Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31 января 2012 г. N 19АП-6848/11

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"На основании данного заявления межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 6 по Курской области 12.10.2010 было принято решение N 215 о государственной регистрации изменений, связанных с изменением места жительства индивидуального предпринимателя и одновременно с этим решением инспекция приняла решение N 4 от 12.10.2010 "О передаче регистрационного дела" в другой регистрирующий орган - межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 8 по Белгородской области

Из изложенной хронологии событий следует, что на момент принятия налоговым органом решения от 14.09.2010 о проведении в отношении Гриневой Л.П. выездной налоговой проверки местом ее фактического жительства перестала быть д. Ржавец, Горшеченского района, Курской области, ул. Октябрьская, 90, так как к этому моменту она уже была зарегистрирована по месту жительства в с. Теплый Колодезь, Губкинского района, Белгородской области, ул. Веселая, дом 60.

Данное обстоятельство было известно налоговому органу, получившему первоначальное заявление Гриневой Л.П. о внесении изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, 09.08.2011.

При этом то обстоятельство, что на основании этого заявления соответствующие изменения в сведения о месте жительства предпринимателя Гриневой Л.П. не были внесены в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, фактически изменения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей об изменении места регистрации предпринимателя Гриневой Л.П. были внесены лишь 12.10.2010, и на момент принятия решения о проведении выездной налоговой проверки Гринева Л.П. не была снята с налогового учета в межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Курской области, не свидетельствует о сохранении за межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 6 по Курской области в отношении нее функций налогового контроля посредством проведения налоговых проверок, поскольку с момента регистрации Гриневой Л.П. по новому месту жительства инспекция перестала быть налоговым органом, полномочным вынести решение о проведении выездной налоговой проверки по месту жительства физического лица, как это предусмотрено пунктом 2 статьи 89 Кодекса.

Следовательно, исходя из смысла и содержания пункта 2 статьи 89 Налогового кодекса, налоговый орган при рассмотрении вопроса о наличии или отсутствии оснований для проведения выездной налоговой проверки предпринимателя Гриневой Л.П. должен был исходить из того, что действующее налоговое законодательство не представляет компетенции по проведению выездной налоговой проверки иным налоговым органам, кроме налогового органа по месту жительства физического лица - предпринимателя.

С учетом изложенного, доводы межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Курской области о сохранении у нее права на принятие решения о проведении выездной налоговой проверки предпринимателя Гриневой Л.П. до момента внесения сведений об изменении ее места жительства в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, и о наличии оснований для проведения этой проверки и после внесения таких изменений в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, не могут быть приняты судом апелляционной инстанции как противоречащие пункту 2 статьи 89 Налогового кодекса.

Также судом также не принимаются и ссылки налогового органа на Методические указания для налоговых органов по вопросам единообразия процедуры передачи российских организаций, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, в иной налоговый орган в случае изменения места нахождения (места жительства), прекращения деятельности организации через обособленное подразделение, утвержденные приказом Федеральной налоговой службы N ММ-8-6/46дсп от 03.11.2009, которые предусматривают, что, если налогоплательщиком принято решение об изменении места нахождения, но налоговая проверка уже проводится, то решение по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки выносит налоговый орган, принявший решение о проведении выездной налоговой проверки.

Указанные Методические указания, утвержденные Приказом Федеральной налоговой службы, не являются нормативным законодательным актом, носят подзаконный характер, а, соответственно, не могут устанавливать иные либо дополнительные права и обязанности налогоплательщиков, отличные от предусмотренных Налоговым Кодексом.

При этом необходимо учитывать, что в рассматриваемой ситуации изменение места жительства налогоплательщика произошло не после назначения налоговой проверки, а до указанного момента, в силу чего утвержденные приказом Федеральной налоговой службы Методические указания не применимы к фактическим обстоятельствам рассматриваемого дела.

С учетом указанного, у межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Курской области отсутствовали правовые основания для назначения и проведения выездной налоговой проверки в отношении предпринимателя Гриневой Л.П. в период с 14.09.2010 по 25.02.2011, поскольку в данный период времени предприниматель не состояла на регистрационном учете по месту жительства на территории, подведомственной межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Курской области.

При таких обстоятельствах принятие налоговым органом, располагающим сведениями об изменении места жительства и адреса места регистрации налогоплательщика - предпринимателя Гриневой Л.П. и, соответственно, об изменении места постановки ее на налоговый учет, решения о проведении выездной налоговой проверки и проведение проверочных мероприятий не по месту нахождения налогоплательщика, свидетельствует, по мнению суда апелляционной инстанции, о нарушении налоговым органом положений налогового законодательства, регулирующих порядок принятия решения о проведении выездной налоговой проверки и проведения проверки (статьи 89, 93, 100 и 101 Налогового кодекса), что, в свою очередь, в силу положений пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса, является основанием для признания решения, принятого по результатам такой проверки, недействительным."



Номер дела в первой инстанции: А35-8347/2011


Истец: Гринева Л. П.

Ответчик: МИФНС России N6 по Курской обл., МИФНС России N6 по Курской области

Третье лицо: Криваносов Г. А., МИФНС РФ N12 по Воронежской области