г. Хабаровск |
|
25 января 2012 г. |
Дело N А37-1471/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 января 2012 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.
судей Песковой Т. Д., Харьковской Е. Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Морозовой К. П.
без участия в заседании представителей
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Мэрии города Магадана на решение от 14.11.2011 по делу N А37-1471/2011 Арбитражного суда Магаданской области принятое судьей Минеевой А.А.
по заявлению Мэрии города Магадана
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области
о признании недействительным решения
третье лицо - Общество с ограниченной ответственностью "Магаданская жилищная компания" в лице конкурсного управляющего Суспицына А. А.
УСТАНОВИЛ:
Мэрия города Магадана (ИНН 4909001626, ОГРН 1024900966133, далее - заявитель, мэрия) обратилась в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области (ОГРН 1024900961634, ИНН 4909053335, далее - Магаданский УФАС России) от 05.08.2011.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО "Магаданская жилищная управляющая компания" (далее - ООО "МЖУК").
Решением суда от 14.11.2011 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, мэрия обратилась с апелляционной жалобой в Шестой арбитражный апелляционный суд, в которой полагает решение отменить, как вынесенное с неправильным применением норм материального права, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
По мнению апеллянта, управлением не доказан факт того, что действия мэрии привели или могли привести к ограничению конкуренции, поэтому вывод антимонопольного органа и суда о нарушении заявителем пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, является необоснованным.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании апелляционной инстанции не направили.
Исследовав материалы дела, оценив установленные при рассмотрении апелляционной жалобы обстоятельства, проверив изложенные в ней доводы, апелляционная инстанция не находит оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), для отменены или изменения решения арбитражного суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в адрес Магаданского УФАС России 02.02.2011 поступило заявление ООО "МЖУК", переданное депутатом Государственной Думы СФ РФ Г.П.Хованской для рассмотрения по подведомственности.
Установив из содержания названного заявления, что в сентябре 2010 года постановлением мэрии города Магадана от 15.09.2010 N 2744 "О принятии дополнительных срочных мер по подготовке жилищного фонда к отопительному сезону" ООО "МЖУК" было отстранено от управления жилыми домами, по результатам его рассмотрения Магаданским УФАС России приказом от 25.03.2011 N 01-12/29 в отношении мэрии города Магадана возбуждено дело N 02-9/4-2011 по признакам нарушения антимонопольного законодательства.
По результатам рассмотрения указанного дела вынесено решение от 05.08.2011, которым и действия мэрии г.Магадана, выразившиеся в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности ООО "МЖУК" путем принятия постановления от 15.09.2010 N 2744 "О принятии дополнительных срочных мер по подготовке жилищного фонд отопительному сезону", постановившего считать бездействие ООО "МЖУК", в части неисполнения условий договора управления многоквартирными домами односторонним отказом от исполнения обязательств по договорам управления и которым Департаменту ЖК и ОСС мэрии г.Магадана поручено провести ряд действий, направленных на расторжение договоров управления с ООО "МЖУК" и заключение таких договоров с другими управляющими организациями, признаны нарушением пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", что привело к ограничению конкуренции на рынке оказания услуг по управлению многоквартирными жилыми домами в г.Магадане.
В связи с тем, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Магаданской области от 18.02.2011 пункт 1 и подпункт 2.4 пункта 2 постановления мэрии города Магадана от 15.09.2010 N 2744, признаны недействительными, постановлением мэрии города Магадана от 29.07.2011 N 2856 отменены пункт 1 и подпункт 2.4 пункта 2 постановления от 15.09.2010 N 2744, а также в связи с тем, что подпункты 2.1, 2.2, 2.3 пункта 2, пункты 4-6 указанного постановления исполнены, а пункт 3 - не реализован и утратил практическое значение, предписание мэрии города Магадана об отмене указанных пунктов постановления Магаданским УФАС России не выдавалось.
Не согласившись с решением мэрия оспорила его в судебном порядке.
Оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
Судом первой инстанции установлено, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Магаданской области от 18.02.2011 по делу N А37-2078/2010 признаны недействительными пункт 1 и подпункт 2.4 пункта 2 постановления мэрии города Магадана от 15.09.2010 N 2744.
При рассмотрении данного дела суд пришел к выводам, что орган местного самоуправления, по существу заявляя односторонний отказ от исполнения обязательств по договору управления, от имени ООО "МЖУК", распорядился в нарушение части 2 статьи 1 Гражданского кодекса РФ субъективным правом иного лица - самостоятельного хозяйствующего субъекта. Кроме того, судом было установлено, что подпункт 2.4 пункта 2 постановления N 2744 содержит информацию о прекращении исполнения ООО "МЖУК" функций управляющей организации и отсутствии оснований оплаты ее услуг. В связи, с чем суд пришел к выводу, что само по себе опубликование постановления N 2744 в средствах массовой информации изначально предполагает, что жители перечисленных в постановлении многоквартирных домов расценят как основания для неоплаты услуг ООО "МЖУК". Также оспариваемые пункты постановления содержат отрицательную оценку деятельности ООО "МЖУК, которую путем опубликования постановления публично высказал орган местного самоуправления, что не может не отражаться на деловой репутации ООО "МЖУК" как субъекта экономической деятельности и формирует негативное мнение в отношении заявителя, как у работников, так и контрагентов. В связи, с чем правовыми последствиями принятия постановления явились значительное снижение доходов в 4 квартале 2010 года, массовое увольнение работников, расторжение договоров контрагентами. То есть, в данном случае осуществление управляющей организацией своих функций было поставлено в зависимость не от решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а от волеизъявления органа местного самоуправления - мэрии города Магадана путем издания и опубликования постановления N 2744, что в итоге создало необоснованные препятствия для осуществления деятельности хозяйствующим субъектом.
Решением Арбитражного суда Магаданской области от 25.04.2011 по делу N A37-1755/2010 ООО "МЖУК" признано несостоятельным (банкротом) с открытием в отношении него конкурсного производства.
Товарный рынок услуг признается равнодоступным для любых его участников, независимо от их количества.
В силу статьи 4 Закона N 135-Фз "О защите конкуренции", конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (подпункт 7 части 1).
Таким образом, как обоснованно отметил суд первой инстанции, постановление N 2744 принято без обеспечения возможности равного доступа всех участников товарного рынка по управлению многоквартирными домами в городе Магадане, что противоречит требованиям закона, в связи с чем ООО "МЖУК" незаконно было лишено возможности участвовать в конкурентном процессе хозяйствующих субъектов на данном рынке услуг.
В процессе рассмотрения спора в суде первой инстанции установлено, что договоры на управление ООО "МЖУК" 92 многоквартирными домами (в одностороннем порядке прекращенными мэрией) в настоящее время возобновить нельзя - формально они прекращены по истечении трехлетнего срока ранее объявленного конкурса - в марте и апреле 2011 года. Более сорока бывших сотрудников ООО "МЖУК" на работе не восстановлены. Производство по делу о банкротстве в связи с восстановлением платежеспособности должника ООО "МЖУК" не прекращено.
Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу о доказанности УФАС по Магаданской области в обжалуемом решении наличия в действиях мэрии нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Доводы заявителя жалобы о том, что рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении мэрии города Магадана подлежало прекращению Магаданским УФАС России на основании положений пункта 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, поскольку на момент вынесения оспариваемого по настоящему делу решения отсутствовал предмет рассмотрения, в связи с отменой пунктов 1 и 2.4 постановления N 2744 от 15.09.2010 постановлением мэрии города Магадана от 29.07.2011 N 2856, суд первой инстанции правомерно счел ошибочными.
В материалы дела в обоснование своих доводов мэрия не представила доказательств, подтверждающих добровольность устранения допущенного ей нарушения прав и законных интересов ООО "МЖУК", а также добровольность устранения последствий данного нарушения, а само по себе формальное издание мэрией постановления N 2856 не может свидетельствовать о добровольном устранении нарушения антимонопольного законодательства. Кроме того, оно принято мэрией города Магадана недобровольно по собственной инициативе, а лишь после вынесения ФАС ДВО постановления от 27.07.2011 по делу N А37-2078/2010, которым оставлена без удовлетворения кассационная жалоба мэрии города Магадана об отмене судебных актов судов первой и апелляционной инстанции.
