г. Санкт-Петербург |
|
09 февраля 2012 г. |
Дело N А56-44496/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 февраля 2012 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Фокиной Е.А., Шульга Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: Е.В.Михайлюк
при участии:
от заявителя: Нефедовой В.К. по доверенности от 04.08.2011;
от заинтересованного лица: Юзепчук Я.В. по доверенности от 30.12.2011 N 31;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23622/2011) Инспекции ФНС России по Выборгскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.11.2011 по делу N А56-44496/2011 (судья Анисимова О.В.), принятое
по заявлению ООО "Лес-Випури"
к Инспекции ФНС России по Выборгскому району Ленинградской области
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
ООО "Лес-Випури" (188800, г.Выборг, ул.Первомайская, д.7, ОГРН далее- общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции ФНС России по Выборгскому району Ленинградской области (188800, г.Выборг, ул.Гагарина, д.27а, далее- налоговый орган) от 04.08.2011 N 11-0038/164 о привлечении общества к административной ответственности по ст.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 41 000 рублей.
Решением суда первой инстанции заявленные обществом требования удовлетворены в полном объеме. Признано незаконным и отменено постановление Инспекции ФНС России по Выборгскому району Ленинградской области от 04.08.2011 N 11-0038/164 в связи с недоказанностью факта неоприходования денежных средств.
Не согласившись с решением суда, налоговый орган направил апелляционную жалобу, в которой просил решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований.
Представитель налогового органа в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы по тем основаниям, что неотражение обществом на момент проверки в кассовой книге выдачи разменного фонда является нарушением порядка ведения кассовых операций.
Представитель общества в судебном заседании не согласился с доводами апелляционной жалобы, возражения изложил в отзыве и просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу административного органа без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, на основании поручений от 01.08.2011 N 04/2350, 04/2361 налоговым органом проведена проверка выполнения ООО "Лес-Випури" требований Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", соблюдения условий работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций в магазине "В Лужайке", расположенном по адресу: Выборгский район, поселок Лужайка.
В ходе проверки 01.08.2011 составлены акт N 10472 проверки выполнения требований Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и акт проверки денежной наличности в денежном ящике ККМ, в котором зафиксированы излишки денежных средств в денежном ящике кассы ЭРК-2102К з\н 7091097 на сумму 2 963,60 рублей.
04.08.2011 при проведении проверки полноты учета выручки, полученной с применением контрольно-кассовой машины, налоговым органом установлено неполное оприходование денежной наличности в кассу на сумму 2 963,60 рублей. Так, согласно фискальным отчетам ("X" и "Z" отчета) общая сумма выручки составляет 1778,40 рублей, а акту о проверке наличных денежных средств кассы - 4742,00 рублей. Указанные обстоятельства зафиксированы в акте N 4704/0038.
По результатам проверки налоговым органом, в присутствии директора общества, составлен протокол об административном правонарушении от 04.08.2011 N 11-0038/164, в котором отражено, что 01.08.2011 в 11 часов 15 минут при проверке магазина "В Лужайке" проверкой были установлены излишки денежных средств в денежном ящике кассы ЭРК-2102К з\н 7091097 на сумму 2 963,60 рублей. 04.08.2011 при проверке полноты учета выручки, полученной с применением ККМ установлено неполное оприходование денежной наличности в кассу на сумму 2 963,60 рублей. Указанным протоколом обществу вменено нарушение ст.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
На основании материалов административного дела налоговым органом вынесено постановление N 11-0038/164 от 04.08.2011 о привлечении ООО "Лес-Випури" к административной ответственности по ст.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 41 000 рублей за неполное оприходование денежной наличности в кассу.
Общество не согласилось с данным постановлением административного органа по тем основаниям, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения. Указанные обстоятельства явились основанием для обращения в суд с заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования общества, указал на отсутствие в действиях общества состава вменяемого ему правонарушения, правильно применив нормы материального и процессуального права.
Объективной стороной правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, является ряд действий налогоплательщика, перечень которых приведен в указанной статье:
- осуществление расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров;
- неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности;
- несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств;
- накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Таким образом, в данной статье приведен четко обозначенный перечень нарушений, которые подпадают под понятие "нарушение порядка работы с денежной наличностью".
Поскольку диспозиция статьи 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях является бланкетной, то в каждом конкретном случае привлечения виновного лица к административной ответственности следует устанавливать, какое правило нарушено.
В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в целях организации на территории Российской Федерации наличного денежного обращения на Банк России возлагается функция по определению порядка ведения кассовых операций.
Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации утвержден решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22.09.1993 N 40 (далее - Порядок ведения кассовых операций).
В соответствии с пунктом 3 Порядка (в редакции от 26.02.1996), для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.
Согласно постановлению Госкомстата Российской Федерации от 18.08.1998 N 88 кассовая книга является унифицированной формой первичной учетной документации и применяется для учета поступлений и выдачи наличных денег организации в кассе.
Пунктом 22 Порядка ведения кассовых операций все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге. Записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу.
