город Ростов-на-Дону |
|
13 февраля 2012 г. |
дело N А53-21242/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 февраля 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Ильиной М.В., Тимченко О.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Зобовой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу дачного некоммерческого товарищества "Дачник" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.12.2011 по делу N А53-21242/2011 (судья Жигало Н.А.) по заявлению дачного некоммерческого товарищества "Дачник" к администрации Волгодонского района Ростовской области при участии третьих лиц администрации Романовского сельского поселения Волгодонского района Ростовской области, администрации Потаповского сельского поселения Волгодонского района Ростовской области о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка,
при участии:
от заявителя: адвокат Невский И.А. (доверенность N 21-10-2011 от 21.10.2011), председатель ДНТ Струков Игорь Михайлович;
от заинтересованного лица: представитель Ладанова Е.Ф.(доверенность N 71 от 16.01.2012);
от третьих лиц: от администрации Романовского сельского поселения Волгодонского района Ростовской области не явился, извещен (уведомление N 34400246451128);
от администрации Потаповского сельского поселения Волгодонского района Ростовской области ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя;
УСТАНОВИЛ:
Дачное некоммерческое товарищество "Дачник" (далее товарищество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации Волгодонского района Ростовской области (далее администрация) о признании незаконным изложенного в письме от 16.09.2011 N 2790 отказа администрации в выборе, формировании и согласовании земельного участка для размещения дачного некоммерческого товарищества "Дачник", об обязании произвести действия по дальнейшему согласованию, выбору и предоставлению дачному некоммерческому товариществ у "Дачник" земельного участка с кадастровым номером 61:08:0600601:3641, расположенного по адресу: Ростовская область, Волгодонской район, примерно 0,5 км по направлению на северо-восток от ст. Романовская - для размещения дачного некоммерческого товарищества "Дачник".
Определением от 14.11.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Романовского сельского поселения Волгодонского района Ростовской области, Администрация Потаповского сельского поселения Волгодонского района Ростовской области.
Решением суда от 12.12.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд указал, что испрашиваемый земельный участок в соответствии со схемой территориального планирования Волгодонского района, находится в зоне, отведенной для размещения рекреационной территории. Товариществом также не соблюдены правила обращения с заявлением о предоставлении земельного участка, испрашиваемый размер превышает максимально возможный в 3,2 га, при том, что в число членов товарищества вошли жители Потаповского сельского поселения.
Дачное некоммерческое товарищество "Дачник" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просит судебный акт отменить, требования удовлетворить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что товариществом соблюден порядок, предусмотренный Законом N 66-ФЗ. Основаниями для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка могли быть лишь обстоятельства, прямо предусмотренные ст.15 Закона N 66-ФЗ, на день рассмотрения заявления товарищества зонирование в Волгодонском районе в соответствии со ст.85 ЗК РФ не проведено, статус охраняемой природной территории спорному участку не присвоен, земельный участок из оборота не исключен. Утвержденная собранием депутатов района Схема территориального планирования не имеет юридической силы, поскольку не согласована с уполномоченным органом исполнительной власти и оформляет этап на пути к утверждению правил землепользования и застройки. Товарищество соблюло порядок обращения к администрации Волгодонского района, которая распоряжается землями из фонда перераспределения земель, члены ДНТ являются жителями двух сельских поселений (станиц Романовской и Потаповской) Волгодонского района. Кадастровые работы в отношении спорного земельного участка проведены по заказу одного из учредителей ДНТ. Указание суда на размер испрашиваемого земельного участка не учитывает возможность приема иных лиц в состав товарищества, а также необходимость предусмотреть в составе земель товарищества земли общего пользования.
В отзыве на апелляционную жалобу администрация просит решение суда оставить без изменения, поскольку товарищество не обращалось с заявлением о выборе и формировании земельного участка, а просила предоставить уже сформированный земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения, который был полностью сформирован за счет администрации, что подтверждается межевым планом, кадастровым паспортом. Спорный земельный участок не предназначен для ведения дач, занятия садом, огородничеством, а согласно схем зонирования относится к рекреационной территории.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы апелляционной жалобы и возражений соответственно. представители третьих лиц в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьями 156, 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 19.08.2011 товарищество обратилось в Администрацию Волгодонского района с заявлением N 001 о выборе, формировании и согласовании земельного участка, ориентировочной площадью 8 га, расположенного примерно в 1 км от ст. Романовская на северо-восток на берегу р. Дон для размещения на данном земельном участке дачного некоммерческого товарищества, представив сведения об уже сформированном земельном участке площадью 88360 кв.м. из категории земель сельскохозяйственного назначения, кадастровый номер 61:08:0600601:3641, расположенный по адресу: Ростовская область, Волгодонский район, примерно в 0,5 км по направлению на северо-восток от ст. Романовская.
