г. Ессентуки |
|
30 января 2012 г. |
Дело N А22- 1570/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 января 2012 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Белова Д.А.,
судей: Афанасьевой Л.В., Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петросян Л.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционные жалобы Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Республике Калмыкия и Управления по недропользованию по Республике Калмыкия (Калмнедра) на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 10.11.2011 по делу N А22-1570/2011
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПромРесурс" (ИНН/ОГРН 7715649205/5077746771174)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Республике Калмыкия (ИНН/ОГРН 0814111623/1040866718903)
и Управлению по недропользованию по Республике Калмыкия (Калмнедра) (ИНН/ОГРН 0814161416/1040866717297)
о признании незаконными действий, недействительными приказов и предписаний (судья Конторова Д.Г.),
при участии в судебном заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "ПромРесурс": Мартенюк А.А. по доверенности от 20.09.2011,
- от Управления по недропользованию по Республике Калмыкия: Дармин В.И. по служебному удостоверению N 307 от 10.10.2008,
- от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Калмыкия: Оконов У.С. по доверенности от 30.11.2011 N 09-6/2021, Дорджиев Д.В. по доверенности от 09.12.2011 N 09-6/2085,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ПромРесурс" (далее - общество, ООО 'ПромРесурс") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Республике Калмыкия (далее - Управление Росприроднадзора по РК) о признании незаконными действий по проведению проверки в период с 22 июня по 30 июня 2011 года, оформленной актом N В-20/06-2011 от 30.06.2011, недействительными приказа о проведении внеплановой выездной проверки от 07.06.2011 N66, изданного руководителем Управления Росприроднадзора по РК, и предписаний NN В-20.1/06-2011, В-20.2/06-2011 об устранении выявленных нарушений при проведении работ по экологическому изучению, использованию и охране недр, а также о соблюдении условий лицензии на пользование недрами.
В обоснование заявленных требований заявителем указано, что на основании приказа руководителя Управления Росприроднадзора по РК от 07.06.2011 N 66, изданного в связи с проверкой уведомления Управления по недропользованию по Республике Калмыкия (далее - Калмнедра) от 18.10.2010 N КЦ-06-1/1153, о допущенных нарушениях условий пользования недрами и возможном досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии ЭЛИ 00264 НЭ, была проведена внеплановая проверка лицензионной деятельности общества. По результатам проведения указанной проверки управлением был составлен акт от 30.06.2011 N В-20/60-2011 и вынесено два предписания NN В-20.1/06-2011, В-20.2/06-2011 об устранении выявленных нарушений. Внеплановые проверки выполнения пользователями недр уведомлений, выданных Федеральным агентством по недропользованию (Роснедра) и его территориальными органами, проводятся по поручению руководителя (заместителей руководителя) Росприроднадзора и только по окончании срока действия уведомлений, который отсчитывается со дня получения уведомлений пользователями недр. Руководитель Управления Росприроднадзора по РК не имеет полномочий на издание приказов о проведении внеплановых проверок выполнения пользователями недр уведомлений, выданных Роснедра и его территориальными подразделениями. В связи с тем, что оспариваемый приказ о проведении внеплановой проверки в отношении общества вынесен неуполномоченным должностным лицом, проверка, проведенная на основании указанного приказа является незаконной, а выданные по результатам проверки предписания недействительными.
Решением от 10.11.2011 суд удовлетворил заявленные требования общества с ограниченной ответственностью "ПромРесурс" и признал недействительными приказ Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Калмыкия о проведении внеплановой выездной проверки общества с ограниченной ответственностью "ПромРесурс" от 07.06.2011 г..N 66, предписание Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Калмыкия от 01.07.2011 г.. N В-20.1/06-2011 о нарушении ООО "ПромРесурс" пункта 4.2.4 статьи 4 условий лицензионного соглашения ЭЛИ 00264 НЭ от 15.01.2008 г.., предписание Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Калмыкия от 01.07.2011 г.. N В-20.2/06-2011 о нарушении ООО "ПромРесурс" пункта 4.2.5 статьи 4 условий лицензионного соглашения ЭЛИ 00264 НЭ от 15.01.2008 г.., приказ Управления по недропользованию по Республике Калмыкия (Калмнедра) от 25.07.2011 г.. N 68 "О досрочном прекращении ООО "ПромРесурс" права пользования недрами по лицензии ЭЛИ 00264 НЗ в связи с невыполнением условий пользования недрами".
