г. Москва |
|
03 февраля 2012 г. |
Дело N А40-76365/11-93-658 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 февраля 2012 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего-судьи Сазоновой Е.А.
Судей Седова С.П., Семикиной О.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Петиной Ю.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы
Федеральной таможенной службы России и Новороссийской таможни
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.11.2011
по делу N А40-76365/11-93-658, принятое судьей Григорьевой И.Ю.,
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Союзснаб-Логистик"
(ОГРН 1027700516513, 143400, МО, Красногорский р-н, г. Красногорск, Ильинский туп., 6)
к Новороссийской таможне (ОГРН 103209080264, 353900, Краснодарский край, г. Новороссийск, ул. Свободы, д. 1)
Федеральной таможенной службе России
(ОГРН1047730023703, 121087, Москва, ул. Новозаводская, д. 11/5)
Федеральному казначейству
(109097, Москва, ул. Ильинка, д. 9, стр. 1)
о взыскании 1.462.786 руб. 27 коп.
при участии в судебном заседании:
от истца: Фролова Ю.Е. по доверенности N 20-06/11 от 20.06.2011
от ответчика: Федеральной таможенной службы - Шайдуко Н.В. по доверенности N 15-46/112-11д от 12.12.2011
от Новороссийской таможни - не явка, извещен
от Федерального казначейства - не явка, извещен
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд города Москвы обратилось Общество с ограниченной ответственностью "Союзснаб-Логистик" с исковым заявлением к Новороссийской таможне, ФТС России, Федеральному казначейству с исковым заявлением, уточненным в порядке ст.49 АПК РФ, о взыскании с Федеральной таможенной службы Российской Федерации за счет казны Российской Федерации денежных средств в размере 1 462 786 руб. 27 коп., составляющих сумму остатка авансовых платежей, перечисленных в Новороссийскую таможню по платежным поручениям п/п N 652 от 20.04.2007, N 11198 от 11.05.2007, N 11197 от 11.05.2007, N 11409 от 17.05.2007, N 11451 от 18.05.2007, N 11692 от 05.06.2007, N 11709 от 07.06.2007, N 12391 от 02.07.2007.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 17 ноября 2011 года по делу N А40-76365/11-93-658 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, ответчики Новороссийская таможня, ФТС России обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда отменить по доводам, изложенным в апелляционных жалобах.
Заявители полагают, что судом не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ФТС России поддержал доводы апелляционных жалоб, просил решение отменить, апелляционные жалобы удовлетворить.
Представитель истца в судебном заседании возражал против апелляционных жалоб, просил решение оставить без изменения, жалобы без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей Новороссийской таможни и Федерального казначейства, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в связи с чем дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционных жалоб, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
При исследовании материалов дела установлено, что платежными поручениями N 652 от 20.04.2007, N 11198 от 11.05.2007, N 11197 от 11.05.2007, N 11409 от 17.05.2007, N 11451 от 18.05.2007, N 11692 от 05.06.2007, N 11709 от 07.06.2007, N 12391 от 02.07.2007 общество на счет Новороссийской таможни перечислены авансовые платежи в размере 6 100 000 руб..
На запрос общества о предоставлении отчета о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, письмом от 12.02.2008 N 13-11/3648 Новороссийская таможня направила обществу отчет, в соответствии с которым общая сумма остатка авансовых платежей по указанным платежным поручениям составила 1 462 786, 27 руб.
Как усматривается из материалов дела, общество на основании ст.355 Таможенного кодекса Российской Федерации обратилось в Новороссийскую таможню с заявлением от 27.04.2010 о возврате излишне уплаченных авансовых платежей в размере 1 462 786, 27 руб.
Однако, письмом от 31.05.2010 N 13-13/14736 Новороссийская таможня сообщила обществу о необходимости представления нотариально заверенной подписи заявителя, возвратив представленные документы.
16.09.2010 общество повторно обратилось с аналогичным заявлением, приложив дополнительно к ранее представленным документам банковскую карточку с образцами подписей и оттиска печати, заверенную нотариально.
Между тем, письмом от 25.10.2010 N 13-13/32464 Новороссийская таможня отказала в возврате денежных средств в сумме 1 462 786, 27 руб. в связи с тем, что заявление о возврате денежных средств не было подано в течение 3 лет со дня последнего распоряжения авансовыми платежами, установленных п.5 ст.330 ТК РФ. Таможенный орган указал, что по истечении указанного срока невостребованные суммы авансовых платежей перечисляются в федеральный бюджет как невостребованные платежи и возврату не подлежат.
