г. Москва |
|
10 февраля 2012 г. |
Дело N А40-102721/11-115-318 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.02.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 10.02.2012.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи М.С. Сафроновой
Судей Л.Г. Яковлевой, Е.А. Солоповой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем И.С. Забабуриным,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ИФНС России N 43 по г. Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.11.2011 по делу N А40-102721/11-115-318, принятое судьей Л.А. Шевелевой по заявлению ООО "Офис-Центр" (ОГРН 1047796987919, 125315, г. Москва, Ленинградский пр-т., д. 72, стр. 4) к ИФНС России N 43 по г. Москве о признании недействительными решений, об обязании возместить НДС,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Брызгалин В.В. по дов. от 15.09.2011,
Новикова О.А. по дов. от 15.09.2011
от заинтересованного лица - Субботина Е.П. по дов. N 9 от 10.01.2012,
УСТАНОВИЛ
ООО "Офис-Центр" (далее - общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к ИФНС России N 43 по г. Москве (далее - инспекция, налоговый орган, заинтересованное лицо) о признании недействительными решения от 17.03.2011 N 03-02/0030 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", решения от 17.03.2011 N 03-02/0030 "Об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению" и обязании возместить НДС в размере 227 294 руб. путем возврата.
Решением суда от 17.11.2011 требования налогоплательщика удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, указывая на нарушение судом норм материального права.
Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором, не соглашаясь с доводами жалобы, просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу инспекции - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель общества возражал против доводов жалобы, считая решение суда законным и обоснованным.
Законность и обоснованность принятого судом решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что в период с 19.10.2010 по 19.01.2011 инспекцией проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость поданной заявителем за третий квартал 2010 г. (т. 1, л.д. 18-21), по результатам которой составлен акт от 02.02.2011 N 03-02/0030 (т. 1, л.д. 22-63) и с учетом возражений налогоплательщика вынесено решение от 17.03.2011 N 03-02/0030 от "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" (т. 1, л.д. 64-103), в соответствии с которым уменьшен предъявленный к возмещению из бюджета в завышенных размерах НДС за 3 квартал 2010 г. в размере 227 294 руб.
Одновременно инспекцией вынесено решение от 17.03.2011 N 03-02/0030 "Об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению" (т. 1, л.д. 104-106).
Налогоплательщик обжаловал названные решения в УФНС России по г. Москве, решением которого апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения, оспариваемые решения - без изменения, утверждены и вступили в законную силу.
Как установлено материалами дела, общество является застройщиком-инвестором строительства административно-офисного комплекса. Для строительства многофункционального офисного комплекса обществом с ООО "Алкон Девелопмент" (генподрядчик) заключен договор генерального подряда от 01.06.2010 N 0106/ГП.
Инспекция, ссылаясь на распоряжение правительства г. Москвы от 14.10.2008 N 2393-РП, приводит доводы о том, что общество не может принять к вычету НДС по работам (услугам), выполненным ООО "Алкон Девелопмент" (присоединение к распределительным энергетическим сетям, работы по проектированию и строительству инженерных сетей и сооружений, объектов транспортного обслуживания городского значения, необходимых для обеспечения ввода объекта в эксплуатацию), так как данные работы должны оказываться без последующей компенсации из бюджета города Москвы.
В связи с чем, по мнению инспекции, предъявленный НДС по указанным работам в размере 227 294 руб. не подлежит принятию к вычету и возмещению из бюджета.
Данные доводы налогового органа были предметом исследования суда первой инстанции и правомерно им отклонены.
В соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ, вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой и товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи".
Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Таким образом, из указанных статей следует, что для применения налогового вычета по налогу на добавленную стоимость, предъявленного при приобретении товаров (работ, услуг), необходимо соблюдение трех условий: приобретение товаров (работ, услуг, имущественных прав) для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения по НДС в соответствии со ст. ст. 39, 146 НК РФ; наличие счетов - фактур, выставленных продавцами товаров (работ, услуг); принятие на учет указанных товаров (работ, услуг), а также имущественных прав.
В соответствии с п. 6 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями при проведении ими капитального строительства, сборке основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ.
Согласно п. 5 ст. 172 НК РФ вычеты сумм налога, указанных в абзацах первом и втором п. 6 ст. 171 НК РФ, производятся в порядке, установленном абзацами первым и вторым п. 1 ст. 172 Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав. Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), при наличии соответствующих первичных документов.
Таким образом, из указанных норм следует, что налоговые вычеты по строительно-монтажным работам и капитальному строительству, производятся в общеустановленном порядке на основании счетов-фактур при условии приобретения их для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения по НДС согласно статьям 39, 146 НК РФ.