Судебный акт мотивирован тем, что из представленных документов не усматривается возможности сделать вывод о невыполнении лицензиатом пунктов 4.2.4 и 4.2.5 статьи 4 условий лицензионного соглашения ЭЛИ 00264 НЭ от 15.01.2008 г.., влекущее прекращение права общества пользования недрами в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 20 Закона о недрах. Так же судом указано, что у территориального органа Росприроднадзора отсутствуют полномочия по изданию приказа от 07.06.2011 г.. N 66.
Не согласившись с таким решением суда, Управление по недропользованию по Республике Калмыкия и Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Калмыкия обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований общества.
Общество представило отзыв на апелляционные жалобы, в котором указывает, что суд первой инстанции правильно оценил все юридически значимые факты и вынес законное и обоснованное решение.
Представители Управления по недропользованию по Республике Калмыкия и Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Калмыкия в судебном заседании поддержали апелляционные жалобы по доводам, изложенным в апелляционных жалобах.
В судебном заседании представитель общества возражал против удовлетворения апелляционных жалоб, просил оставить решение суда без изменения в соответствии с доводами отзыва на жалобы.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, изучив доводы апелляционных жалоб, отзыв на нее, исследовав материалы дела, выслушав представителей Управления по недропользованию по Республике Калмыкия, Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Калмыкия и общества, в соответствии с главами 34,35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установил следующее.
Как видно из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "ПромРесурс" являлось владельцем лицензии на право пользования недрами N ЭЛИ 00264 НЭ с целевым назначением: разведка и добыча углеводородного сырья на Двойном месторождении в пределах Черноземельского района Республики Калмыкия, со сроком действия до 31.01.2028 (т.2, л.д.100).
14.01.2008 обществом заключено лицензионное соглашение, в статье 4 которого перечислены условия пользования недрами (т.2, л.д.101-111).
В период с 8 июня по 18 июня 2010 года Управлением Росприроднадзора по РК проведена проверка в отношении ООО "ПромРесурс", в ходе которой выявлены нарушения обязательных требований, предусмотренных лицензионным соглашением, о чем составлен акт от 18.06.2010 (т.2, л.д.88-92).
На основании акта проверки Управления Росприроднадзора по РК от 18.06.2010 г. Калмнедра вынесло уведомление от 18 октября 2010 года N КЦ-06-1/1153 о допущенных обществом нарушениях условий пользования недрами и возможном досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии ЭЛИ 00264 НЭ в случае непредставления информации об устранении нарушений в трехмесячный срок со дня получения уведомления, которое получено представителем недропользователя 17.12.2010 (т.2, л.д.113-114).
Актом от 31 марта 2011 года оформлены результаты проверки, проведенной с 21 марта по 31 марта 2011 года Управлением Росприроднадзора по РК по вопросу выполнения обществом требований уведомления Калмнедр от 18.10.2010 N КЦ-06-1/1153. В акте проверки отмечено, что обществом не устранены нарушения, отраженные в названном уведомлении (т.2, л.д. 118-120).
Решением Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу от 11 апреля 2011 года проверка, оформленная актом от 31.03.2011 г.., признана незаконной в связи с нарушением положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), результаты проверки отменены (т.2, л.д.133-134).
7 июня 2011 года руководителем Управления Росприроднадзора по Республике Калмыкия издан приказ N 66 о проведении проверки в отношении ООО "ПромРесурс" с целью выполнения поручения заместителя председателя Правительства РФ от 22.04.2011 N ИС-П9-2558 и уведомления Калмнедр от 18.10.2010 N КЦ-06-1/1153 (т.1, л.д.8-11).
