г. Тула |
|
31 января 2012 г. |
Дело N А54-4861/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 января 2012 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Тучковой О.Г., судей Дорошковой А.Г., Игнашиной Г.Д.,
по докладу судьи Тучковой О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Корнеевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
открытого акционерного общества "Телекомнефтепродукт" на решение Арбитражного суда Рязанской области от 30 ноября 2011 года по делу N А54-4861/2011 (судья Ушакова И.А), принятое
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Рязанской области (ОГРН 1046209013190, 390005, г. Рязань, ул. Ленинского комсомола, д. 15)
к открытому акционерному обществу "Телекомнефтепродукт" (ОГРН1025003213696, 140000, Московская область, Люберцы, проезд Котельнический, д. 19 "А")
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Шевкоплясовой О.М. - главного специалиста - эксперта отдела организационной, правовой работы и кадров, по доверенности от 01.12.2011 N 06-93/62-049, Батурицкого И.К. - начальника отдела контроля (надзора) в сфере связи, по доверенности от 24.01.2012 N 06-33/62-003,
от ответчика: Ениной М.А. - представителя по доверенности от 14.10.2011 N 243,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Рязанской области (далее - Управление Роскомнадзора по Рязанской области, Управление, административный орган, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении открытого акционерного общества "Телекомнефтепродукт" (далее - ОАО "Телекомнефтепродукт", общество, ответчик) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 30.11.2011 заявленные требования удовлетворены. Общество привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с принятым решением, ОАО "Телекомнефтепродукт" подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемое решение не подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, Управлением Роскомнадзора по Рязанской области на основании приказа от 08.08.2011 N 1002 "О проведении плановой выездной проверки ОАО "Телекомнефтепродукт"" (т. 3, л.д. 2, 3-6; Приложение N 1, 3 - т. 3 л.д. 7-8,11), приказа от 11.08.2011 N 196 (т. 1, л.д. 83-84), в период с 01.09.2011 по 21.09.2011 (Приложение N 2 к приказу от 08.08.2011 N 1002 - т. 3 л.д. 9-10) в отношении ОАО "Телекомнефтепродукт" проведено плановое мероприятие по контролю за соблюдением обязательных требований при использовании радиочастотного спектра (письмо о проведении многотерриториальных проверок от 28.12.2010 N СС-23262; план проведения плановых проверок на 2001 год; приказ от 29.10.2010 N 096-од об утверждении плана проведения плановых проверок - т. 3, л.д. 14-22).
С копией приказа от 11.08.2011 N 196 о проведении проверки ознакомлен Филатов Н.А. начальник Рязанского цеха электросвязи, действующий на основании доверенности от 04.04.2011 N 93/11 (т. 1, л.д. 39) и приказа "О назначении ответственных при проверках органов Роскомнадзора в АУП и подразделениях ОАО "Телекомнефтепродукт"" от 01.09.2011 N 335 (т. 1 л.д. 35), выданных исполнительным директором ОАО "Телекомнефтепродукт" Зубковым А.А., действующим на основании доверенности N 704 (т. 1 л.д. 36-38)
В ходе мероприятия по контролю у общества запрошена информация по действующим возмездным договорам на оказание услуг связи (т. 3, л.д. 59, 60).
Управлением в ходе мероприятия по контролю установлено, что между ОАО "Телекомнефтепродукт" и ОАО "Рязаньтранснефтепродукт" заключен договор на организацию технологических сетей связи для производственно-технологического процесса транспорта нефтепродуктов от 15.02.2011 N 26-Т (т. 1, л.д. 42-50). Данным договором предусмотрено взимание платы за оказание следующих услуг на территории Рязанской области:
- организация абонентского доступа к сети радиосвязи на оборудовании заказчика (пункты 2.5.1.6 - 2.5.1.8 раздела 2.5.1 Приложения N 1 "Оказываемые услуги для ОАО "Рязаньтранснефтепродукт" на 2011 год к договору N 26-Т);
- транкинговая подвижная радиосвязь (пункты 2.5.3.31 - 2.5.3.34 раздела 2.5.3 Приложения N 1 "Оказываемые услуги для ОАО 2Рязаньтранснефтепродукт" на 2011 год" к договору N 26-Т) (т. 1 л.д. 51-62).
