г. Ессентуки |
|
30 января 2012 г. |
Дело N А63- 6317/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 января 2012 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Белова Д.А.,
судей: Афанасьевой Л.В., Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петросян Л.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Блокнот Ставрополь" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 26.10.2011 по делу N А63-6317/2011
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Блокнот Ставрополь" (ИНН/ОГРН 2634801420/1112651002001)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (ИНН/ОГРН 2634003887/1022601989508)
о признании незаконными решения от 05.07.2011 N 46 по признакам нарушения законодательства о рекламе и предписания от 05.07.2011 Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю,
третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, индивидуальный предприниматель Чекменева В.А.;
индивидуальный предприниматель Шестопалов А.Н. (судья Быкодорова Л.В.),,
при участии в судебном заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Блокнот Ставрополь": Шевяков Р.Ю. по доверенности от 01.06.2011;
- от Управления Федеральной антимонопольной службы России по Ставропольскому краю: Смерчанский Г.В. по доверенности от 22.04.2011 N 05/3193;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Блокнот Ставрополь" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (далее - заинтересованное лицо, административный орган, управление) о признании незаконными решения от 05.07.2011 N 46 по признакам нарушения законодательства о рекламе и предписания от 05.07.20111 Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю.
Определением арбитражного суда Ставропольского края от 21.07.2011 (л.д.1) в соответствии с часть 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд, по своей инициативе привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора: индивидуального предпринимателя Чекменеву В.А и индивидуального предпринимателя Шестопалова А.Н.
Заявление мотивировано тем, что управлением не доказан факт нарушения спорными рекламными объявлениями СанПиН 2.3.2.1290-03.
Решением суда от 26.10.2011 в удовлетворении заявленных требований общества отказано.
Не согласившись с таким решением суда, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить и признать незаконными решения от 05.07.2011 N 46 по признакам нарушения законодательства о рекламе и предписания от 05.07.20111 Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю, также прекратить производство по административному делу в отношении общества.
В судебном заседании 23.01.2012 представитель общества просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований общества, сослался на доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель управления просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, сослался на доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Индивидуальный предприниматель Чекменева В.А. и индивидуальный предприниматель Шестопалов А.Н. о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о чем в деле имеются соответствующие уведомления, в суд полномочных представителей не направили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена судом в отсутствие индивидуального предпринимателя Чекменевой В.А. и индивидуального предпринимателя Шестопалова А.Н, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии с требованиями ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Материалами дела установлено, в информационно - справочной газете "Блокнот. Ставрополь" были размещены следующие рекламные статьи:
Экстракт алоэ по Филатову (стр. 2 N 1(1), 26 марта- 4 апреля 2011 г..); Бальзам "Сибирский" (стр. 4 N 1(1), 26 марта- 4 апреля 2011 г..); Бальзам "Промедин" (стр. 5 N 2(2), 02 апреля - 11 апреля 2011 г..); Масло "Живица" (стр. 6 стр. 5 N 2(2), 02 апреля - 11 апреля 2011 г..).
Судом первой инстанции установлено, что в текстах данных рекламных объявлений содержится как ссылка на конкретный случай излечения человека, улучшение его состояния в результате применения добавок, так и предложения о реализации БАД на выставках - продажах.
Ставропольским УФАС России по собственной инициативе было возбуждено дело N 46 от 26.05.2011 г.. по признакам нарушения пункта 1 статьи 7; пункта 2 части 1 статьи 25 Федерального закона от 13.03.2006 N 38 - ФЗ "О рекламе" в отношении ООО "Блокнот. Ставрополь".
По результатам рассмотрения дела N 46 по признакам нарушения законодательства о рекламе ООО "Блокнот. Ставрополь" было признано нарушившим пункт 1 статьи 7; пункт 2 части 1 статьи 25 Федерального закона от 13.03.2006 N 38 - ФЗ "О рекламе", а также принято решение:
1. Признать рекламу, реализации БАД запрещённым способом, ненадлежащей поскольку в ней нарушены требования пункта 1 статьи 7; пункта 2 части 1 статьи 25 Федерального закона от 13.03.2006 N 38 - ФЗ "О рекламе".
2. ООО "Блокнот. Ставрополь" выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований общества, исходил из следующего.
В соответствии со статьей 33 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", Федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) осуществляет в пределах своей компетенции государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе. Этот орган (его территориальные органы):
предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе;
возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе;
применяет меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд первой инстанции правомерно посчитал, что при рассмотрении дела N 46 от 05.06.2011 г.. о нарушении рекламного законодательства Ставропольским УФАС России была соблюдена процедура, предусмотренная "Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 г. N 508.
Ссылка общества на то, что в пункте 1 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 N 38 - ФЗ "О рекламе", в указанной норме речь идёт о предметах, полностью изъятых из гражданского оборота, не основана на законе.
С целью предотвращения реализации потребителям биологически активных добавок, не отвечающих требованиям нормативной документации, Постановлением Главного санитарного врача РФ от 06.03.2007 N 8 "Об усилении надзора за производством и оборотом БАД" и в соответствии с ч. 7.4.1 Постановления Главного санитарного врача РФ от 17.04.2003 N 50 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов САНПИН 2.3.2.1290-03", было установлено, что розничная торговля БАД осуществляется только через аптечные учреждения (аптеки, аптечные магазины, аптечные киоски...), специализированные магазины по продаже диетических продуктов, продовольственные магазины (специальные отделы, секции, киоски).
Реализация БАД в нарушение вышеуказанных санитарных правил является незаконной.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", не допускается реклама товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации.
Реализация БАД иным способом, чем указано в Постановлении Главного санитарного врача РФ, запрещена.
Соответственно и реклама запрещённого способа продажи БАД (выставка-продажа) является незаконной.