Письмом от 16.09.2011 N 2790 Администрация отказала в предоставлении испрашиваемого земельного участка, мотивируя отказ несоблюдением порядка действия, предусмотренного действующим законодательством, а именно отсутствием ходатайства органа местного самоуправления по месту жительства, а также указав, что с момента принятия правил землепользования и застройки Волгодонского района, которое планируется на декабрь 2011 года, в данной территориальной зоне планируется расположение зоны рекреационного назначения.
Полагая отказ незаконным, товарищество обратилось в арбитражный суд.
Основанием для признания незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Особенности предоставления в собственность и оборота садовых, огородных и дачных земельных участков урегулированы нормами Федерального закона N 66-ФЗ от 15.04.1998 "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ).
Порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается Земельным кодексом, Федеральным законом о садоводческих, огороднических и объединениях граждан (пункт 2 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, и устанавливает правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов.
Закон N 66-ФЗ предусматривает предварительное проведение зонирования территорий для определения мест размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений. Согласно статье 12 указанного Закона при зонировании территории определяются зоны, которые наиболее благоприятны для развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства исходя из природно-экономических условий, а также исходя из затрат на развитие межселенной социальной и инженерно-транспортной инфраструктур и в которых обеспечивается установление минимальных ограничений на использование земельных участков. Заказчиками схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений выступают органы местного самоуправления.
В соответствии со статьей 13 Закона N 66-ФЗ обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан.
При этом выбор и предоставление земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений урегулирован статьей 14 названного Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ, пунктом 2 которой предусмотрено, что орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (пункт 3 той же статьи Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ).
Далее пунктом 4 статьи 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ предусмотрено, что после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, предоставляются садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению как юридическому лицу в собственность. Общее собрание членов огороднического некоммерческого объединения вправе принять решение о закреплении за таким объединением как за юридическим лицом всех предоставленных ему земельных участков.
Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ на территории муниципального образования в соответствии с законодательством могут быть выделены зоны, в которых не предоставляются садовые, огородные и дачные земельные участки или ограничиваются права на их использование (особо охраняемые природные территории, территории с зарегистрированными залежами полезных ископаемых, особо ценные сельскохозяйственные угодья, резервные территории развития городских и других поселений, территории с развитыми карстовыми, оползневыми, селевыми и другими природными процессами, представляющими угрозу жизни или здоровью граждан, угрозу сохранности их имущества).
Из материалов дела не усматривается, что сторонами настоящего спора соблюдена процедура предоставления земельных участков, предусмотренная вышеназванными нормами закона.
Специальный закон предусматривает, что вновь создаваемым дачным некоммерческим объединениям земельный участок предоставляется бесплатно в соответствии с земельным законодательством в пределах установленных норм, либо за плату.
Согласно статье 33 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов (ч. 1).
Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи (ч. 2).
Учитывая, что предоставление земельных участков для ведения дачного хозяйства на бесплатной основе не может быть осуществлено на торгах, предоставление земельного участка в данных целях возможно путем предварительного согласования места размещения объекта.
Согласно статье 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (ч. 1).
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (ч. 2).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (ч. 5).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (ч. 6).
Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения (ч. 7).
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка (ч. 8).
Между тем, заявление о предоставлении товариществу земельного участка не соответствует требованиям части 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку не содержит сведений обосновывающих размер испрашиваемого земельного участка, что является существенным критерием для определения площади земельного участка для его бесплатного предоставления.
Заявителю, до подачи заявления о предоставлении земельного участка, надлежало обратиться с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, поскольку в силу статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации акт выбора земельного участка является основанием для принятия решения о предоставлении земельного участка.
При этом, данная норма понимается таким образом, что выбор земельного участка и предварительное согласование места размещения объекта, обусловлено только соблюдением части 2 статьи 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Суд первой инстанции с учетом положений статьи 8 Областного закона Ростовской области от 22.07.2003 N 19-ЗС "О регулировании земельных отношений в Ростовской области", устанавливающей предельные (минимальные и максимальные) размеры для дачного строительства - от 0,05 гектара до 0,2 гектара, правильно указано на необоснованность заявленного размера земельного участка (8га при количестве членов - 16 человек).