Результаты проверки оформлены заключением о результатах мероприятия по контролю, проведенного в составе проверки в отношении ОАО "Телекомнефтепродукт" от 21.09.2011 N З-80166,80176, 75309-62-03/003 (т. 1, л.д. 22-24; Приложение N 1 к заключению - т. 1, л.д. 25-26), в ходе которого выявлены нарушения:
- пункта 3.1. раздела 3 Правил ввода в эксплуатацию сооружений связи, утвержденных Приказом Минсвязи РФ от 09.09.2002 N 113, - оператор связи не ввел в эксплуатацию сооружения связи установленным порядком: в результате расширения номерной емкости на ЦАТС Согаl III и присоединения ЦАТС Мinicom DХ-500 изменились зарегистрированные показатели;
- пункта 3.10 раздела 3 Правил ввода в эксплуатацию сооружения связи, утвержденных Приказом Минсвязи РФ от 09.09.2002 N 113, - для оказания услуг связи по предоставлению каналов связи по лицензии N 80167 с использованием систем передачи К-60П, К12+12, П-302, Мегатранс-3L$;
- пункта 1 статьи 29 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" - оператор связи оказывает возмездные услуги подвижной радиосвязи в выделенной сети связи без соответствующей лицензии.
Место совершения правонарушения: ул. Гоголя, д. 35а, г. Рязань; ст. Стенькино-2, г. Рязань; с. Деулино, Рязанского района; п. Тума, Клепиковского района, Рязанской области.
При проведении мероприятий по контролю выявлено, что общество осуществляет предпринимательскую деятельность по оказанию услуги подвижной радиосвязи в выделенной сети связи с использованием базовых станций, созданных на базе оборудования транкинговой системы типа Smar Trunk II, выполняющих функции соединения пользователей на территории Рязанской области, без лицензии на оказание данного вида услуг, что является нарушением пункта 1 статьи 29 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи".
Управлением составлен протокол от 26.09.2011 N 228 об административном правонарушении (т. 1, л.д. 11-12).
Поскольку ОАО "Телекомнефтепродукт" оказывает услугу подвижной радиосвязи в выделенной сети связи, не имея соответствующего разрешения (лицензии), что является нарушением пункта 1 статьи 29 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" и влечет за собой административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ОАО "Телекомнефтепродукт" к административной ответственности.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности события административного правонарушения, совершенного ответчиком.
При этом суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу п. 6 ст. 205 АПК РФ арбитражный суд при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Согласно пункту 14 статьи 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи) организация связи - юридическое лицо, осуществляющее деятельность в области связи в качестве основного вида деятельности. Деятельность в области оказания услуг связи регулируется Законом о связи.
В соответствии с пунктом 32 статьи 2 Закона о связи услугой связи является деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений.
Единая сеть электросвязи Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 12 Закона о связи состоит из расположенных на территории Российской Федерации сетей электросвязи следующих категорий:
сеть связи общего пользования;
выделенные сети связи;
технологические сети связи, присоединенные к сети связи общего пользования;
сети связи специального назначения и другие сети связи для передачи информации при помощи электромагнитных систем.
В силу п. 1 ст. 29 Закона о связи деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (далее - лицензия). Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.
Частью 1 статьи 14 Закона о связи установлено, что выделенными сетями связи являются сети электросвязи, предназначенные для возмездного оказания услуг электросвязи ограниченному кругу пользователей или группам таких пользователей. Выделенные сети связи могут взаимодействовать между собой. Выделенные сети связи не имеют присоединения к сети связи общего пользования, а также к сетям связи общего пользования иностранных государств. Технологии и средства связи, применяемые для организации выделенных сетей связи, а также принципы их построения устанавливаются собственниками или иными владельцами этих сетей.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона о связи оказание услуг связи операторами выделенных сетей связи осуществляется на основании соответствующих лицензий в пределах указанных в них территорий и с использованием нумерации, присвоенной каждой выделенной сети связи в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области связи.
Из материалов дела следует, что в соответствии с пунктом 2.1 Устава (т.1, л.д. 65-82) ОАО "Телекомнефтепродукт" является коммерческой организацией, основной целью деятельности которой является извлечение прибыли. Согласно подпункту 2.2 пункта 2 Устава одним из основных видов деятельности общества является предоставление всех видов связи, телекоммуникационных и информационных услуг предприятиям и организациям системы нефтепродуктообеспечения, а также юридическим и физическим лицам.
