г. Тула |
|
13 февраля 2012 г. |
Дело N А23-4793/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.02.2012.
Полный текст постановления изготовлен 13.02.2012.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Еремичевой Н.В.,
судей: Тиминской О.А.,
Дорошковой А.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Атавиной В.Ю.,
при участии:
от УПФР (ГУ) в г. Калуге Калужской области (ОГРН 1024001180059, ИНН 4027052324): Гудилиной Т.В. - заместителя начальника отдела персонифицированного учета, администрирования страховых взносов, взаимодействия со страхователями и взыскания задолженности (доверенность от 26.01.2012 N 41), Ворониной Н.А. - главного специалиста-эксперта юридической группы (доверенность от 10.01.2012 N 2),
от ОСП по Московскому округу г. Калуги УФССП России по Калужской области (г. Калуга, ул. Марата, д. 7): Крахмаль Н.А. - главного специалиста-эксперта отдела правового обеспечения УФССП по Калужской области (доверенность от 22.12.2011 N 4003),
от ТСЖ "Московская 217" (ОГРН 1094028000978, ИНН 4028044679): не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу отдела судебных приставов по Московскому округу г. Калуги УФССП России по Калужской области на решение Арбитражного суда Калужской области от 07 декабря 2011 года по делу N А23-4793/2011 (судья Аникина Е.А.),
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калуге Калужской области (ОГРН 1024001180059, ИНН 4027052324) (далее по тексту - УПФР (ГУ) в городе Калуге, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании незаконными действий судебного пристава - исполнителя отдела судебных приставов по Московскому округу города Калуги Управления Федеральной службы судебных приставов по Калужской области Ибрагимовой Л.В. (г. Калуга, ул. Марата, д. 7) (далее по тексту - ОСП по Московскому округу г. Калуги УФССП России по Калужской области, судебный пристав-исполнитель) и об отмене постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства от 25.10.2011.
К участию в деле привлечено ТСЖ "Московская 217" (ОГРН 1094028000978, ИНН 4028044679).
Решением Арбитражного суда Калужской области от 07.12.2011 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, ОСП по Московскому округу г. Калуги УФССП России по Калужской области обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, на невыяснение судом всех обстоятельств, имеющих существенное значение для разрешения спора, и принять по делу новый судебный акт.
УПФР (ГУ) в городе Калуге Калужской области, ТСЖ "Московская 217" отзывы на апелляционную жалобу не представили.
ТСЖ "Московская 217" своих представителей в судебное заседание не направило, надлежащим образом извещено о месте и времени судебного заседания.
На основании ст.ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось в отсутствие представителей указанного лица, участвующего в деле.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав пояснения представителей сторон, явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, УПФР (ГУ) в г. Калуге Калужской области 19.10.2011 принято постановление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя) N 05002590010780, согласно которому за счет имущества ТСЖ "Московская 217" подлежит взысканию недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 100 рублей.
Данное постановление с приложением справки об отсутствии информации о счетах плательщика 24.10.2011 было направлено Фондом для исполнения в ОСП по Московскому округу г. Калуги УФССП России по Калужской области.
Постановлением от 25.10.2011 судебный пристав-исполнитель отказал в возбуждении исполнительного производства на основании указанного постановления Фонда, мотивируя тем, что УПФР (ГУ) в г. Калуге Калужской области не приложило документы, содержащие отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов, в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения УПФР (ГУ) в г. Калуге Калужской области в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что постановление Фонда о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя) от 19.10.2011 N 05002590010780 является исполнительным документом в силу п. 8 ч. 1 ст.12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в связи с чем у УПФР (ГУ) в г. Калуге Калужской области при направлении судебному приставу-исполнителю данного постановления для принудительного взыскания долга с должника отсутствовала обязанность представлять доказательства того, что им осуществлялся розыск счетов должника и направлялись запросы о расчетных счетах страхователя в налоговые органы в случае отсутствия таковых у Пенсионного фонда Российской Федерации.
С указанным выводом суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не может согласиться.
Перечень исполнительных документов, на основании которых судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство, установлен статьей 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее по тексту - Закон об исполнительном производстве).
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 12 названного Закона к исполнительным документам отнесены акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.
Пунктом 8 части 1 статьи 12 Закона об исполнительном производстве определено, что к исполнительным документам также отнесены акты других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом.
В силу п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды возложен на Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
Следовательно, постановление УПФР (ГУ) в г. Калуге Калужской области от 19.10.2011 N 05002590010780 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя) относится к исполнительным документам органов, осуществляющих контрольные функции (п. 5 ч.1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве), а не к актам других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом (п. 8 ч. 1 ст. 12 названного Закона).
Вместе с тем ошибочный вывод суда первой инстанции о том, что постановление Фонда от 19.10.2011 N 05002590010780 является исполнительным документом в силу п. 8 ч. 1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве, не привел к принятию судом в итоге неправильного решения по делу исходя из следующего.
Порядок принудительного взыскания недоимки по страховым взносам, а также пеням и штрафам установлен ст.ст. 19, 20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
В частности, п. 1 ст. 19 названного Закона предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Пунктом 14 статьи 19 данного Закона определено, что при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона, то есть за счет имущества.
Таким образом, орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы, пени и штрафы за счет имущества плательщика страховых взносов как при недостаточности или отсутствии денежных средств на его счетах, так и при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов.
Как указано выше, акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств будут являться исполнительными документами только в том случае, если к ним приложены документы, содержащие отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.
