город Ростов-на-Дону |
|
06 февраля 2012 г. |
дело N А32-5437/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 февраля 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Герасименко А.Н.,
судей Николаева Д.В., Н.В. Шимбаревой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хашукаевой А.Л.,
при участии:
от ЗАО ДСОЛ "Кавказ": Кобозева В.В., представитель по доверенности от 27.05.2011,
от налоговой инспекции: Сарычев К.И., представитель по доверенности (в деле); Селихов М.Ю., представитель по доверенности от 16.01.2012 г..,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России по городу-курорту Анапа Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.10.2011 по делу N А32-5437/2011 по заявлению закрытого акционерного общества Детский санаторно-оздоровительный лагерь "Кавказ" ИНН 230141974 к заинтересованному лицу ИФНС России по городу-курорту Анапа Краснодарского края о признании недействительным решения, принятое в составе судьи Гонзус И.П.,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество Детский санаторно-оздоровительный лагерь "Кавказ" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к ИФНС России по городу-курорту Анапа Краснодарского края (далее - заинтересованное лицо, налоговая инспекция) о признании недействительным решения N 14034/12012 от 14.02.11 в части доначисления недоимки по земельному налогу за 1 квартал 2010 г. в сумме 957 694 руб. и внесения исправлений в документы бухгалтерского и налогового учета.
Решением суда от 11.10.2011 г.. признано недействительным решение налоговой инспекции N 14-34/12012 от 14.02.11 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части пункта 2.1. - начисления обществу земельного налога по сроку уплаты 04.05.2010 г. - 957 694 руб., пункта 4 внесения необходимых исправления в документы бухгалтерского и налогового учета как противоречащее Налоговому кодексу Российской Федерации. Суд обязал налоговую инспекцию устранить допущенное нарушение прав заявителя - Закрытого акционерного общества Детский санаторно-оздоровительный лагерь "Кавказ" круглогодичного действия в 10-тидневный срок с даты вступления решения в законную силу.
ИФНС России по городу-курорту Анапа Краснодарского края обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила решение суда отменить, принять новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда отменить.
Представитель ЗАО ДСОЛ "Кавказ" поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией проведена камеральная налоговая проверка уточненного налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу за 1 квартал 2010 года, представленного ЗАО "Детский санаторно-оздоровительный лагерь "КАВКАЗ" 08.09.2010 г.
По результатам проверки составлен акт камеральной налоговой проверки N 14-33/11440 от 22.12.2010 г.
29.12.2010 г. Акт проверки от 22.12.2010 N 14-33/11440 и Уведомление N18001 от 22.12.2010 о вызове налогоплательщика для рассмотрения материалов проверки были направлены в адрес ЗАО ДСОЛ "Кавказ" почтой заказным письмом, которые получены представителем общества согласно почтовому уведомлению.
07.02.2011 г. в присутствии представителя заявителя по доверенности Кобозевой В.В. должностными лицами инспекции составлен протокол N 561 рассмотрения возражений налогоплательщика и материалов проверки.
14.02.2010 г. заместителем начальника инспекции принято оспариваемое решение N 14-34/12012 об отказе в привлечении ЗАО "Детский санаторно-оздоровительный лагерь "КАВКАЗ" к ответственности за совершение налогового правонарушения, обществу предложено уплатить недоимку по земельному налогу в сумме 957 694 рублей.
ЗАО ДСОЛ "Кавказ" обратилось с жалобой в Управление ФНС России по Краснодарскому краю.
Решением УФНС России по Краснодарскому краю от 28.03.2011 N 20-12-220 жалоба общества оставлена без удовлетворения, решение инспекции утверждено.
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в суд в порядке ст. 137-138 НК РФ.
Как видно из материалов дела, обществу на праве бессрочного пользования принадлежит земельный участок площадью 8,57 га, расположенный по адресу: г. Анапа, Пионерский проспект, 49, кадастровый номер 23:37:0107002:674, с целевым использованием - лечебно-оздоровительный центр.
