электрических сетей соответствует закону.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд полагает, что в действиях ОАО "Красноярский речной порт" по возмещению затрат, связанных с содержанием своего имущества, отсутствует состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10 Закона о конкуренции.
С учетом изложенного апелляционный суд считает, что оспариваемые заявителем решение и предписания антимонопольного органа не отвечают требованиям законности, нарушают права и законные интересы заявителя.
Таким образом, решение Арбитражного суда Красноярского края от 29 августа 2011 года подлежит отмене в полном объеме, заявление открытого акционерного общества "Красноярский речной порт" удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
При обращении с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд открытым акционерным обществом "Красноярский речной порт" уплачена государственная пошлина в сумме 2000 рублей платежным поручением от 27.09.2011 N 01231.
Согласно пункту 15 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 мая 2005 года N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" применяя положение подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающего размер государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом апелляционной жалобы, следует учитывать, что государственная пошлина по апелляционным и кассационным жалобам, поданным юридическими лицами по делам, перечисленным в подпункте 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, уплачивается в сумме 1000 рублей.
Таким образом, на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы заявителя по оплате государственной пошлины в сумме 1000 рублей подлежат отнесению на ответчика.
Излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1000 рублей, перечисленная открытым акционерным обществом "Красноярский речной порт" по вышеуказанному платежному поручению подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 29 августа 2011 года по делу N А33-6832/2011 отменить. Принять новый судебный акт.
Заявление открытого акционерного общества "Красноярский речной порт" удовлетворить.
Признать недействительными решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 01.04.2011 N 4649 и предписания от 01.04.2011 N 4648 о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства и N 4647 о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства, как противоречащие статье 6 Федеральному закону от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике", пункту 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861.
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю в пользу открытого акционерного общества "Красноярский речной порт" 1000 рублей расходов по уплате государственной пошлины.
Возвратить открытому акционерному обществу "Красноярский речной порт" из федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины излишне уплаченной по платежному поручению от 27.09.2011 N 01231.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
П.В. Шошин |
Судьи |
Г.Н. Борисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку среди потребителей электрической энергии ОАО "Красноярский речной порт" отсутствуют граждане и приравненные к ним в соответствии с нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов группы (категории) потребителей, согласование сторонами в договоре на электроснабжение от 10.01.2007 N 1013/ТТК стоимости услуг энергослужбы ОАО "Красноярский речной порт" по обслуживанию электрических сетей соответствует закону.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд полагает, что в действиях ОАО "Красноярский речной порт" по возмещению затрат, связанных с содержанием своего имущества, отсутствует состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10 Закона о конкуренции.
С учетом изложенного апелляционный суд считает, что оспариваемые заявителем решение и предписания антимонопольного органа не отвечают требованиям законности, нарушают права и законные интересы заявителя.
Таким образом, решение Арбитражного суда Красноярского края от 29 августа 2011 года подлежит отмене в полном объеме, заявление открытого акционерного общества "Красноярский речной порт" удовлетворению.
...
Согласно пункту 15 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 мая 2005 года N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" применяя положение подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающего размер государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом апелляционной жалобы, следует учитывать, что государственная пошлина по апелляционным и кассационным жалобам, поданным юридическими лицами по делам, перечисленным в подпункте 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, уплачивается в сумме 1000 рублей.
...
решение Арбитражного суда Красноярского края от 29 августа 2011 года по делу N А33-6832/2011 отменить. Принять новый судебный акт."
Номер дела в первой инстанции: А33-6832/2011
Истец: ОАО Красноярский речной порт
Ответчик: Красноярское УФАС
Третье лицо: ЗАО Таймырская топливная компания, ОАО Красноярскэнергосбыт, Региональная энергетическая компания по КК