В акте проверки Управления Росприроднадзора по Республике Калмыкия от 30.06.2011 г.. зафиксировано, что допущенные нарушения лицензионного соглашения ЭЛИ 00264 НЭ, указанные в уведомлении Калмнедр от 18.10.2010 г., не устранены в трехмесячный срок, а именно:
пункт 4.2.4 статьи 4 об обязанности общества в течение двух лет с даты государственной регистрации лицензии (до 15.01.2010 г..) закончить строительство или восстановить (расконсервировать) не мене трех скважин, в том числе в первый год - одну, во второй - две;
пункт 4.2.5 той же статьи об обязанности общества в течение двух лет с даты государственной регистрации лицензии (до 15.01.2010 г..) разработать, согласовать и утвердить в установленном порядке проект пробной эксплуатации месторождения.
Пункт 9.1.2 статьи 9 условий лицензионного соглашения выполнен (т.1 л.д. 16-24).
Предписанием Управления Росприроднадзора по Республике Калмыкия от 01.07.2011 N В-20.1/06-2011 обществу предложено устранить допущенные нарушения пункта 4.2.4 статьи 4 условий лицензионного соглашения до 01.09.2011 г.. (т.1 л.д.14-15).
Предписанием того же административного органа от 01.07.2011 г.. N В-20.2/06-2011 обществу предложено устранить допущенные нарушения пункта 4.2.5 статьи 4 условий лицензионного соглашения до 01.09.2011 г.. (т.1 л.д.12-13).
В обоих предписаниях сделана ссылка как на основания их вынесения: пункт 10 части 2 статьи 22 Закона РФ "О недрах" от 21.02.1992 N 2395-1 (далее - Закон о недрах) и пункт 1 части 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ.
Руководителем Калмнедра издан приказ от 25.07.2011 г.. N 68 о досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии ЭЛИ 00264 НЭ, выданной ООО "ПромРесурс", в связи с невыполнением условий пользования недрами (т.2 л.д.11-12).
Не соглашаясь с действиями руководителя Управления Росприроднадзора по РК и изданным им приказом от 07.06.2011 г.., проведенной на его основании проверкой и выданными предписаниями, а также приказом Калмнедра о прекращении права пользования недрами по выданной лицензии, общество обратилось арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования общества, исходил из следующего.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ определено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Из приведенных процессуальных норм следует, что арбитражный суд при рассмотрении дела об оспаривании действий (бездействия) государственных органов должен исследовать указанные действия (бездействие) на предмет соответствия их закону, а также проверить обстоятельства нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности. При этом на государственном (регистрирующем) органе лежит бремя доказывания законности совершенных им действий и принятого акта, а на заявителе - нарушения этими действиями и решением его прав и законных интересов.
Так, из уведомления Калмнедр от 18.10.2010 г.. усматривается, что на основании акта проверки от 18.06.2010 г.. N П-28/06-2010/АОГЗ общество, как недропользователь, уведомляется Калмнедрами о допущенных нарушениях пунктов 4.2.4, 4.2.5 статьи 4, а также пункта 9.1.2 статьи 9 лицензионных условий.
Оспариваемый приказ, изданный Калмнедрами, основан на материалах проверки, оформленных актами от 18.06.2010 г.. и 30.06.2011 г.., что следует из протокола заседания комиссии от 18.07.2011 г.. (т.2 л.д.13-18).