Налогоплательщиком по земельному участку с кадастровым номером 23:37:107002:674 самостоятельно исчислена сумма авансового платежа по земельному налогу за 1 квартал 2010 г. в размере 124 689 руб., исходя из кадастровой стоимости равной 71 250 980 руб.
Инспекцией в ходе проверки произведено исчисление суммы авансового платежа по земельному налогу за 1 квартал 2010 г. исходя из кадастровой стоимости, полученной ИФНС России по городу-курорту Анапа Краснодарского края от органов Росреестра в электронном виде, по состоянию на 01.01.2010; при исчислении суммы налога налоговый орган исходил из кадастровой стоимости участка равной 618 504 613 руб.
В результате камеральной налоговой проверки произведено доначисление суммы земельного налога за 1 квартал 2010 г. в размере 957 694 руб.
При рассмотрении апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции руководствовался следующим.
В соответствии с п. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются земельный налог и арендная плата.
В силу п. 1 ст. 390 Налогового кодекса РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.
Пунктом 1 ст. 391 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 3 указанной статьи).
В соответствии с п. 14 ст. 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (в редакции Федерального закона РФ от 28.11.2009 г.. N 283-ФЗ).
В целях реализации положений пункта 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановлением от 07.02.2008 N 52 установило порядок доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков, согласно которому территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 Налогового кодекса РФ, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке статьи 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". Кроме того, указанным постановлением предусмотрено, что сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Таким образом, налогоплательщик обязан самостоятельно исчислить земельный налог, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, которая доводится до его сведения в порядке, определяемом органами местного самоуправления.
Согласно ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (с последующими изменениями), определено, что результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 10).
Пунктом 1 постановления главы администрации Краснодарского края от 21.12.2005 N 1213 департаменту имущественных отношений Краснодарского края делегированы полномочия по утверждению результатов государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с положениями п. 4 ст. 17 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", действовавшим в период возникновения спорных правоотношений, предусмотрено, что сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти, органов местного самоуправления.
Как следует из материалов дела, при расчете и доначислении обществу суммы земельного налога инспекцией была использована кадастровая стоимость земельного участка 618 504 613 рублей, установленная на основании сведений полученных из Управления Росреестра.
Судом апелляционной инстанции в порядке ст. 66 Арбитражного процессуального кодекса РФ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю истребован кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 23:37:0107002:674 и письменные пояснения о том, на основании какого нормативно-правого акта, определена кадастровой стоимость указанного участка, отраженная в кадастровом паспорте.
Из ответа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю следует, что кадастровая стоимость на первый квартал 2010 г.. указанного выше земельного участка составляет 618 504 613 руб. и определена на основании Решения арбитражного суда Краснодарского края от 05.11.2008 г.. по делу А32-9123/2008.
Суд апелляционной инстанции, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, пришел к выводу о том, что предоставленные Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю сведения о кадастровой стоимости земельного участка не могут приняты во внимание в виду следующего.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.11.2008, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2009 и постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19.08.2009, действия управления в части определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:37:0107002:0674, площадью 85 700 кв. м, расположенного по адресу: г. Анапа, Пионерский проспект, 49, по состоянию на 01.01.2007 и 01.01.2008 признаны незаконными. Суд обязал управление в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу привести в соответствие кадастровую стоимость спорного земельного участка. Судебные акты мотивированы неправомерностью применения управлением неопубликованного нормативного правового акта (распоряжение главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края", решение Совета г. Анапа от 25.10.2005
N 137 "Об установлении земельного налога на территории муниципального образования г. "Анапа") при расчете кадастровой стоимости земельного участка в 2007 году, использованием несогласованного удельного показателя кадастровой стоимости земель в 2008 году.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.07.2010 г. по делу N А32-50978/2009 признаны незаконными действия Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю по применению распоряжения главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" в части установления на 01.01.2009 кадастровой стоимости земельного участка площадью 85 700 кв. м, расположенного по адресу: г. Анапа, Пионерский проспект, 49, с кадастровым номером 23:37:01 07 002:674, равной 649 334 331,00 руб.; суд обязал Управление Росреестра в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу привести в соответствие кадастровую стоимость земельного участка площадью 85 700 кв. м, расположенного по адресу: г. Анапа, Пионерский проспект, 49, с кадастровым номером 23:37:01 07 002:674, указав ее стоимость 71 250 980 руб.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции не принимает во внимание ответ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю об отраженной в кадастровом паспорте кадастровой стоимости.