Договором подряда от 01.06.2010 N 0106/ГП на генподрядчика возложен комплекс обязанностей по выполнению работ строительного подряда, а также по выполнению функций заказчика и заказчика-застройщика по реализации инвестиционного проекта по строительству офисного комплекса.
В частности, при оказании услуг заказчика, заказчика-застройщика генподрядчик принимает на себя обязательства по оказанию услуг по выполнению функций заказчика-застройщика на стадиях предпроектной подготовки, проектирования, строительства и сдачи в эксплуатацию объекта.
При этом оказание услуг по подготовке и разработке технической документации, в том числе, исходно-разрешительной документации, проектной документации, рабочей документации, по подготовке и проведению изыскательских работ осуществляется генподрядчиком путем заключения от своего имени, но за счет заказчика договоров с субподрядчиками.
Таким образом, в соответствии с условиями указанного договора на генподрядчика и заказчика по договору возложен комплекс работ (услуг), результатом которого является реализация инвестиционного проекта по строительству административно-офисного комплекса, включая работы по присоединению к распределительным энергетическим сетям, проектированию и строительству инженерных сетей, объектов транспортного обслуживания городского значения.
Без осуществления работ по присоединению к распределительным энергетическим сетям, проектированию и строительству инженерных сетей, объектов транспортного обслуживания городского значения, строительство многофункционального административно-офисного комплекса и ввод его в эксплуатацию не может быть осуществлен.
Таким образом, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что поскольку приобретение спорных работ обществом является необходимым условием для строительства объекта, предназначенного для последующего использования в операциях, являющихся объектом налогообложения по НДС, и ввода его в эксплуатацию, применение вычета по таким работам является правомерным, соответствующим ст. ст. 171, 172 НК РФ.
В отношении работ (услуг) оказанных обществу, по которым инспекция отказала в налоговом вычете на сумму 241 215, 51 руб., заявителем представлены документы, подтверждающие их выполнение и принятие к учету.
Суд первой инстанции обоснованно указал на то, что из представленных документов следует, что большая часть выполненных работ (оказанных услуг) не связана с созданием инженерных сетей и сооружений, а также объектов транспортного обслуживания городского значения, предусмотренных распоряжением правительства г. Москвы N 2393-РП от 14.10.2008.
Таким образом, доводы инспекции о неправомерности применения налоговых вычетов по НДС, предъявленному в отношении работ (услуг) по проектированию и строительству инженерных сетей и сооружений изложенные в акте проверки и решении об отказе в привлечении к ответственности, не могут являться основанием для отказа в применении налоговых вычетов по НДС, предъявленному в отношении указанных работ (услуг).
Также заявителю предъявлен НДС в размере 112 999, 20 руб. в отношении работ, связанных с переносом (выносом) ГРП "Ромазинский" N 134 из зоны строительства административно-офисного комплекса на основании технических условий ГУП "МОСГАЗ" от 29.01.2007 N 09-03-41.
Вместе с тем, как следует из актов о приемке выполненных работ, сумма налога на добавленную стоимость, предъявленная в отношении работ, связанных с созданием объектов газового хозяйства, составляет 7 219, 49 руб. Сумма НДС в размере 105 779,71 руб. предъявлена в отношении работ, связанных с демонтажем существующего ГРП "Ромазинский" N 134 (39 723,97 руб.), а также в отношении разработки и подготовки технической документации, необходимой для получения технических условий ГУП "МОСГАЗ" (66 049,74 руб.).
Следовательно, доводы налогового органа о неправомерности применения налоговых вычетов по НДС, предъявленному в отношении работ (услуг) по проектированию и строительству инженерных сетей и сооружений, не могут являться основанием для отказа в применении налоговых вычетов по НДС, предъявленному в отношении работ, связанных с демонтажом существующего ГРП "Ромазинский" N 134, а также в отношении разработки и подготовки технической документации, необходимой для получения технических условий ГУП "МОСГАЗ".
В отношении данных работ заявителем выполнены предусмотренные ст. ст. 169, 171, 172 НК РФ требования, в связи с чем, применение налоговых вычетов по данным работам (услугам) в размере 105 779, 71 руб., является обоснованным.
В соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 170 НК РФ суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, в случаях приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, для производства и (или) реализации (передачи) товаров (работ, услуг), операции по реализации (передаче) которых не признаются реализацией товаров (работ, услуг) в соответствии с п. 2 ст. 46 НК РФ, если иное не установлено настоящей главой.