Суд первой инстанции указывает, что при издании указанного приказа ответчик по делу Калмнедра не был осведомлен о существовании акта внеплановой выездной проверки Управления Росприроднадзора по РК от 30.09.2010 г. (о чем заявлено в суде руководителем Дарминым В.И.), в котором указано о выполнении обществом трех предписаний от 18.06.2010 г., послуживших основанием для вынесения Калмнедрами уведомления от 18.10.2010 г., которое, в свою очередь, послужило одним из оснований для принятия руководством Управления Росприроднадзора по РК приказа от 07.06.2011 г. о проведении очередной внеплановой проверки деятельности общества по лицензионному соглашению.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу что, в материалы дела представлены в качестве доказательств два взаимоисключающих по своему содержанию документа: акт от 30.09.2010 г. и акт от 30.06.2011 г., являющиеся по утверждению представителя органа Росприроднадзора достоверными документами, что лишило суд первой инстанции вынести суждение о невыполнении лицензиатом пунктов 4.2.4 и 4.2.5 статьи 4 условий лицензионного соглашения ЭЛИ 00264 НЭ от 15.01.2008 г.., влекущее прекращение права общества пользования недрами в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 20 Закона о недрах.
Кроме того, суд первой инстанции указал, что у территориального органа Росприроднадзора отсутствуют полномочия по изданию приказа от 07.06.2011 г.. N 66, в том числе по проверке выполнения уведомления Калмнедра от 18.10.2010 г.., поскольку пунктом 42 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденным приказом Минприроды РФ от 03.12.2007 N 319, предусмотрено, что внеплановые проверки выполнения пользователями недр уведомлений, выданных Роснедрами и его территориальными органами, проводятся по поручению руководителя (его заместителей) Росприроднадзора только по окончании срока действий уведомлений, который отсчитывается со дня получения уведомлений пользователями недр.
Между тем, суд первой инстанции указывает на то, что в материалах дела суда имеются два взаимоисключающих акта проверки в отношении Общества, составленных Управлением: один оспариваемый акт от 30.06.2011 N В-20/06-2011; второй акт от 30.09.2010 N В-97/09-2010/ПП, не учел, что в период с 08 по 18 июня 2010 года проведена плановая выездная комплексная проверка ООО "ПромРесурс" по соблюдению обязательных требований природоохранного законодательства РФ. В ходе проверки было установлено, что обществом не выполняются условия лицензионного соглашения к лицензии ЭЛИ 00264 НЭ, а именно согласно статье 4.2.4. в течение двух лет с даты регистрации лицензии закончить строительство или восстановить (расконсервировать) не менее трех скважин, в том числе в первый год - одну, во второй год - две. На момент проведения проверки работы по расконсервации скважин не ведутся. Техника не сосредоточена. То есть с момента регистрации лицензии не расконсервирована и не построена ни одна скважина.
В соответствии со статьей 4.2.5. В течение двух лет с даты регистрации лицензии разработать, согласовать и утвердить в установленном порядке проект пробной эксплуатации месторождения. Крайний срок исполнения - 15.01.2010. Проект пробной эксплуатации месторождения отсутствует.
Согласно статье 9.1.2. В течение двух лет с даты государственной регистрации лицензии разработать и согласовать в установленном порядке программу мониторинга окружающей природной среды и состояния недр, приступить ее реализации с безвозмездным предоставлением информации контролирующие органы. Крайний срок исполнения - 15.01.2010. Программа мониторинга окружающей среды на момент проведения проверки не представлена.
По выявленным нарушениям было выдано три предписания об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды N П-28.1/06-2010/АОГЗ, N П-28.2/06-2010/АОГЗ, N 11-28.3/06-2010/АОГЗ от 18.06.2010 со сроком устранения до 18.09.2010.
В период с 28.09.2010 по 30.09.2010 проведена проверка исполнения данных предписаний. По представленным документам инспектор Управления пришел к выводу о том, что предписания можно считать выполненными, поскольку Обществом были заключены договоры:
- Договор N 1411 от 17.03.2010 с ООО ИТЦ "Интеллект" на выполнение работы по экспертизе промышленной безопасности колонной головки, установленной на скважине N 12 Двойного месторождения;
- Договор N 03 от 15.07.2010 на проведение работ по подготовке ствола скважины к проведению ГИС СКВ.N 12 "Двойная" комплексной бригадой ООО ПКФ "СКРОС";
- Договор N 19-01-10-38 с ФГУ Аварийно-спасательное формирование "Южно-Российская противофонтанная военизированная часть" на оказание услуг по проведению профилактических работ по предупреждению газонефтеводопроявлений и открытых фонтанов, и их ликвидации в случае возникновения от 25.06.2010;
- Договор N 428/2 от 29.09.2010 с ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в РК" с целью получения исходных фоновых показателей окружающей среды.
