г. Самара |
|
02 февраля 2012 г. |
Дело N А55-17441/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 февраля 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Кувшинова В.Е., Юдкина А.А.,
при ведении протокола судебного заседания Оразовой Ж.К., с участием:
от ООО "Самарский Губернский рынок" - представителя Мухина Н.С. (доверенность от 20 апреля 2010 года),
заместитель начальника отдела надзорной деятельности городского округа Самара УНД ГУ МЧС России по Самарской области Бурнаев Ю.Н. - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 01 февраля 2012 года апелляционную жалобу ООО "Самарский Губернский рынок"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 07 ноября 2011 года по делу N А55-17441/2011, судья Степанова И.К., принятое по заявлению ООО "Самарский Губернский рынок", ИНН 6315533839, г.Самара, к заместителю начальника отдела надзорной деятельности городского округа Самара УНД ГУ МЧС России по Самарской области Бурнаеву Ю.Н., г.Самара,
о признании незаконным и отмене постановления от 25 августа 2011 года N 421 о назначении административного наказания по ч.2,4 ст20.4 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Самарский Губернский рынок" (далее - ООО "Самарский Губернский рынок", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления заместителя начальника отдела надзорной деятельности городского округа Самара УНД ГУ МЧС России по Самарской области Бурнаева Ю.Н. (далее - УНД ГУ МЧС России по Самарской области, административный орган) от 25 августа 2011 года N 421о назначении административного наказания по ч.2, 4 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за нарушение требований пожарной безопасности в виде штрафа в размере 400 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 07 ноября 2011 года в удовлетворении заявления общества отказано на том основании, что факт административного правонарушения подтвержден материалами дела, вина общества в совершении административного правонарушения доказана, порядок привлечения к административной ответственности не нарушен.
В апелляционной жалобе ООО "Самарский Губернский рынок" просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на содержащийся в оспариваемом постановлении дефект: неверное указание номера постановления правительства Самарской области от 27 мая 2011 года N 252 вместо N 258.
Отзыв на апелляционную жалобу административный орган не представил, что в соответствии с ч.1 ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании представитель ООО "Самарский Губернский рынок" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления общества.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя административного органа, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя ООО "Самарский Губернский рынок", арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 13 июля 2011 года на основании поручения первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.Зубкова от 30 мая 2011 года N ВЗ-П13-3557 начальником отдела надзорной деятельности городского округа Самара главным государственным инспектором городского округа Самара по пожарному надзору Ярушиным И.Ф. издано распоряжение N 214 от 13 июля 2011 года о проведении внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица, в управлении которого находится розничный рынок, - ООО "Самарский Губернский рынок", расположенного по адресу: г.Самара, ул.Агибалова, д.19 (л.д.20-21, 30).
В период с 08 августа 2011 года по 12 августа 2011 года на основании указанного распоряжения должностным лицом административного органа была проведена внеплановая выездная проверка в отношении общества с целью выполнения вышеуказанного поручения и проверки соблюдения обществом обязательных требований пожарной безопасности, установленных законодательством Российской Федерации.
В ходе проверки административным органом были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, что отражено акте проверки N 214 от 12 августа 2011 года (л.д. 22-24). Установлены следующие нарушения: не проведено эксплуатационных испытаний качества огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачного помещения (акт выполнения огнезащитных работ от 2005 года); противопожарные преграды (люки выхода на кровлю) выполнены не противопожарными, с пределом огнестойкости менее 0,6 часа; вход в подвальный этаж совмещен с 1-м этажом, не предусмотрено устройство тамбур- шлюза с подпором воздуха при пожаре; в помещениях подвальной части здания, не имеющих естественного освещения, не имеется соответствующее количество окон (не менее 2-х окон размером 1,2 х 0,9 метра) с приямками или система дымоудаления; ширина площадки лестничного марша, ведущего из подвального этажа на 1-й этаж здания (лестничный марш у выхода N 2 на Никитинскую площадь), менее ширины лестничного марша; в помещении камеры хранения допущено хранение различных предметов на расстоянии менее 0,5 м до звуковых пожарных извещателей; не проведен ремонт и очистка вентиляционных систем способами, исключающими возможность возникновения взрыва и пожара; в полу эвакуационного выхода из помещений парикмахерской (со стороны ул.Агибалова) имеется перепад высоты пола с количеством ступеней менее 3-х (фактически 2 ступени); планы (схемы) эвакуации людей при пожаре выполнены не в соответствии с требованиями ГОСТ (без применения фотолюминесцентных материалов); в торговых секциях допущено хранение товаров на расстоянии менее 0,5 м до светильников; на пути эвакуационного выхода N2 (на Никитинскую площадь) установлена металлическая решетка с открыванием не по направлению выхода из здания.
Постановлением Правительства Самарской области от 27 мая 2011 года N 258 (л.д.31) установлен особый противопожарный режим на территории Самарской области с 31 мая по 30 сентября 2011 года.
В отношении общества 18 августа 2011 года были составлены протоколы об административных правонарушениях N 421, N 422 (л.д.26-27) по факту совершения им административных правонарушений, предусмотренных ч. 2, ч.4 ст. 20.4 КоАП РФ, на основании которых 25 августа 2011 года было вынесено постановление N 421 о привлечении ООО "Самарский Губернский рынок" к административной ответственности, предусмотренной ч.2,4 ст.20.4 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 400 000 рублей (л.д.4-5).
Факт правонарушения доказан административным органом, подтвержден представленными в материалы дела доказательствами.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как видно из материалов дела, обществом не принято всех зависящих от него мер по обеспечению соблюдения правил пожарной безопасности.