Письмом от 08.02.2011 N 025/02-11 общество обратилось в Федеральную таможенную службу с просьбой пересмотреть решения Новороссийской таможни в порядке ведомственного контроля и произвести возврат денежных средств.
ФТС России письмом от 15.03.2011 N 05-13/11313 сообщило, что в соответствии с положениями ст.122 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" у Новороссийской таможни отсутствуют основания для возврата денежных средств в сумме 1 462 786, 27 руб., т.к. заявление о возврате по вышеуказанным платежным поручениям подано обществом в Новороссийскую таможню по истечении трехлетнего срока со дня последнего распоряжения авансовыми платежами.
Апелляционная коллегия полагает, что суд первой инстанции правомерно и обоснованно удовлетворил требование истца в полном объеме, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что соответствующие авансовые платежи, перечисленные плательщиком на основании платежных поручений N 652 от 20.04.2007, N 11198 от 11.05.2007, N 11197 от 11.05.2007, N 11409 от 17.05.2007, N 11451 от 18.05.2007, N 11692 от 05.06.2007, N 11709 от 07.06.2007, N 12391 от 02.07.2007, поступили на соответствующий счет Федерального казначейства.
Как правильно установил суд первой инстанции, правоотношения между обществом и таможенным органом, в рамках которых плательщик наделен правом на возврат излишне уплаченных авансовых платежей, возникли в момент уплаты авансовых платежей, то есть в 2007 году, в период действия Таможенного кодекса Российской Федерации в редакции, предшествующей внесению в нее изменений Федеральным законом от 09.04.2009 N 58-ФЗ.
Согласно пунктам 1, 2 и 3 статьи 330 Таможенного кодекса Российской Федерации в указанной редакции авансовыми платежами являются денежные средства, внесенные на счет таможенного органа в счет предстоящих таможенных платежей и не идентифицированные плательщиком в качестве конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретных товаров. Авансовые платежи могут быть внесены в кассу или на счет таможенного органа в валюте Российской Федерации, а также в иностранной валюте в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле.
Денежные средства, полученные таможенным органом в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей до тех пор, пока это лицо не сделает распоряжение об этом таможенному органу либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи в соответствии со статьей 353 настоящего Кодекса. В качестве распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, рассматривается подача им или от его имени таможенной декларации либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей.
В силу пункта 5 статьи 330 Кодекса возврат авансовых платежей осуществляется по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом для возврата таможенных пошлин, налогов (глава 33), если заявление об их возврате подано в течение трех лет со дня внесения их в кассу или поступления на счет таможенного органа.
Вместе с тем 01.10.2009 вступил в законную силу Федеральный закон от 09.04.2009 N 58-ФЗ "О внесении изменений в бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым были внесены изменения в часть 5 статьи 330 Таможенного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 330 Таможенного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 09.04.2009 N 58-ФЗ) возврат авансовых платежей осуществляется по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом для возврата таможенных пошлин, налогов (глава 33), если заявление об их возврате подано в течение трех лет со дня последнего распоряжения лица об использовании авансовых платежей. Если лицом распоряжение об использовании авансовых платежей не производилось, указанный срок подачи заявления об их возврате исчисляется со дня поступления денежных средств на счет Федерального казначейства. По истечении указанного срока невостребованные суммы авансовых платежей учитываются в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета и возврату не подлежат.
Таким образом, авансовые платежи являются собственностью внесшего их лица, и истечение трехгодичного срока возврата авансовых платежей со дня их внесения на счет таможенного органа и распоряжения об использовании не изменяет правовой режим денежных средств, не является основанием прекращения права собственности на них и не препятствует распоряжению ими.
При этом таможенным законодательством предусмотрен исчерпывающий перечень способов распоряжения плательщиком излишне уплаченными авансовыми платежами, а именно подача лицом или от его имени таможенной декларации либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей.
Апелляционная коллегия считает, что суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что ООО "Союзснаб-Логистик" правомерно в общегражданском порядке обратилось с требованием о возврате излишне уплаченных авансовых платежей в сумме 1 462 786, 27 рублей.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 N 173-О нормы действующего законодательства, устанавливающие срок обращения к уполномоченному органу с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм обязательных платежей, не препятствуют лицу в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 ГК РФ).