Суд апелляционной инстанции не принимает довод апелляционной жалобы о том, что в первом квартале 2010 г.. кадастровая стоимость земельного участка должна определяться на основании Распоряжения Главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 г. N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" так как распоряжением главы администрации Краснодарского края от 05.02.2010 N 57-р "О признании утратившим силу распоряжения главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202-р" отменено распоряжение главы администрации Краснодарского края "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края".
Постановление Главы администрации Краснодарского края от 05.02.2010 N 58 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Краснодарского края" опубликовано 08.02.2010, в связи с чем, не подлежит применению к спорному налоговому периоду по следующим основаниям.
Согласно ст. 5 Налогового кодекса РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Налоговый период по налогу на землю в соответствии с положениями ст. 393 Налогового кодекса РФ - календарный год.
Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Вместе с тем такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах.
Согласно с правовой позицией, изложенной в определении Конституционного суда от 03.02.2010 г.. N 165-О-О нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации
Таким образом, по состоянию на 01.01.2010 кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:37:0107002:674 нельзя признать установленной в сумме 618 504 613 рублей, что также подтверждается представленной в материалы дела сведениями налоговой инспекции о том, что кадастровая стоимость земельного участка на 2010 г.. равна 71 250 980 руб.
Суд первой инстанции обосновано указал, что доначисление налоговой инспекцией земельного налога является неправомерным, поскольку отсутствуют утвержденные показатели кадастровой стоимости земельного участка.
Если кадастровая стоимость земли не определена, для целей налогообложения применяется нормативная цена земли (п. 13 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
С учетом правовой позиции, изложенной в пункте 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 г. N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога", если кадастровая стоимость земельного участка на момент возникновения спорных правоотношений не установлена, арбитражным судам следует руководствоваться положениями статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 13 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в этом случае для целей налогообложения применяется нормативная цена земли.
Налоговая инспекция определение суммы земельного налога на основании нормативной цены земельного участка не производила.
Суд первой инстанции правильно указал, что в связи с отсутствием утвержденных на 01.01.2010 г. показателей кадастровой стоимости земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании, у заявителя не возникла обязанность по исчислению налога, исходя из неустановленной кадастровой стоимости земельного участка в размере 618 504 613 руб.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно признал незаконным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по городу-курорту Анапа Краснодарского края от 14.02.2011 N 14-34/12012 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления земельного налога в сумме 957 694 руб.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 АПК РФ), судом апелляционной инстанции не установлено, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.10.2011 по делу N А32-5437/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
А.Н. Герасименко |
Судьи |
Д.В. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно с правовой позицией, изложенной в определении Конституционного суда от 03.02.2010 г.. N 165-О-О нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации
...
Если кадастровая стоимость земли не определена, для целей налогообложения применяется нормативная цена земли (п. 13 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
С учетом правовой позиции, изложенной в пункте 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 г. N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога", если кадастровая стоимость земельного участка на момент возникновения спорных правоотношений не установлена, арбитражным судам следует руководствоваться положениями статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 13 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в этом случае для целей налогообложения применяется нормативная цена земли."
Номер дела в первой инстанции: А32-5437/2011
Истец: ЗАО Детский санаторно-оздоровительный лагерь "Кавказ", ЗАО ДСОЛ "Кавказ"
Ответчик: Инспекция ФНС по г. Анапа КК, ИФНС России по городу-курорту Анапа Краснодарского края
Хронология рассмотрения дела:
21.09.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10494/12
28.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10494/12
17.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10494/12
30.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10494/12
24.05.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2432/12
06.02.2012 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-13805/11
11.10.2011 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-5437/11
06.09.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5554/11
14.07.2011 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-6065/11