Существенных нарушений процедуры проведения проверки и привлечения к административной ответственности не установлено.
Пунктом 3 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в качестве одного из оснований проведения внеплановой выездной проверки предусмотрен - приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.
Основанием для издания распоряжения и проведения внеплановой проверки явилось распоряжение начальника отдела надзорной деятельности городского округа Самара главного государственного инспектора городского округа Самара по пожарному надзору Ярушина И.Ф. N 214 от 13 июля 2011 года, изданное в соответствии с поручением первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В. Зубкова от 30 мая 2011 года о проведении внеплановых проверок соблюдения на розничных рынках требований законодательства.
При таких обстоятельствах проведение внеплановой выездной проверки по вышеуказанному основанию не требует согласования с органами прокуратуры.
Ошибочное указание в оспариваемом постановлении номера постановления правительства Самарской области от 27 мая 2011 года N 252 вместо N 258 суд первой инстанции расценил как допущенную административным органом описку (опечатку).
Довод апелляционной жалобы о том, что данный вывод суда первой инстанции не подтвержден доказательствами, не принимается. На территории Самарской области противопожарный режим был введен постановлением правительства Самарской области от 27 мая 2011 года N 258, а не N 252, поэтому указанный административным органом номер постановления является неправильным. Доказательством того, что административным органом была допущена опечатка при изготовлении текста постановления служит отзыв ГУ МЧС по Самарской области, в котором реквизиты данного постановления указаны верно: N 258. Кроме того, данное обстоятельство не является существенным недостатком постановления и не может служить основанием для его отмены, поскольку правонарушение правил пожарной безопасности было допущено в период, когда на территории Самарской области действовал особый противопожарный режим. На правильность квалификации допущенного обществом противоправного деяния данное обстоятельство не повлияло.
Учитывая вышеизложенное, судом первой инстанции сделан правильный вывод о доказанности материалами дела наличия в действиях ООО "Самарский Губернский рынок" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частями 1, 2 статьи 20.4 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, установленного КоАП РФ, которые могли бы повлечь признание постановления о назначении административного наказания незаконным, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении не установлено.
Протоколы об административном правонарушении составлены при участии представителя общества Землянова А.Н., действовавшего на основании доверенности от 18 августа 2011 года, выданной директором общества на представление интересов в ОНД Ленинского района городского округа Самара с правом предоставления, получения и подписания всех необходимых документов. Дело об административном правонарушении, вынесенное на основании данных протоколов, также рассмотрено с участием представителя общества Землянова А.Н.
В соответствии с разъяснениями в п.17 постановления Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 года N 2 (в редакции от 10 ноября 2011 года) "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" права, принадлежащие физическим лицам и законным представителям юридических лиц на основании статьи 28.2 КоАП РФ, могут осуществляться ими как лично, так и через защитника или иное лицо, действующее на основании доверенности (в том числе общего характера, содержащей полномочия на участие в административных делах), выданной этим физическим лицом или законным представителем юридического лица.
Таким образом, предусмотренные КоАП РФ гарантии лицу, привлекаемому к административной ответственности, административный орган обеспечил.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного решение суда от 07 ноября 2011 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
В соответствии с ч.4 ст.208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявлений об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и обжалование решений суда по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 07 ноября 2011 года по делу N А55-17441/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Самарский Губернский рынок" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г.Филиппова |
Судьи |
В.Е.Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод апелляционной жалобы о том, что данный вывод суда первой инстанции не подтвержден доказательствами, не принимается. На территории Самарской области противопожарный режим был введен постановлением правительства Самарской области от 27 мая 2011 года N 258, а не N 252, поэтому указанный административным органом номер постановления является неправильным. Доказательством того, что административным органом была допущена опечатка при изготовлении текста постановления служит отзыв ГУ МЧС по Самарской области, в котором реквизиты данного постановления указаны верно: N 258. Кроме того, данное обстоятельство не является существенным недостатком постановления и не может служить основанием для его отмены, поскольку правонарушение правил пожарной безопасности было допущено в период, когда на территории Самарской области действовал особый противопожарный режим. На правильность квалификации допущенного обществом противоправного деяния данное обстоятельство не повлияло.
Учитывая вышеизложенное, судом первой инстанции сделан правильный вывод о доказанности материалами дела наличия в действиях ООО "Самарский Губернский рынок" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частями 1, 2 статьи 20.4 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, установленного КоАП РФ, которые могли бы повлечь признание постановления о назначении административного наказания незаконным, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении не установлено.
...
В соответствии с разъяснениями в п.17 постановления Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 года N 2 (в редакции от 10 ноября 2011 года) "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" права, принадлежащие физическим лицам и законным представителям юридических лиц на основании статьи 28.2 КоАП РФ, могут осуществляться ими как лично, так и через защитника или иное лицо, действующее на основании доверенности (в том числе общего характера, содержащей полномочия на участие в административных делах), выданной этим физическим лицом или законным представителем юридического лица.
Таким образом, предусмотренные КоАП РФ гарантии лицу, привлекаемому к административной ответственности, административный орган обеспечил."
Номер дела в первой инстанции: А55-17441/2011
Истец: ООО "Самарский Губернский Рынок"
Ответчик: Главное управление МЧС России по самарской области, Заместитель начальника отдела надзорной деятельности городского округа Самара УНД ГУ МЧС России по Самарской области майор службы Бурнаев Юрий Николаевич
Хронология рассмотрения дела:
02.02.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-8/12
09.12.2011 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14846/11
28.11.2011 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14216/11
07.11.2011 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-17441/11