Как усматривается из материалов дела, первоначально плательщик обратился с заявлением в таможенный орган 27.04.2010. В силу пункта 5 статьи 330 Таможенного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 09.04.2009 N 58-ФЗ) течение трехлетнего срока для возврата излишне уплаченных авансовых платежей в административном порядке начинается со дня последнего распоряжения лица об использовании авансовых платежей.
Из отчета Новороссийской таможни о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, следует, что распоряжение денежными средствами, внесенными в качестве авансовых платежей, производилось при декларировании товаров в период с 23.05.2007 по 03.07.2007.
Поскольку распоряжение денежными средствами производилось в период с 23.05.2007 по 03.07.2007, трехлетний срок для возврата авансовых платежей путем подачи заявления в таможню истек в период с 24.05.2010 по 03.07.2010.
В рассматриваемом случае течение общего трехлетнего срока исковой давности начинается после истечения трех лет для возврата денежных средств в административном порядке (в период с 24.05.2010 по 03.07.2010), то есть в момент, когда общество должно было узнать о невозможности осуществления своего права на возврат излишне уплаченных авансовых платежей в административном порядке. Таким образом, окончание срока исковой давности по заявленным требованиям приходится на период с 24.05.2013 по 03.07.2013.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что общество правомерно в пределах общего трехлетнего срока исковой давности обратилось в суд с требованием о взыскании излишне уплаченных авансовых платежей в сумме 1 462 786, 27 рублей, являющихся собственностью общества, и истец не утратил право на взыскание данных денежных средств.
При изложенных обстоятельствах, требование общества о взыскании с Федеральной таможенной службы Российской Федерации за счет казны Российской Федерации денежных средств в размере 1 462 786 руб. 27 коп., составляющих сумму остатка авансовых платежей, перечисленных в Новороссийскую таможню по платежным поручениям п/п N 652 от 20.04.2007, N 11198 от 11.05.2007, N 11197 от 11.05.2007, N 11409 от 17.05.2007, N 11451 от 18.05.2007, N 11692 от 05.06.2007, N 11709 от 07.06.2007, N 12391 от 02.07.2007 подлежит удовлетворению.
Различная оценка одних и тех же фактических обстоятельств и материалов дела судом первой инстанции и ответчиками, также не является правовым основанием для отмены или изменения решения суда по настоящему делу.
Все доводы ответчиков, изложенные в апелляционных жалобах, были предметом рассмотрения при разрешении дела по существу судом первой инстанции и им дана надлежащая оценка.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Заявителями не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Расходы по госпошлине распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.11.2011 по делу N А40-76365/11-93-658 оставить без изменения, а апелляционные жалобы Федеральной таможенной службы России и Новороссийской таможни - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.А.Сазонова |
Судьи |
С.П.Седов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 5 статьи 330 Таможенного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 09.04.2009 N 58-ФЗ) возврат авансовых платежей осуществляется по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом для возврата таможенных пошлин, налогов (глава 33), если заявление об их возврате подано в течение трех лет со дня последнего распоряжения лица об использовании авансовых платежей. Если лицом распоряжение об использовании авансовых платежей не производилось, указанный срок подачи заявления об их возврате исчисляется со дня поступления денежных средств на счет Федерального казначейства. По истечении указанного срока невостребованные суммы авансовых платежей учитываются в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета и возврату не подлежат.
...
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 N 173-О нормы действующего законодательства, устанавливающие срок обращения к уполномоченному органу с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм обязательных платежей, не препятствуют лицу в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 ГК РФ).
Как усматривается из материалов дела, первоначально плательщик обратился с заявлением в таможенный орган 27.04.2010. В силу пункта 5 статьи 330 Таможенного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 09.04.2009 N 58-ФЗ) течение трехлетнего срока для возврата излишне уплаченных авансовых платежей в административном порядке начинается со дня последнего распоряжения лица об использовании авансовых платежей."
Номер дела в первой инстанции: А40-76365/11-93-658
Истец: ООО "Союзснаб-Логистик"
Ответчик: Новороссийская таможня, ФТС России, Федеральное казначейство
Третье лицо: ООО "Союзснаб-Логистик"