Принимая во внимание положения норм материального и процессуального права, а также, учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционной суд считает, что доводы заявителя апелляционной жалобы, не содержат фактов, которые бы повлияли на обоснованность и законность решения суда, либо опровергли выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены в порядке статьи 270 АПК РФ арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 14.11.2011 Арбитражного суда Магаданской области по делу N А37-1471/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.В. Гричановская |
Судьи |
Т.Д. Пескова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судом первой инстанции установлено, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Магаданской области от 18.02.2011 по делу N А37-2078/2010 признаны недействительными пункт 1 и подпункт 2.4 пункта 2 постановления мэрии города Магадана от 15.09.2010 N 2744.
При рассмотрении данного дела суд пришел к выводам, что орган местного самоуправления, по существу заявляя односторонний отказ от исполнения обязательств по договору управления, от имени ООО "МЖУК", распорядился в нарушение части 2 статьи 1 Гражданского кодекса РФ субъективным правом иного лица - самостоятельного хозяйствующего субъекта. Кроме того, судом было установлено, что подпункт 2.4 пункта 2 постановления N 2744 содержит информацию о прекращении исполнения ООО "МЖУК" функций управляющей организации и отсутствии оснований оплаты ее услуг. В связи, с чем суд пришел к выводу, что само по себе опубликование постановления N 2744 в средствах массовой информации изначально предполагает, что жители перечисленных в постановлении многоквартирных домов расценят как основания для неоплаты услуг ООО "МЖУК". Также оспариваемые пункты постановления содержат отрицательную оценку деятельности ООО "МЖУК, которую путем опубликования постановления публично высказал орган местного самоуправления, что не может не отражаться на деловой репутации ООО "МЖУК" как субъекта экономической деятельности и формирует негативное мнение в отношении заявителя, как у работников, так и контрагентов. В связи, с чем правовыми последствиями принятия постановления явились значительное снижение доходов в 4 квартале 2010 года, массовое увольнение работников, расторжение договоров контрагентами. То есть, в данном случае осуществление управляющей организацией своих функций было поставлено в зависимость не от решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а от волеизъявления органа местного самоуправления - мэрии города Магадана путем издания и опубликования постановления N 2744, что в итоге создало необоснованные препятствия для осуществления деятельности хозяйствующим субъектом.
...
В процессе рассмотрения спора в суде первой инстанции установлено, что договоры на управление ООО "МЖУК" 92 многоквартирными домами (в одностороннем порядке прекращенными мэрией) в настоящее время возобновить нельзя - формально они прекращены по истечении трехлетнего срока ранее объявленного конкурса - в марте и апреле 2011 года. Более сорока бывших сотрудников ООО "МЖУК" на работе не восстановлены. Производство по делу о банкротстве в связи с восстановлением платежеспособности должника ООО "МЖУК" не прекращено.
Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу о доказанности УФАС по Магаданской области в обжалуемом решении наличия в действиях мэрии нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Доводы заявителя жалобы о том, что рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении мэрии города Магадана подлежало прекращению Магаданским УФАС России на основании положений пункта 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, поскольку на момент вынесения оспариваемого по настоящему делу решения отсутствовал предмет рассмотрения, в связи с отменой пунктов 1 и 2.4 постановления N 2744 от 15.09.2010 постановлением мэрии города Магадана от 29.07.2011 N 2856, суд первой инстанции правомерно счел ошибочными."
Номер дела в первой инстанции: А37-1471/2011
Истец: Мэрия г. Магадана, Мэрия города Магадана
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области, УФАС по Магаданской области
Третье лицо: ООО "Магаданская жилищная компания" в лице конкурсного управляющего Суспицына А. А., ООО "Магаданская жилищная управляющая компания"