Поскольку органом местного самоуправления по месту жительства являются Романовское и Потаповское сельские поселения Волгодонского района, а органом, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, является муниципальное образование "Волгодонской район", то с ходатайством о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков в Администрацию Волгодонского района должно обратиться соответствующее сельское поселение Волгодонского района, а его запрашиваемая площадь, должна определяться исходя из норм, установленных Областным законом Ростовской области от 22.07.2003 N 19-ЗС "О регулировании земельных отношений в Ростовской области".
Принимая во внимание, что Товариществом не представлены доказательства возможности предоставления спорного земельного участка, исходя из его категории, целевого назначения, и испрашиваемого права с учетом положений статей 34, 81 Земельного кодекса РФ и норм Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ, суд апелляционной инстанции полагает, что Товарищество не доказало нарушения действиями Администрации своих прав и законных интересов.
При этом Товарищество не представило доказательств выполнения требований пунктов 1 - 3 статьи 14 Закона N 66-ФЗ, а именно не представлено ходатайство администрации по месту жительства граждан, членов ДНТ, в администрацию Волгодонского района о выборе спорного земельного участка; не представлены в суд варианты предоставления земельных участков, предлагавшиеся администрацией; не представлен список членов товарищества, сформированный администрацией.
Несоблюдение вышеуказанных требований расценивается судом в качестве обстоятельства, при котором у Администрации не возникло обязанности по предоставлению земельного участка.
Также апелляционным судом учтен довод Администрации о том, что испрашиваемый земельный участок согласно схемы территориального планирования Волгодонского района, утвержденной решением собрания депутатов Волгодонского района N 25 оть06.08.2010, отнесен для размещения рекреационной территории.Генеральный план Романоского сельского поселения Волгодонского района, утвержденный решением Собрания депутатов Волгодонского района N 9 от 31.03.2010, содержит положение о том, что рекреационная зона планируется в северо-восточной части станицы Романовская, на берегу реки Дон с размещением базы отдыха и яхтклуба. Решение о принятии генерального плана опубликовано в официальном источнике опубликования муниципальных правовых актов и размещено в сети "Интернет", проект прошел процедуру согласования, предусмотренную статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы основаны на неверном понимании норм материального права заявителем, апелляционный суд не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции.
Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права. Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.12.2011 по делу N А53-21242/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев с даты изготовления в полном объеме.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Принимая во внимание, что Товариществом не представлены доказательства возможности предоставления спорного земельного участка, исходя из его категории, целевого назначения, и испрашиваемого права с учетом положений статей 34, 81 Земельного кодекса РФ и норм Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ, суд апелляционной инстанции полагает, что Товарищество не доказало нарушения действиями Администрации своих прав и законных интересов.
При этом Товарищество не представило доказательств выполнения требований пунктов 1 - 3 статьи 14 Закона N 66-ФЗ, а именно не представлено ходатайство администрации по месту жительства граждан, членов ДНТ, в администрацию Волгодонского района о выборе спорного земельного участка; не представлены в суд варианты предоставления земельных участков, предлагавшиеся администрацией; не представлен список членов товарищества, сформированный администрацией.
Несоблюдение вышеуказанных требований расценивается судом в качестве обстоятельства, при котором у Администрации не возникло обязанности по предоставлению земельного участка.
Также апелляционным судом учтен довод Администрации о том, что испрашиваемый земельный участок согласно схемы территориального планирования Волгодонского района, утвержденной решением собрания депутатов Волгодонского района N 25 оть06.08.2010, отнесен для размещения рекреационной территории.Генеральный план Романоского сельского поселения Волгодонского района, утвержденный решением Собрания депутатов Волгодонского района N 9 от 31.03.2010, содержит положение о том, что рекреационная зона планируется в северо-восточной части станицы Романовская, на берегу реки Дон с размещением базы отдыха и яхтклуба. Решение о принятии генерального плана опубликовано в официальном источнике опубликования муниципальных правовых актов и размещено в сети "Интернет", проект прошел процедуру согласования, предусмотренную статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации."
Номер дела в первой инстанции: А53-21242/2011
Истец: Дачное некоммерческое товарищество "Дачник", ДНТ "Дачник"
Ответчик: Администрация Волгодонского района РО, Администрация Волгодонского района Ростовской области
Третье лицо: Администрация Потаповского сельского поселения Волгодонского района РО, Администрация Романовского сельского поселения Волгодонского района РО