г. Красноярск |
|
27 января 2012 г. |
Дело N А33-15490/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена "20" января 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен "27" января 2012 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дунаевой Л.А.,
судей: Колесниковой Г.А., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Моисеевой Н.Н.,
при участии:
от заявителя (открытого акционерного общества "РУСАЛ Красноярский Алюминиевый Завод"): Сукачевой Т.И., представителя по доверенности от 10.08.2011;
от ответчика (Государственного учреждения - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации): Бондаренко И.М., представителя по доверенности от 21.12.2011 N 187,
рассмотрев апелляционную жалобу Государственного учреждения - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "26" октября 2011 года по делу N А33-15490/2011, принятое судьей Щёлоковой О.С.,
установил:
открытое акционерное общество "РУСАЛ Красноярский Алюминиевый Завод" (далее - заявитель, общество, ОАО "РУСАЛ Красноярск") (ОГРН 1022402468010,ИНН 2465000141) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Государственному учреждению - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ответчик, отделение ФСС России) (ОГРН 1022402652469) о признании недействительным решения от 21.07.2011 N 43 "О непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования" в части непринятия к зачету расходов в сумме 379 642 рубля 22 копейки, произведенных на выплату страхового обеспечения по обязательному социального страхованию за период с 01.01.2009 по 31.12.2009; об обязании принять к зачету произведенные расходы по выплате пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, пособий на погребение в размере 379 642 рубля 22 копейки.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 26 октября 2011 года заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с данным судебным актом, отделение ФСС России обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования, ссылаясь на то, что применяемый заявителем районный коэффициент при исчислении и выплате пособий в размере 1,3 не установлен на федеральном уровне, следовательно, не подлежит возмещению за счет средств ФСС России, являющихся федеральной собственностью.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Заявитель в отзыве и его представитель в судебном заседании указали на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, просили обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Филиалом N 6 (Советский) отделения ФСС России на основании решения от 20.04.2011 N 40с/с проведена документальная выездная проверка ОАО "РУСАЛ Красноярск" по вопросам осуществления расходов на цели обязательного социального страхования за период с 01.01.2009 по 31.12.2009.
По результатам проверки составлен акт от 14.06.2011 N 40 с/с, в котором зафиксированы, в том числе следующие нарушения, допущенные страхователем (ОАО "РУСАЛ Красноярск"):
- в нарушение пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 25.11.2008 N 216-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", пункта 6 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" страхователь при расчете пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам применял районный коэффициент 1,3;
- в нарушение статьи 5 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях граждан, имеющих детей", Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", пункта 2 Положения "О фонде социального страхования Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, Положения "О назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей", утвержденного постановлением Правительства от 30.12.2006 N 865, страхователь при начислении единовременного пособий женщинам, в ставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременного пособия при рождении ребенка; ежемесячного пособия по уходу за ребенком применял районный коэффициент 1,3;
- в нарушение пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", пункта 2 Положения "О фонде социального страхования Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, страхователь при начислении пособия на погребение либо возмещения стоимости гарантированного перечня услуг на погребение применял районный коэффициент 1,3.
Уведомлением от 11.07.2011 N 40 заявитель приглашен на рассмотрение возражений и материалов проверки на 19.07.2011. Рассмотрение материалов проверки 19.07.2011 состоялось в отсутствие представителей заявителя (протокол от 19.07.2011 N 40).
По результатам рассмотрения материалов проверки отделением ФСС России принято решение от 21.07.2011 N 43 "О непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем-плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования", которым, в том числе отказано в принятии к зачету расходов в сумме 379 642 рубля 22 копейки, связанных с применением обществом районного коэффициента.
ОАО "РУСАЛ Красноярск", считая данное решение отделения ФСС России в указанной части незаконным и нарушающим его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным требованием.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции считает, что отделение ФСС России не доказало законность оспариваемого решения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, ответчик по результатам проведенной проверки пришел к выводу о нарушении ОАО "РУСАЛ Красноярск" установленного порядка начисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, пособий женщинам, в ставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, а также пособия на погребение либо возмещения стоимости гарантированного перечня услуг на погребение, что выразилось в неправомерном применении районного коэффициента в размере 1,3 при выплате указанных пособий.
Пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" предусмотрено, что в заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации, в соответствии с главой 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
Частью 2 статьи 12 Федерального закона N 183-ФЗ от 21.07.2007 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов", статьей 5 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", статьями 9, 10 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" предусмотрено, что в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, пособий гражданам, имеющим детей, и пособия на погребение определяются с учетом этих районных коэффициентов.
Как правильно указал суд первой инстанции, из названных нормативных актов не следует, что применению при расчете пособий подлежат только районные коэффициенты, установленные федеральными законами Российской Федерации.