Представлен план работ по определению технического состояния эксплуатационной колонны и устья скважины N 12 Двойная.
На момент проведения проверки представлен план пробной эксплуатации скважины N 12 Двойного месторождения, который согласован с Управлением по недропользованию по Республике Калмыкия.
Однако на этом действия Общества по дальнейшему выполнению существенных условий лицензионного соглашения к лицензии ЭЛИ 00264 НЭ закончились. И на момент вынесения уведомления Калмнедр от 18.10.2010 N КЦ-06-1/1153 лицензионные условия в полной мере не выполнены.
Кроме того, является ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что уведомление Калмнедра было выдано на основании ранее выданных предписаний Управления Росприроднадзора по РК от 18.06.2010 N П-28.1/06-2010/АОГЗ, N П-28.2/06-2010/АОГЗ, N П-28.3/06-2010/АОГЗ.
Так, уведомление 18.10.2010 N КЦ-06-1/1153 выдано на основании выявленных нарушений, которые отражены в акте проверки от 18.08.2010 N П-28/06-2010/АОГЗ, а не на основании выданных предписаний. Меры, принятые Обществом по выполнению предписаний, были достаточными для решения вопросов о выполнении предписаний и о возможном привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Судом установлено, что в приложении к акту проверки от 30.06.2011 N В-20/06-2011 отмечено о невыполнении иного уведомления, а именно от 29.07.2010 г.. В данном случае в приложении к акту произведена опечатка, о которой стало известно впоследствии. На самом деле проверялось выполнение уведомления от 18.10.2010 г., что отражено в самом акте проверки от 30.06.2011 N В-20/06-2011.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что имеющиеся два взаимоисключающих друг друга акта проверки от 30.09.2010 N В-97/09-2010/ПП и от 30.06.2011 NВ-20/06-2011 является ошибочным.
Кроме того, суд первой инстанции необоснованно указал, что у территориального органа Росприроднадзора отсутствуют полномочия по изданию приказа от 07.06.2011 N 66 на проведение проверки в отношении Общества, что является нарушением п. 42 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр (утв. приказом МПР России от 03.12.2007 г..), поскольку в соответствии с п.3 ч.2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ) основанием для проведения внеплановой проверки является приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданного в соответствии с поручением Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуру материалам и обращениям.
Основанием для проведения внеплановой проверки в отношении ООО "ПромРесурс" (далее - Общество) послужило поручение Правительства РФ от 22.04.2011 N ИС-П9-2558 согласно, которому необходимо обеспечить проведение контрольных мероприятий в отношении всех выдаваемых Роснедрами уведомлений об устранении допущенных нарушений условий пользования недрами.
Данное поручение было направлено Росприроднадзором в территориальные органы Росприроднадзора для исполнения (письмо от 06.05.2011 N КТ-02-01-36/5610), что является поручением.
В соответствии с ч.1 ст. 14 Закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
В соответствии с п. 1 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Калмыкия (далее - Положение), утвержденного приказом Росприроднадзора от 27.06.2011 N 451, Управление Росприроднадзора по РК является территориальным органом Росприроднадзора, осуществляющим отдельные функции Росприроднадзора на территории Республики Калмыкия.
Согласно п. 4.1.3 Положения Управление Росприроднадзора по РК осуществляет контроль и надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охранной недр.
Таким образом, Управление Росприроднадзора по РК является органом государственного контроля и проверка в отношении Общества проведена на законных основаниях во исполнение поручений Правительства РФ и Росприроднадзора.
