г. Москва |
|
03 февраля 2012 г. |
Дело N А40-99256/11-116-278 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 февраля 2012 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего - судьи Е.А. Солоповой
судей Т.Т. Марковой, Л.Г. Яковлевой
при ведении протокола судебного заседания секретарем
судебного заседания И.С. Забабуриным
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по г. Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.11.2011
по делу N А40-99256/11-116-278, принятое судьей А.П. Терехиной
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "СтройБюро" (ОГРН 1037704040527; 129090, г. Москва, ул. Гиляровского, д. 5, стр. 1) к Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по г. Москве (ОГРН 1027700479003; 129110, г. Москва, ул. Б. Переяславская, д. 16) об обязании возместить сумму НДС
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Хоменкова А.Б. по дов. N 73 от 18.10.2011
от заинтересованного лица - Балашов В.Б. по дов. N б/н от 29.11.2010
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "СтройБюро" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по г. Москве (далее - налоговый орган, инспекция, заинтересованное лицо) о признании недействительным решения инспекции от 18.05.2011 N 104 в части отказа в возмещении НДС в сумме 7 639 770,82 руб., обязании возместить НДС в размере 7 639 770,82 руб. путем возврата.
Арбитражный суд города Москвы решением от 03.11.2011 заявленные требования удовлетворил.
Не согласившись с принятым решением, налоговый орган подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда, отказать в удовлетворении требований общества.
В обоснование своей позиции инспекция ссылается на нарушение судом норм права.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит решение суда оставить без изменения, как соответствующее действующему законодательству, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании Девятого арбитражного апелляционного суда представитель инспекции поддержал доводы и требования апелляционной жалобы, представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда от 03.11.2011 без изменения, как соответствующее действующему законодательству.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 03.11.2011 не имеется.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2008 года.
По результатам проведения камеральной налоговой проверки инспекцией составлен акт N 20656/НДС от 24.02.2011 и принято решение от 18.05.2011 N 104 14.03.2011, согласно которому обществу отказано в возмещении НДС за 2 квартал 2008 в сумме 15 112 011 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве от 24.08.2011 N 21-19/082125 решение инспекции отменено в части отказа в налоговых вычетах в сумме 7 472 240,08 руб. по счетам-фактурам, выставленным ООО "Рикс-Строй инж", в остальной части (в части отказа в возмещении НДС за 2 квартал 2008 в сумме 7 639 770,82 руб.) решение оставлено без изменения и утверждено.
1. В ходе камеральной налоговой проверки инспекцией установлено, что 13.04.1998 между ООО "Концерн "Старт-ЦБС" (инвестор) и Правительством Москвы (администрация) был оформлен контракт N 5-1224/р-2, предметом которого является реализация инвестиционного проекта на площадке по адресу ул. Гиляровского, 2/5 в целях реализации комплексной реконструкции центральной части г. Москвы (пункт 2.1. контракта).
Дополнительным соглашением к контракту от 19.12.2007 произведена полная переуступка прав от ООО "Концерн "Старт-ЦБС" к обществу (пункт 1.1. дополнительного соглашения от 19.12.2007).
Установлено, что общество реализует инвестиционный проект по проектированию и строительству многофункционального комплекса с включением помещений Московского театра под руководством О. Табакова на земельном участке по адресу ул. Гиляровского, вл. 2 - 4, вл. 2/5, стр. 5, вл. 4, стр. 6 и проспект Мира, вл. 5, стр. 4; общество обязуется за счет собственных и привлеченных инвестиций произвести проектные, строительно-монтажные и пусконаладочные работы в соответствии с разработанной ГУП "Моспроект-2" концепцией строительства.
Условиями контракта предусмотрен раздел долевой собственности на объект строительства:
по общей нежилой площади объекта комплекса:
- 30 % общей нежилой площади объекта (не менее 5 000 кв.м.) - в собственность города в лице Департамента имущества г. Москвы для размещения помещений ГУК г. Москвы "Московский театр под руководством О.Табакова" с последующей передачей Театру своей доли в оперативное управление;
- 70 % общей нежилой площади объекта - в собственность общества.
по машино-местам и площади общего пользования гаража-стоянки:
- 20 % общей площади гаража-стоянки - в собственность города в лице Департамента имущества г. Москвы с последующей передачей Театру в оперативное управление для размещения стоянки зрительских и служебных автомобилей, а также технических помещений Театра;
- 80 % общей площади гаража-стоянки и 100 % площадей сервисных служб - в собственность общества.
В ходе выполнения работ по строительству многофункционального комплекса во 2 квартале 2008 подрядные организации (ООО "Рикс-Строй инж", ООО "НПЦ Реконструкция", ГУП НИиПИ Генплана Москвы, ООО "Проектстройцентр", ГУП "НИАЦ", ООО ЧОП "Гелиус К", ГУП "Моспроект-2", ООО "Виктория", АНО "ОЦ Диплом", ГУП "Мосгоргеотрест", ГУП "Мосводосток") предъявили обществу НДС в общей сумме 11 507 507,41 руб.
Основанием для отказа в применении налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость в сумме 3 452 252,23 руб., явилось то, что, по мнению инспекции, общество вправе применить налоговый вычет лишь в размере 70 % общей суммы НДС, предъявленной подрядчиками в связи со строительством многофункционального комплекса, т.е. пропорционально доле в праве собственности на указанный комплекс, который приобретет общество после окончания строительства. Инспекция полагает, что оставшиеся 30 % НДС, предъявленного подрядчиками в связи со строительством многофункционального комплекса, вычету не подлежат.