В соответствии со статьями 1, 3 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" действие данного Закона распространяется на лиц, работающих по найму или временно на предприятиях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях. Государственные гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, устанавливаются названным Законом и другими соответствующими законодательными актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 19.02.1993 N 4521-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" государственные гарантии и компенсации, предусмотренные указанным Законом, распространяются на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенные к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.
Пунктом 13 Постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера" исполнительным органам субъектов Российской Федерации предоставлено право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на территории минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов с указанием, что затраты на указанные цели осуществляются за счет средств предприятий и организаций, бюджетов республик, входящих в состав РСФСР, автономных округов, местных бюджетов.
Апелляционная коллегия отмечает, что на законодательном уровне вопрос об установлении размера единого районного коэффициента к заработной плате не урегулирован, согласно статье 316 Трудового кодекса Российской Федерации соответствующего постановления Правительством Российской Федерации не принято.
Судом апелляционной инстанции установлено, что на территории Красноярского края, в том числе на территории города Красноярска, действовали как минимальный (1,2), так и максимальный (1,3) размеры районных коэффициентов.
Во исполнение указанного постановления от 04.02.1991 N 76 администрацией Красноярского края принято постановление от 21.08.1992 N 311-п "Об установлении районного коэффициента", которым установлен единый районный коэффициент 1,3 вместо действующего коэффициента 1,2 к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов края.
Данный нормативный правовой акт в установленном законодательством порядке не оспорен, является действующим и его применение при расчете заработной платы для исчисления пособий по социальном страхованию является правомерным. С учетом изложенного ОАО "РУСАЛ Красноярск" при расчете и выплате спорных видов пособий правомерно применяло районный коэффициент 1,3.
Доводы ответчика о том, что выплаты пособий по обязательному социальному страхованию осуществляются за счет средств ФСС России, являющихся федеральной собственностью, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку, как правильно указал суд первой инстанции со ссылкой на Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994, и постановления администрации Красноярского края от 21.08.1992 N 311-п "Об установлении районного коэффициента", источник возмещения расходов на выплату пособий по обязательному социальному страхованию, в том числе при расчете пособий с использованием коэффициента 1,3, формируется на счетах Фонда социального страхования, в том числе, за счет отчислений работодателя из заработной платы работника.
Следовательно, общество, производя исчисление заработной платы своим работникам с применением районного коэффициента в размере 1,3, что ответчиком не оспаривается, соответственно, уплачивая страховые взносы в ФСС России, сформировало соответствующий источник для выплаты сумм пособий с учетом того же районного коэффициента.
Несостоятельны ссылки фонда на постановление Совмина РСФСР от 20.03.1991 N 162 "О реформе розничных цен и социальной защите населения РСФСР", Федеральный закон от 08.12.2003 N 166-ФЗ "О бюджете фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год", поскольку указанные закон и постановление в силу сферы и предмета их регулирования не подлежат применению к спорным правоотношениям.
В соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и статьи 9 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" выплата спорных пособий производится за за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Следовательно, отделение ФСС России неправомерно решением 21.07.2011 N 43 отказало обществу в принятии к зачету расходов, произведенных страхователем на выплату пособий по обязательному социальному страхованию, в сумме 379 642 рубля 22 копейки.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции от 26 октября 2011 года об удовлетворении заявленного требования является законным и обоснованным, оснований для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации отделение ФСС России освобождено от уплаты государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "26" октября 2011 года по делу N А33-15490/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Л.А. Дунаева |
Судьи |
Г.А. Колесникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 2 статьи 12 Федерального закона N 183-ФЗ от 21.07.2007 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов", статьей 5 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", статьями 9, 10 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" предусмотрено, что в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, пособий гражданам, имеющим детей, и пособия на погребение определяются с учетом этих районных коэффициентов.
...
В соответствии с пунктом 3 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 19.02.1993 N 4521-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" государственные гарантии и компенсации, предусмотренные указанным Законом, распространяются на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенные к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.
...
Апелляционная коллегия отмечает, что на законодательном уровне вопрос об установлении размера единого районного коэффициента к заработной плате не урегулирован, согласно статье 316 Трудового кодекса Российской Федерации соответствующего постановления Правительством Российской Федерации не принято.
...
Во исполнение указанного постановления от 04.02.1991 N 76 администрацией Красноярского края принято постановление от 21.08.1992 N 311-п "Об установлении районного коэффициента", которым установлен единый районный коэффициент 1,3 вместо действующего коэффициента 1,2 к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов края.
...
В соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и статьи 9 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" выплата спорных пособий производится за за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации."
Номер дела в первой инстанции: А33-15490/2011
Истец: ОАО "РУСАЛ Красноярский Алюминиевый Завод"
Ответчик: ГУ - КРО ФСС РФ, ГУ Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
Хронология рассмотрения дела:
28.06.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7716/12
01.06.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7716/12
12.04.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1141/12
24.01.2012 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-5839/11
26.10.2011 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-15490/11