г. Тула |
|
31 января 2012 г. |
Дело N А62-1900/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 января 2012 года.
Двадцатый арбитражный суд в составе: председательствующего Тучковой О.Г., судей Дорошковой А.Г., Игнашиной Г.Д.,
по докладу судьи Тучковой О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Корнеевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области
на решение Арбитражного суда Смоленской области от 22.09.2011
по делу N А62-1900/2011 (судья Борисова Л.В.), принятое
по заявлению ИП Джафаровой И.А. (ОГРН 306673103800020, 214019, Смоленская область, г. Смоленск, пер. Хлебозаводской, д. 13, квартира (офис) 199)
к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области (ОГРН 1026701437212, 214008, г. Смоленск, пл. Ленина, д. 1),
третье лицо: администрация г. Смоленска (ОГРН 1026701449719, 214000, г. Смоленск, ул. Октябрьской Революции, д. _),
о признании незаконным решения государственного органа,
при участии в судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Смоленской области:
от заявителя: не явились, извещены надлежащим образом,
от ответчика: Головковой О.В. - представителя по доверенности от 27.12.2011,
от третьего лица: не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Джафарова Ирина Анатольевна (далее - заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Смоленской области к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее - ответчик, департамент), третье лицо: администрация города Смоленска (далее - администрация, третье лицо), с заявлением о признании незаконным отказа согласно ответу от 28.12.2010 N 28822/08 в обеспечении выбора земельного участка примерной площадью 3 000 кв.м и предварительного согласования места размещения на нем объекта капитального строительства - объекта бытового обслуживания, расположенного у дома N 20 по проспекту Строителей в г. Смоленске, и обязании департамента направить в администрацию г. Смоленска заявление индивидуального предпринимателя Джафаровой Ирины Анатольевны для обеспечения процедуры выбора земельного участка примерной площадью 3000 кв.м и предварительного согласования места размещения на нем объекта капитального строительства - объекта бытового обслуживания, расположенного у дома N 20 по проспекту Строителей в г. Смоленске.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 22.09.2011 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, Департамент подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда.
Заявитель и третье лицо в судебное заседание явились, извещены надлежащим образом, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в порядке ст.ст.156, 266 АПК РФ в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя ответчика, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель Джафарова Ирина Анатольевна обратилась с заявлением от 09.12.2010 (вх. N 21200/3) в Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области по вопросу выбора земельного участка примерной площадью 3 000 кв.м и предварительного согласования места размещения на нем объекта капитального строительства - объекта бытового обслуживания по адресу: г. Смоленск, проспект Строителей, у дома N 20.
Ответом от 28.12.2010 N 28822/08 департамент отказал предпринимателю в удовлетворении заявления со ссылкой на то обстоятельство, что испрашиваемый земельный участок находится в границах земельного участка, в отношении которого департаментом рассматривается заявление третьего лица об осуществлении выбора земельного участка для размещения на нем объекта капитального строительства.
Считая данный отказ незаконным, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с п.1 ст.198, п.4 ст.200, п.3 ст.201 АПК РФ, п.6 постановления Пленума ВАС РФ и ВС РФ от 01.07.1996 N 6/8 ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при одновременном его несоответствии закону и нарушении его изданием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта нежилого назначения начинается с выбора земельного участка, процедура которого последовательно урегулирована статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
При этом орган местного самоуправления, получивший заявление лица, заинтересованного в выборе земельного участка под строительство конкретного объекта, обязан обеспечить этот выбор на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории.
В соответствии с областным законом от 08.02.2007 N 1-з "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске" с 01.04.2007 полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, переданы администрации Смоленской области, уполномоченным органом определен департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области.
Постановлением администрации Смоленской области от 11.04.2008 N 233 (с учетом изменений, внесенных постановлением от 29.04.2008 N 257) с 29.04.2008 уполномоченным органом по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе по рассмотрению заявлений о заключении договоров аренды земельных участков, признано Главное земельное управление Смоленской области.
На основании постановления администрации Смоленской области от 09.12.2008 N 690 указанные полномочия осуществляет департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области.
В соответствии с разделом 5 постановления администрации Смоленской области от 27.04.2009 N 243 "Об утверждении Порядка организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске" (далее - постановление администрации Смоленской области от 27.04.2009 N 243) лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка для целей, связанных со строительством, обращаются в уполномоченный орган с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое заявителем место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
Данным разделом также закреплен перечень документов, которые необходимо приложить к заявлению.
Уполномоченный орган в тридцатидневный срок со дня приема документов от заявителя направляет в администрацию города Смоленска обращение об обеспечении выбора земельного участка; в течение четырнадцати рабочих дней со дня поступления из администрации города Смоленска документов и материалов по выбору земельного участка, оформленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, либо уведомляет заявителя об отказе в размещении объекта; принимает решение о предоставлении земельного участка; заключает договоры аренды, безвозмездного срочного пользования; осуществляет иные предусмотренные федеральным и областным законодательством действия.
В случае отсутствия вариантов размещения объекта уполномоченный орган в тридцатидневный срок направляет заявителю мотивированный отказ в размещении объекта.