Налоговый орган ссылается на пп. 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ, пп. 1 пункта 2 статьи 171 НК РФ и указывает, что общество вправе принимать к вычету только 70 % сумм НДС, предъявленного поставщиками товаров (работ, услуг), учитывая, что 30 % построенного объекта подлежит передаче Правительству г. Москвы, а такая передача реализацией в целях налогообложения на основании статьи 39 НК РФ не признается.
Таким образом, из состава заявленных налоговых вычетов (11 507 507,41 руб.) инспекцией расчетным путем выделено 30 % (3 452 252,23 руб. = 11 507 507,41 : 100 х 30) и отказано обществу в применении вычетов в указанной сумме.
Признавая данные выводы налогового органа незаконными, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с п. 1 ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса, и товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
В ст. 172 НК РФ определен порядок применения налоговых вычетов, согласно которому налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Следовательно, при соблюдении указанных требований НК РФ налогоплательщик вправе претендовать на получение налогового вычета при исчислении налога на добавленную стоимость.
Судом первой инстанции установлено, что в данном случае все условия для применения налоговых вычетов общество выполнило.
Приобретение работ подрядных организаций производилось для целей осуществления строительства многофункционального центра, предназначенного для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения НДС.
Работы, связанные со строительством помещений Театра, общество приобретало в рамках выполнения встречных обязательств перед Правительством Москвы, которые установлены контрактом.
Несение обществом расходов, связанных с передачей г. Москве помещений Театра, являлось обязательным условием заключения контракта.
Без выполнения работ по строительству помещений Театра общество было бы лишено возможности осуществлять строительство многофункционального комплекса в целом.
При этом данной обязанности общества корреспондировали встречные обязательства Правительства Москвы, направленные на реализацию обществом инвестиционного проекта и закрепленные в пункте 5.1. контракта (в редакции дополнительного соглашения от 19.12.2007).
Налоговым органом не оспаривается ни реальность произведенных хозяйственных операций, ни достоверность сведений, содержащихся в представленных счетах-фактурах и иных документах, подтверждающих строительство.
Следовательно, применение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость в объеме, указанном в выставленных счетах-фактурах контрагентов-поставщиков (подрядчиков), несмотря на то, что инвестиционным контрактом предусмотрена передача части инвестиционного объекта в собственность Правительству г. Москвы после окончания строительства, является правомерным.
НК РФ не предусмотрена возможность отказа в применении налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость в процентном соотношении от сумм налога на добавленную стоимость, указанных в счетах-фактурах поставщиков товаров (работ, услуг).
Заявитель, на которого выставляются документы по затратам и счета-фактуры, вправе принимать указанный в них налог на добавленную стоимость к вычету в полном объеме.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что у налогового органа отсутствовали основания отказывать в применении 30% сумм налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, указанных в выставленных поставщиками (подрядчиками) строительства счетах-фактурах.
2. Налоговым органом отказано обществу в применении вычета на основании счетов-фактур в сумме 4 187 518,59 руб., выставленных ООО "ИНТЕСКО" (подрядчиком), в соответствии с заключенным договором от 29.11.2007 N 1/11.
В соответствии с условиями договора (с учетом дополнительных соглашений) подрядчик обязался выполнить на свой риск, своими силами и средствами, а также силами и средствами привлеченных субподрядных организаций комплекс работ по строительству, получению необходимых согласований компетентных организаций и сдаче в эксплуатацию теплосети, а также благоустройство и озеленение по объекту "Прокладка теплопроводов 2Д200 мм для объекта "ул. Гиляровского".
Отказывая обществу в применении вычета, налоговый орган указывает на то, что теплопроводы 2Д200 мм, установленные на основании договора подряда и дополнительного соглашения N 1 к договору подряда, общество не будет использовать для осуществления операций, облагаемых НДС. По мнению инспекции, данные теплопроводы будут переданы на баланс городской эксплуатирующей организации, с которой общество в будущем оформит договор энергоснабжения (договор поставки тепловой энергии).
Суд первой инстанции, руководствуясь ст. 171, 172, 176 НК РФ и установленными по делу фактическими обстоятельствами, а именно, что не предусмотрена передача спорных теплосетей в городскую собственность, обоснованно признал решение инспекции в данной части незаконным.
Факт принятия указанных строительных работ на учет подтверждается карточкой счета 08.03.5, представленной в материалы дела. Данный факт инспекцией не оспаривается.
Недоимки по налоговым обязательствам у общества не имеется, что также не оспаривалось представителем налогового органа.
В указанной связи доводы налогового органа не могут служить основанием для отмены принятого судом решения.
Таким образом, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда от 03.11.2011, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 176, 266-269, 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.11.2011 по делу N А40-99256/11-116-278 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.А.Солопова |
Судьи |
Л.Г.Яковлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 1 ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса, и товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
В ст. 172 НК РФ определен порядок применения налоговых вычетов, согласно которому налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Следовательно, при соблюдении указанных требований НК РФ налогоплательщик вправе претендовать на получение налогового вычета при исчислении налога на добавленную стоимость.
...
НК РФ не предусмотрена возможность отказа в применении налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость в процентном соотношении от сумм налога на добавленную стоимость, указанных в счетах-фактурах поставщиков товаров (работ, услуг).
...
Суд первой инстанции, руководствуясь ст. 171, 172, 176 НК РФ и установленными по делу фактическими обстоятельствами, а именно, что не предусмотрена передача спорных теплосетей в городскую собственность, обоснованно признал решение инспекции в данной части незаконным."
Номер дела в первой инстанции: А40-99256/11-116-278
Истец: ООО "СтройБюро"
Ответчик: ИФНС России N 2 по г. Москве
Хронология рассмотрения дела:
03.02.2012 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-35945/11