В соответствии с пунктом 24 Порядка ведения кассовых операций записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подводит итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета копию записей в кассовой книге за день с приходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.
Названные требования к порядку работы с денежной наличностью и ведению кассовых операций предусматривают ежедневное оприходование в кассу денежных средств.
Из пункта 27 Порядка ведения кассовых операций следует, что сумма выданных денег из кассы, не подтвержденная распиской получателя в расходном кассовом ордере или другом заменяющем его документе, признается недостачей; наличные деньги, не подтвержденные приходными кассовыми ордерами, считаются излишком кассы.
Под неоприходованием (неполным оприходованием) в кассу денежной наличности понимается несоблюдение организацией совокупности действий, совершаемых при оформлении денежной наличности, в том числе отражения всех операций по приходу и расходу денежной наличности в кассовой книге предприятия.
Основным критерием установления факта неоприходования (неполного оприходования) денежной наличности в кассу организации является превышение кассовой наличности с кассовыми отчетами формы КО-4, утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 N 88, и с данными регистров бухгалтерского учета по счетам 50 "Касса" и 90-1 "Выручка".
Однако вывод налогового органа о неоприходовании обществом в кассу денежных средств сделан на основании выявленного в ходе проверки расхождения суммы при пересчете наличных денег, находящейся в кассовом ящике ККМ ЭРК-2102К з\н 7091097, и суммы, отраженной по контрольно-кассовой машине на момент проверки, без установления размера денежных средств в кассе ККМ на конец рабочего для и доказательств того, что по состоянию на конец рабочего дня 01.08.2011 в кассу общества не оприходовано 2 963,60 рублей (истребования у общества кассовой книги предприятия, кассовых отчетов, регистров бухгалтерского учета).
При этом, налоговым органом не учтены объяснения директора общества Михалкинской Л.Ф., данные ею при составлении акта проверки полноты учета выручки от 04.08.2011, что выявленные налоговым органом излишки являются разменным фондом.
Согласно пункту 3.8.1 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных письмом Министерства финансов Российской Федерации от 30.08.1993 N 104 (далее - Правила), директор предприятия или иное полномочное лицо, обязаны обеспечить кассира разменной монетой и купюрами в пределах размера остатка денежных средств по кассе в количестве, необходимом для расчета с покупателями. В пункте 4.7 названных Правил установлено, что кассиру запрещается иметь в кассе личные деньги и деньги, не учтенные через кассовую машину (кроме денег, выданных перед началом работы).
При проведении проверки налоговому органу был представлен приказ о постоянном нахождении в кассе магазина разменных денег в сумме 3000 рублей, квитанция к приходному кассовому ордеру от 01.08.2011 о принятии кассиром от Михалкинской разменных денег в сумме 3000 рублей(л.д.52.,53).
Обществом в материалы дела также представлены реестр документов за 01.07.2011 - 31.08.2011, вкладной лист кассовой книги за 01.08.2011, расходный кассовый ордер N 252 от 01.08.2011 на выдачу продавцу Леонтьевой Н.Г. разменной монеты в размере 3000 рублей (л.д.65-72).
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о недоказанности факта неоприходования денежных средств (события правонарушения), что исключает привлечение общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи, с чем признал оспариваемое постановление незаконным и отменил его.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы налогового органа и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь п.1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области 10 ноября 2011 года по делу А56-44496/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции ФНС России по Выборгскому району Ленинградской области без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.В. Борисова |
Судьи |
Е.А. Фокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в целях организации на территории Российской Федерации наличного денежного обращения на Банк России возлагается функция по определению порядка ведения кассовых операций.
...
Согласно постановлению Госкомстата Российской Федерации от 18.08.1998 N 88 кассовая книга является унифицированной формой первичной учетной документации и применяется для учета поступлений и выдачи наличных денег организации в кассе.
...
Основным критерием установления факта неоприходования (неполного оприходования) денежной наличности в кассу организации является превышение кассовой наличности с кассовыми отчетами формы КО-4, утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 N 88, и с данными регистров бухгалтерского учета по счетам 50 "Касса" и 90-1 "Выручка".
...
Согласно пункту 3.8.1 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных письмом Министерства финансов Российской Федерации от 30.08.1993 N 104 (далее - Правила), директор предприятия или иное полномочное лицо, обязаны обеспечить кассира разменной монетой и купюрами в пределах размера остатка денежных средств по кассе в количестве, необходимом для расчета с покупателями. В пункте 4.7 названных Правил установлено, что кассиру запрещается иметь в кассе личные деньги и деньги, не учтенные через кассовую машину (кроме денег, выданных перед началом работы).
...
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о недоказанности факта неоприходования денежных средств (события правонарушения), что исключает привлечение общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи, с чем признал оспариваемое постановление незаконным и отменил его."
Номер дела в первой инстанции: А56-44496/2011
Истец: ООО "Лес-Випури"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области
Хронология рассмотрения дела:
09.02.2012 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-23622/11