В соответствии с положениями пунктов 2, 3, 5 Порядка предоставления информации и необходимых согласований процедуры выбора земельных участков по обращениям граждан и юридических лиц для последующего принятия решения о предварительном согласовании мест размещения объектов на территории города Смоленска, утвержденного постановлением Администрации города Смоленска от 24.07.2007 N 2036-адм, администрация города Смоленска по обращению уполномоченного органа обеспечивает выбор земельного участка.
На основании изложенных правовых норм, принимая во внимание, что от Департамента не поступило замечаний относительно заявления предпринимателя и приложенных к нему документов, ответчику надлежало направить обращение об обеспечении выбора земельного участка в течение 30 дней в администрацию города Смоленска. Поскольку данное действие выполнено не было, следовательно, департаментом нарушена процедура рассмотрения заявления предпринимателя.
Доказательств соблюдения данного требования Департаментом в нарушение положений ст.65 АПК РФ в материалы дела не представлено.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования о признании незаконным оспариваемого отказа.
При этом ссылка ответчика на тот факт, что в отношении испрашиваемого предпринимателем земельного участка в момент подачи заявления Департаментом рассматривалось заявление третьего лица об осуществлении выбора земельного участка для размещения на нем объекта капитального строительства, как в обоснование законности отказа, не принимается во внимание.
Согласно правовой позиции ВАС РФ, изложенной в постановлении от 14.09.2010 N 424/10, в силу правила п. 1 ст. 31 ЗК РФ каждый гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства объекта нежилого назначения, имеют право обратиться с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в соответствующий орган местного самоуправления, который обязан обеспечить такой выбор.
По смыслу положений п. 3 ст. 31 ЗК РФ об обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.
При этом ЗК РФ не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.
Однако порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют нескольких лиц, Кодексом не урегулирован. Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьей 31 Кодекса, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Поэтому в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам п. 4 ст. 30 ЗК РФ. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в п. 11 ст. 1 ЗК РФ, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
В силу п. 3 ст. 31 ЗК РФ орган местного самоуправления информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства. По смыслу этой нормы такая информация направлена не только на защиту интересов населения, но и на выявление наличия потенциальных претендентов на данный земельный участок.
При наличии нескольких заявок право на заключение договора аренды на земельный участок выставляется на торги. Проведение торгов в этом случае не противоречит ст.ст. 30 и 31 ЗК РФ, которые не содержат запрета на их проведение при наличии нескольких заявок до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
В силу изложенного, поскольку испрашиваемый заявителем земельный участок расположен в границах земельного участка, в отношении которого Департаментом рассматривается заявление третьего лица об осуществлении выбора земельного участка для размещения на нем объекта капитального строительства, то в случае наложения основной площади испрашиваемых заявителем и третьим лицом земельных участков друг на друга (т.е. имело место обращение о предоставлении земельного участка в одних границах) - предоставление указанного земельного участка должно производиться на торгах.
Принимая во внимание, что ответчиком нарушена процедура рассмотрения заявления предпринимателя, суд первой инстанции правомерно признал недействительным отказ Департамента в осуществлении выбора земельного участка примерной площадью 3 000 кв.м, расположенного в городе Смоленске, по проспекту Строителей у д. 20, и предварительном согласовании места размещения на нем объекта капитального строительства - объекта бытового обслуживания.
В силу требований ч. 4 ст. 201 АПК РФ суд первой инстанции в резолютивной части решения указал на обязанность Департамента устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя и соблюсти установленную законодательством процедуру путем обеспечения выбора земельного участка примерной площадью 3 000 кв.м. и предварительного согласования места размещения на нем объекта капитального строительства.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что тем самым суд первой инстанции обязал Департамент рассмотреть заявление предпринимателя в порядке, установленном законом.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит. Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 22.09.2011 по делу N А62-1900/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Г. Тучкова |
Судьи |
А.Г. Дорошкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По смыслу положений п. 3 ст. 31 ЗК РФ об обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.
При этом ЗК РФ не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.
Однако порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют нескольких лиц, Кодексом не урегулирован. Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьей 31 Кодекса, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Поэтому в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам п. 4 ст. 30 ЗК РФ. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в п. 11 ст. 1 ЗК РФ, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
В силу п. 3 ст. 31 ЗК РФ орган местного самоуправления информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства. По смыслу этой нормы такая информация направлена не только на защиту интересов населения, но и на выявление наличия потенциальных претендентов на данный земельный участок.
При наличии нескольких заявок право на заключение договора аренды на земельный участок выставляется на торги. Проведение торгов в этом случае не противоречит ст.ст. 30 и 31 ЗК РФ, которые не содержат запрета на их проведение при наличии нескольких заявок до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
...
В силу требований ч. 4 ст. 201 АПК РФ суд первой инстанции в резолютивной части решения указал на обязанность Департамента устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя и соблюсти установленную законодательством процедуру путем обеспечения выбора земельного участка примерной площадью 3 000 кв.м. и предварительного согласования места размещения на нем объекта капитального строительства."
Номер дела в первой инстанции: А62-1900/2011
Истец: ИП Джафарова Ирина Анатольевна
Ответчик: департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области, Департамент имущетсвенных и земельных отношений по Смоленской области
Третье лицо: Администрация г. Смоленска, Перзашкевич Е. Г. представитель Джафаровой И. А.
Хронология рассмотрения дела:
31.01.2012 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5918/11