ОАО "Телекомнефтепродукт" осуществляет предпринимательскую деятельность по оказанию услуг местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа на основании лицензии N 80166, выданной Управлением разрешительной работы в сфере связи Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций сроком действия с 05.10.2010 до 05.10.2015 (т. 2 л.д. 56; Условия осуществления деятельности - т. 2 л.д. 57-58).
ОАО "Телекомнефтепродукт" на основании разрешения от 28.03.2007 N 07-002854, сроком действия до 27.03.2017 (т. 1 л.д. 15), имеет право на использование радиочастот или радиочастотных каналов при соблюдении необходимых условий использования радиочастот или радиочастотных каналов для радиоэлектронных средств гражданского назначения, установленных в Приложении к настоящему разрешению (т. 1, л.д. 16-17).
На основании указанного разрешения от 28.03.2007 N 07-002854 обществу выданы свидетельства о регистрации радиоэлектронного средства от 03.10.2007 серия 62 07 N 02630, серия 62 07 N 02631, серия 62 07 N 02632, серия 62 07 N 02633, сроком до 27.03.2017 (т. 1, л.д. 18-21).
В соответствии с пунктом 3.1.10 заключенного между ОАО "Телеком-нефтепродукт" и ОАО "Рязаньтранснефтепродукт" договора от 15.02.2011 N 26-Т ответчик оказывает услуги по обеспечению функционирования технологической сети в соответствии с Правилами технической эксплуатации магистральных нефтепродуктопроводов РД 153-39.4-041-99, утвержденными приказом Министерства топлива и энергетики Российской Федерации от 12.10.1999 N 338 (т. 4 л.д. 73-75).
Согласно пункту 15.1 раздела 15 указанных Правил технической эксплуатации магистральных нефтепродуктопроводов производственная связь в ОАО АК "Транснефтепродукт" является единой и неделимой, а ОАО "Телекомнефтепродукт" и его подразделения проводят единую техническую политику в области связи. Только ОАО "Телекомнефтепродукт" предоставляет акционерным обществам ОАО АК "Транснефтепродукт" по заключаемым договорам услуги производственной связи, организует и эксплуатирует производственную связь, осуществляет проектирование, строительство, техперевооружение и реконструкцию, наладку и ремонт средств связи, аренду недостающих услуг связи у сторонних организаций и ведомств. Следовательно, ОАО "Телекомнефтепродукт" фактически предоставляются услуги связи.
Как следует из пояснительной записки (т. 1, л.д. 34) к схеме технологической транкинговой сети подвижной связи по Рязанской области, утвержденной начальником Рязанского цеха электросвязи Филатовым Н.А от 05.09.2011 (т. 1, л.д. 33), и из письма от 20.09.2011 N 1/613 о назначении связи (т. 1, л.д. 97), сеть радиосвязи на территории Рязанской области не имеет присоединения к сети связи общего пользования, следовательно, данная сеть связи не является сетью связи общего пользования.
Согласно описанию системы SmarTrunkII, размещенного в сети Интернет на сайте www.rtelecom.ru, транкинговая радиосвязь обеспечивает установление соединения по сети подвижной радиосвязи (т. 1, л.д. 40-41).
В соответствии с п.3.3.1 договор от 15.02.2011 N 26-Т подразумевает платное оказание услуг.
Суд первой инстанции, проанализировав договор от 15.02.2011 N 26-Т и раздел 15 РД 153-39.4-041-99, установил, что только ОАО "Телекомнефтепродукт" предоставляет акционерным обществам ОАО АК "Транснефтепродукт" по заключаемым договорам услуги производственной связи, организует и эксплуатирует производственную связь, следовательно, общество оказывает услугу связи ограниченному кругу пользователей или группам таких пользователей, в сети связи, не имеющей присоединения к сети связи общего пользования, т. е. видны все признаки выделенной сети связи, где услуга связи оказывается на возмездной основе в выделенной сети связи, не имеющей присоединения к сети связи общего пользования.
В то же время ст.15 Закона о связи предусмотрен такой вид связи, как технологическая сеть связи, которая предназначена для обеспечения производственной деятельности организаций, управления технологическими процессами в производстве. Технологии и средства связи, применяемые для создания технологических сетей связи, а также принципы их построения устанавливаются собственниками или иными владельцами этих сетей.