Указанные документы могут быть приложены к постановлению органа контроля за уплатой страховых взносов в том случае, если данное постановление вынесено им в порядке ст. 20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в связи с недостаточностью или отсутствием денежных средств на счетах плательщика страховых взносов.
В то же время п. 5 ч. 1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве не определены требования, которые должны предъявляться к постановлению органа, осуществляющего контрольные функции, принятому в порядке ст. 20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, в случае отсутствия информации о счетах плательщика страховых взносов.
В абзаце 2 пункта 3.1.1. Соглашения о взаимодействии Пенсионного Фонда Российской Федерации и Федеральной службы судебных приставов, их территориальных органов при принудительном исполнении постановлений Пенсионного фонда Российской Федерации и иных исполнительных документов от 21.01.2011 N АД-30-33/01сог/12/01-1 определено, что при направлении постановлений территориальных органов ПФР, вынесенных в связи с отсутствием информации о счетах плательщика страховых взносов, к постановлениям территориальных органов ПФР прилагается справка об отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов, составленная территориальными органами ПФР на основании полученных из регистрирующего органа выписок из Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, а также полученных сведений от банков и плательщиков страховых взносов в установленном порядке.
Согласно ч. 8 ст. 30 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
В соответствии с п. 4 ч. 1 статьи 31 названного Закона судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если исполнительный документ не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным статьей 13 данного Федерального закона.
Из материалов дела следует и установлено судом, что совместно с постановлением о взыскании страховым взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов от 19.10.2011 N 05002590010780 УПФР (ГУ) в г. Калуге Калужской области в ОСП по Московскому округу г. Калуги Калужской области представило справку об отсутствии информации о счетах плательщика в банках.
Из содержания данной справки Фонда следует, что она составлена территориальными органами ПФР на основании полученной из регистрирующего органа выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, как того требует вышеуказанное Соглашение от 21.01.2011 N АД-30-33/01сог/12/01-1.
В подтверждение использования при составлении упомянутой справки данных, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, УПФР (ГУ) в г. Калуге Калужской области представило в материалы дела выписку из ЕГРЮЛ.
Из указанной выписки, действительно, следует, что информация о расчетных счетах должника - ТСЖ "Московская 217", в ЕГРЮЛ не вносилась.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что в соответствии с подпунктом "б" пункта 12 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438, основанием для включения в книгу учета государственной регистрации информации являются документы, содержащие сведения, подлежащие внесению в государственный реестр, только при поступлении их от государственных органов, банков, органов государственных внебюджетных фондов и судов.
Следовательно, в случае непредставления банком в регистрирующий орган сведений о счетах налогоплательщика данная информация не будет отражена в Едином государственном реестре юридических лиц.
Таким образом, отсутствие в выписке из ЕГРЮЛ строки "расчетные счета" свидетельствует ни о том, что данная выписка содержит неполную информацию, а о том, что такие сведения у налогового органа отсутствуют.
Поскольку, как установлено выше, УПФР (ГУ) в г. Калуге Калужской области при направлении в ОСП по Московскому округу г. Калуги УФССП России по Калужской области постановления от 19.10.2011 N 05002590010780, вынесенного в связи с отсутствием информации о счетах плательщика страховых взносов, прилагалась предусмотренная Соглашением от 21.01.2011 N АД-30-33/01сог/12/01-1 справка об отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов, то суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные Фондом требования.
Доводов, способных повлечь отмену обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 07.12.2011 по делу N А23-4793/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу отдела судебных приставов по Московскому округу г. Калуги УФССП России по Калужской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном ч. 1 ст. 275 АПК РФ.
Председательствующий |
Н.В. Еремичева |
Судьи |
О.А. Тиминская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как указано выше, акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств будут являться исполнительными документами только в том случае, если к ним приложены документы, содержащие отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.
Указанные документы могут быть приложены к постановлению органа контроля за уплатой страховых взносов в том случае, если данное постановление вынесено им в порядке ст. 20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в связи с недостаточностью или отсутствием денежных средств на счетах плательщика страховых взносов.
В то же время п. 5 ч. 1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве не определены требования, которые должны предъявляться к постановлению органа, осуществляющего контрольные функции, принятому в порядке ст. 20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, в случае отсутствия информации о счетах плательщика страховых взносов.
...
Согласно ч. 8 ст. 30 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
...
В подтверждение использования при составлении упомянутой справки данных, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, УПФР (ГУ) в г. Калуге Калужской области представило в материалы дела выписку из ЕГРЮЛ.
Из указанной выписки, действительно, следует, что информация о расчетных счетах должника - ТСЖ "Московская 217", в ЕГРЮЛ не вносилась.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что в соответствии с подпунктом "б" пункта 12 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438, основанием для включения в книгу учета государственной регистрации информации являются документы, содержащие сведения, подлежащие внесению в государственный реестр, только при поступлении их от государственных органов, банков, органов государственных внебюджетных фондов и судов."
Номер дела в первой инстанции: А23-4793/2011
Истец: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калуге Калужской области, Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в городе Калуге Калужской области
Ответчик: Отдел судебных приставов по Московскому округу г. Калуги УФССП по Калужскй области, Отдел судебных приставов по Московскому округу г. Калуги УФССП России по Калужской области, Судебный пристав-исполнитель ОСП по Московскому округу г. Калуги УФССП России по Калужской области Ибрагимова Л. В.
Третье лицо: ТСЖ "Московская 217", Управление ФССП по Калужской области