Таким образом, реклама розничной торговли БАД, осуществляемой с нарушением требований санитарных правил, не допускается.
Следовательно, ООО "Блокнот. Ставрополь" была распространена реклама, нарушающая требования пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 N 38 - ФЗ "О рекламе". Данная позиция отражена в Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 09.08.2010 по делу N А63-19829/2009).
Доводы общества относительно того, что реализация БАД разрешена даже в обычных продовольственных магазинах и киосках не основаны на нормах права.
В соответствии с частью 7.1.1 статьи 7.1 Санитарных правил N 50, проектирование, строительство и реконструкция организаций, участвующих в обороте БАД, осуществляется после выдачи санитарно-эпидемиологического заключения органов и учреждений госсанэпидслужбы на проектную документацию и ведется в соответствии с действующими строительными нормами, нормами технологического проектирования и требованиями настоящих санитарных правил.
В соответствии с пунктом 7.4.2 Санитарных правил N 50 при размещении и устройстве помещений для реализации БАД следует руководствоваться требованиями действующих санитарных правил и других нормативных документов для аптечных учреждений и организаций торговли.
Кроме специальных помещений, обустроенных для реализации БАД, аптечным учреждениям следует иметь специальное торговое оборудование. Согласно п. 3.19 Отраслевого стандарта 'Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения. ОСТ 91500.05.0007-2003", утвержденного Приказом Минздрава России от 04.03.2003 N 80, торговый зал аптеки должен быть оборудован витринами, обеспечивающими возможность обзора и сохранность лекарственных препаратов и товаров других групп (БАД), разрешенных к отпуску из аптек.
В соответствии со статьёй 14.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг с нарушением требований технических регламентов и санитарных правил или без сертификата соответствия (декларации о соответствии), удостоверяющего (удостоверяющей) безопасность таких товаров, работ либо услуг для жизни и здоровья людей, влечет предупреждение или наложение административного штрафа.
Выставка-продажа проходила в ДКиС (концертный зал "Ставрополь"), нижний вход, ул. Ленина, 251, с 10-00 до 18.00, исходя из чего, следует, что реализация БАД осуществлялась с нарушением вышеуказанных норм.
Реализация БАД в нарушение вышеуказанных санитарных правил является незаконной.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", не допускается реклама товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что в Ставропольское УФАС России поступают многочисленные обращения граждан РФ с жалобами на недобросовестную практику распространения БАД, имеющую очевидные признаки обмана. Это выражается в доведении до потребителей заведомо ложной информации о БАД (введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества или иной обман потребителей).
В сложившейся ситуации перед Управлением Федеральной антимонопольной службы стояла задача пресечения ненадлежащей рекламы, прекратить распространение которой способен рекламораспространитель - ООО "Блокнот Ставрополь".
Таким образом, в рекламе, распространенной ООО "Блокнот Ставрополь", допущено нарушение пункта 1 статьи 7; пункт 2 части 1 статьи 25 Федерального закона N 38 - ФЗ от 13.03.2006 г. "О рекламе".
На основании вышеизложенного следует, что обществом были нарушены требования пункта 1 статьи 7; пункт 2 части 1 статьи 25 Федерального закона от 13.03.2006 N 38 - ФЗ "О рекламе".
Дело было возбуждено и рассмотрено в соответствии с "Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 г. N 508.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицо должно доказать обстоятельства, на которое оно ссылается как на основании своих требований и возражений.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующий орган или должностное лицо (пункт 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации гражданам и юридическим лицам предоставлено право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 05.07.2011 года по делу N 46 по признакам нарушения законодательства о рекламе и выданного на его основе предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 05.07.2011 г.. не нарушает права и законные интересы заявителя в связи с чем суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований общества.
Доводы общества, изложенные в апелляционной жалобе, судом отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании законодательства, противоречат материалам дела и сложившейся в Российской Федерации судебной практике, а также опровергнуты приведенными выше правовыми нормами.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Ставропольского края от 26.10.2011 по делу N А63-6317/2011.
Обществом в суд апелляционной инстанции вместе с апелляционной жалобой представлено платежное поручение N 249 от 22.11.2011 об уплате государственной пошлины в размере 2000 руб.
В силу п. п. 12 п. 1 ст. 333.21 НК РФ при подаче апелляционной жалобы по данному делу подлежит уплата государственной пошлины в размере 1000 руб.
Таким образом, излишне уплаченная подателем апелляционной жалобы сумма государственной пошлины в размере 1000 руб. подлежит возврату из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
1. Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 26.10.2011 по делу N А63-6317/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
2. Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Блокнот Ставрополь" (ИНН/ОГРН 2634801420/1112651002001) из федерального бюджета 1000 рублей излишне уплаченной государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", не допускается реклама товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации.
...
В сложившейся ситуации перед Управлением Федеральной антимонопольной службы стояла задача пресечения ненадлежащей рекламы, прекратить распространение которой способен рекламораспространитель - ООО "Блокнот Ставрополь".
Таким образом, в рекламе, распространенной ООО "Блокнот Ставрополь", допущено нарушение пункта 1 статьи 7; пункт 2 части 1 статьи 25 Федерального закона N 38 - ФЗ от 13.03.2006 г. "О рекламе".
На основании вышеизложенного следует, что обществом были нарушены требования пункта 1 статьи 7; пункт 2 части 1 статьи 25 Федерального закона от 13.03.2006 N 38 - ФЗ "О рекламе".
Дело было возбуждено и рассмотрено в соответствии с "Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 г. N 508.
...
Согласно пункту 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования."
Номер дела в первой инстанции: А63-6317/2011
Истец: ООО "Блокнот Ставрополь"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по СК
Третье лицо: Чекменев В А, Шестопалов А Н, Управление Федеральной Антимонопольной службы России по Ставропольскому краю