Взимание платы за оказание услуг на технологические сети связи законодательством не предусмотрено. Кроме того, она используется непосредственно самим ее собственником.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно указал, что деятельность ответчика по оказанию услуг по договору от 15.02.2011 N 26-Т является платной, используется им не для собственных производственных нужд, а оказывается иным лицам, следовательно, выходит за рамки технологической сети связи.
Таким образом, оценив имеющиеся в материалах дела документы, учитывая фактические обстоятельства, установленные в ходе проведения проверки, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении Управлением не допущено, в связи с чем суд первой инстанции привлек общество к административной ответственности по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ, принимая во внимание, что правонарушение совершено обществом впервые, назначил административное наказание в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Довод апелляционной жалобы о том, что Законом о связи не предусмотрено лицензирование услуг, оказываемых по технологическим сетям связи, не принимается во внимание судом апелляционной инстанции.
Предназначение технологических сетей связи принципиально отличается от предназначения сети связи общего пользования и выделенных сетей связи: они изначально не создаются в целях оказания услуг связи потребителям, а направлены на обеспечение собственных нужд.
Технологические сети используются исключительно для нужд собственников, и если собственником принимается решение о возмездном оказании услуг связи, то такая возможность допускается Законом о связи при соблюдении определенного набора требований.
В рассматриваемом случае установлено, что осуществляемая ответчиком деятельность выходит за рамки технологической сети связи.
Ссылка на осуществление обществом радиотелефонной связи с подвижными объектами (связь с ремонтным персоналом на трассе), которая не подлежит лицензированию, также не принимается во внимание судебной коллегией, так как данное понятие не закреплено Законом о связи.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда и не подтверждают неправильного применения судом норм материального и процессуального права, в связи с чем не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения суда отсутствуют.
Действующим законодательством не предусмотрена уплата государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы по данной категории дела.
Так как ОАО "Телекомнефтепродукт" при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению от 07.12.2011 N 8633 уплачена государственная пошлина в размере 2 000 руб., то она подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 102, 104, частью 4.1 статьи 206, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 30.11.2011 по делу N А54-4861/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Телекомнефтепродукт" (ОГРН 1025003213696) из федерального бюджета 2 000 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 07.12.2011 N 8633.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ.
Кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Г. Тучкова |
Судьи |
А.Г. Дорошкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд первой инстанции, проанализировав договор от 15.02.2011 N 26-Т и раздел 15 РД 153-39.4-041-99, установил, что только ОАО "Телекомнефтепродукт" предоставляет акционерным обществам ОАО АК "Транснефтепродукт" по заключаемым договорам услуги производственной связи, организует и эксплуатирует производственную связь, следовательно, общество оказывает услугу связи ограниченному кругу пользователей или группам таких пользователей, в сети связи, не имеющей присоединения к сети связи общего пользования, т. е. видны все признаки выделенной сети связи, где услуга связи оказывается на возмездной основе в выделенной сети связи, не имеющей присоединения к сети связи общего пользования.
В то же время ст.15 Закона о связи предусмотрен такой вид связи, как технологическая сеть связи, которая предназначена для обеспечения производственной деятельности организаций, управления технологическими процессами в производстве. Технологии и средства связи, применяемые для создания технологических сетей связи, а также принципы их построения устанавливаются собственниками или иными владельцами этих сетей.
...
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении Управлением не допущено, в связи с чем суд первой инстанции привлек общество к административной ответственности по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ, принимая во внимание, что правонарушение совершено обществом впервые, назначил административное наказание в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Довод апелляционной жалобы о том, что Законом о связи не предусмотрено лицензирование услуг, оказываемых по технологическим сетям связи, не принимается во внимание судом апелляционной инстанции.
...
Технологические сети используются исключительно для нужд собственников, и если собственником принимается решение о возмездном оказании услуг связи, то такая возможность допускается Законом о связи при соблюдении определенного набора требований.
...
Ссылка на осуществление обществом радиотелефонной связи с подвижными объектами (связь с ремонтным персоналом на трассе), которая не подлежит лицензированию, также не принимается во внимание судебной коллегией, так как данное понятие не закреплено Законом о связи."
Номер дела в первой инстанции: А54-4861/2011
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуниуаций по Рязанской области
Ответчик: ОАО "Телекомнефтепродукт"
Третье лицо: Исполняещему директору ОАО "Телекомнефтепродукт" Зубкову А. А., Исполняещий директор ОАО "Телекомнефтепродукт" Зубков А. А.