В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 146 НК РФ не признается объектом налогообложения по НДС передача безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей и подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов, специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению).
Таким образом, передача на безвозмездной основе объектов инфраструктуры по решению органов государственной власти и органов местного самоуправления специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению, не влечет возникновение объекта налогообложения.
Как правильно указал суд первой инстанции, из указанных норм следует, что налог на добавленную стоимость учитывается в стоимости имущества (не принимается к вычету) только в том случае, когда такое имущество непосредственно поименовано в пп. 2 п. 2 ст. 146 НК РФ; в отношении данного имуществ органом власти принято решение о его передаче органу власти или органу местного самоуправления или специализированной организации; в указанно решении определено конкретное имущество, подлежащее передаче органам государственной" власти, органам местного самоуправления или специализированной организации.
Таким образом, о выполнении указанных условий и необлагаемом характере операций по созданию имущества, подлежащего передаче, можно сделать вывод только в момент завершения строительства и передачи соответствующих объектов соответствующим органам власти или специальным организациям на основании специального решения.
Поскольку на момент проведения проверки и принятия оспариваемых решений указанные условия не выполняются (объекты не созданы, властные решения о передаче конкретного имущества не приняты), у заявителя отсутствуют основания для неприменения налогового вычета по спорным работам в размере 7 219,49 руб.
Кроме того, согласно пп. 2 п. 2 ст. 170 НК РФ суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в т.ч. по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам подлежат восстановлению в случае дальнейшего использования таких товаров (работ, услуг), в т.ч. основных средств и нематериальных активов, для осуществления операций, указанных в п. 2 ст. 110 НК РФ.
В соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 170 НК РФ суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в т.ч. основных средств и нематериальных активов, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, в случаях: "приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, для производства и (или) реализации (передачи) товаров (работ, услуг), операции по реализации (передаче) которых не признаются реализацией товаров (работ, услуг) в соответствии с п. 2 ст. 146 настоящего Кодекса, если иное не установлено настоящей главой.
Из анализа указанных норм следует, что в рассматриваемой ситуации предъявленный НДС по товарам (работам, услугам), связанным с сооружением спорных объектов, подлежит принятию к вычету в соответствии с пп. 6 ст. 171 НК РФ с последующим его восстановлением на основании ст. 170 НК РФ в периоде передачи таких объектов органам власти.
Поскольку приобретение спорных работ обществом является необходимым условием для строительства объекта, предназначенного для последующего использования в операциях, являющихся объектом налогообложения по НДС, и ввода его в эксплуатацию, применение вычета по таким работам является правомерным, соответствующим ст. ст. 171,172 НК РФ.
Решение суда законно и обосновано. Оснований для его отмены нет.
Руководствуясь ст. ст. 110, 176, 266-269, 271 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.11.2011 по делу N А40-102721/11-115-318 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.С. Сафронова |
Судьи |
Л.Г. Яковлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку на момент проведения проверки и принятия оспариваемых решений указанные условия не выполняются (объекты не созданы, властные решения о передаче конкретного имущества не приняты), у заявителя отсутствуют основания для неприменения налогового вычета по спорным работам в размере 7 219,49 руб.
Кроме того, согласно пп. 2 п. 2 ст. 170 НК РФ суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в т.ч. по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам подлежат восстановлению в случае дальнейшего использования таких товаров (работ, услуг), в т.ч. основных средств и нематериальных активов, для осуществления операций, указанных в п. 2 ст. 110 НК РФ.
В соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 170 НК РФ суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в т.ч. основных средств и нематериальных активов, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, в случаях: "приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, для производства и (или) реализации (передачи) товаров (работ, услуг), операции по реализации (передаче) которых не признаются реализацией товаров (работ, услуг) в соответствии с п. 2 ст. 146 настоящего Кодекса, если иное не установлено настоящей главой.
Из анализа указанных норм следует, что в рассматриваемой ситуации предъявленный НДС по товарам (работам, услугам), связанным с сооружением спорных объектов, подлежит принятию к вычету в соответствии с пп. 6 ст. 171 НК РФ с последующим его восстановлением на основании ст. 170 НК РФ в периоде передачи таких объектов органам власти.
Поскольку приобретение спорных работ обществом является необходимым условием для строительства объекта, предназначенного для последующего использования в операциях, являющихся объектом налогообложения по НДС, и ввода его в эксплуатацию, применение вычета по таким работам является правомерным, соответствующим ст. ст. 171,172 НК РФ."
Номер дела в первой инстанции: А40-102721/2011
Истец: ООО "Офис-Центр"
Ответчик: ИФНС России N 43 по г. Москве