Впоследствии комиссией для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр, по внесению изменений, дополнений и переоформлению лицензий, а также по досрочному прекращению права пользования недрами на территории Республики Калмыкия, по участкам недр, отнесенным к компетенции Калмнедра, (протокол от 18.07.2011 г. N 10) принято решение рекомендовать Калмнедра, руководствуясь пп. 2,5 части 2 статьи 20 Закона Российской Федерации "О недрах", п. 2.4 лицензионного соглашения об условиях пользования недрами Двойного нефтяного месторождения (приложение N 1 к лицензии ЭЛИ 00264 НЭ), в установленном порядке досрочно прекратить право пользования недрами, предоставленное ООО "ПромРесурс", с 25 июля 2011 г.
Приказом Калмнедра от 25.07.2011 г. N 68 право пользования недрами Двойного месторождения, предоставленное ООО "ПромРесурс" с целью разведки и добычи углеводородного сырья согласно лицензии ЭЛИ 00264 НЭ, досрочно прекращено (с 25.07.2011 г.).
Совокупность изложенных обстоятельств позволяет апелляционному суду сделать вывод, что действия Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Калмыкия по изданию приказа о проведении внеплановой выездной проверки общества с ограниченной ответственностью "ПромРесурс" от 07.06.2011 г. N 66, предписания от 01.07.2011 г. N В-20.1/06-2011 о нарушении ООО "ПромРесурс" пункта 4.2.4 статьи 4 условий лицензионного соглашения ЭЛИ 00264 НЭ от 15.01.2008 г.., предписания от 01.07.2011 г. N В-20.2/06-2011 о нарушении ООО "ПромРесурс" пункта 4.2.5 статьи 4 условий лицензионного соглашения ЭЛИ 00264 НЭ от 15.01.2008 г., и действия Управления по недропользованию по Республике Калмыкия (Калмнедра) по изданию приказа от 25.07.2011 г. N 68 "О досрочном прекращении ООО "ПромРесурс" права пользования недрами по лицензии ЭЛИ 00264 НЗ в связи с невыполнением условий пользования недрами" являются законными и обоснованными.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции считает необходимым отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ООО "ПромРесурс" в полном объеме.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 10.11.2011 по делу N А22-1570/2011 отменить. Апелляционные жалобы удовлетворить. В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "ПромРесурс" - отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судом установлено, что в приложении к акту проверки от 30.06.2011 N В-20/06-2011 отмечено о невыполнении иного уведомления, а именно от 29.07.2010 г.. В данном случае в приложении к акту произведена опечатка, о которой стало известно впоследствии. На самом деле проверялось выполнение уведомления от 18.10.2010 г., что отражено в самом акте проверки от 30.06.2011 N В-20/06-2011.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что имеющиеся два взаимоисключающих друг друга акта проверки от 30.09.2010 N В-97/09-2010/ПП и от 30.06.2011 NВ-20/06-2011 является ошибочным.
Кроме того, суд первой инстанции необоснованно указал, что у территориального органа Росприроднадзора отсутствуют полномочия по изданию приказа от 07.06.2011 N 66 на проведение проверки в отношении Общества, что является нарушением п. 42 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр (утв. приказом МПР России от 03.12.2007 г..), поскольку в соответствии с п.3 ч.2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ) основанием для проведения внеплановой проверки является приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданного в соответствии с поручением Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуру материалам и обращениям.
...
В соответствии с ч.1 ст. 14 Закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля."
Номер дела в первой инстанции: А22-1570/2011
Истец: ООО "ПромРесурс"
Ответчик: Управление по недропользованию по РК ФА по недропользованию Министерства природных ресурсов РФ, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РК
Третье лицо: Управление по недропользованию по Республике Калмыкия, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Калмыкия
Хронология рассмотрения дела:
28.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11235/12
14.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11235/12
04.05.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2095/12
30.01.2012 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3769/11