г. Тула |
|
13 февраля 2012 г. |
Дело N А62-3881/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 февраля 2012 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Игнашиной Г.Д.,
судей Тучковой О.Г., Стахановой В.Н.,
по докладу судьи Игнашиной Г.Д.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Косаревой Е.Н.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области и ИП Львова Д.И.
на решение Арбитражного суда Смоленской области от 21.11.2011 по делу N А62-3881/2011 (судья Печорина В.А.), принятое
по заявлению ИП Залицаева Е.В. (ОГРН 305673125600019, ИНН 672900480805)
к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области (ОГРН 1026701437212, ИНН 6730042526),
3-и лица: Администрация города Смоленска (ОГРН 1026701449719, ИНН 6730012070), ИП Якушков С. А. (ОГРН 304673135200244, ИНН 672900453544), ИП Кан А. Р. (ОГРН 304673128600589, ИНН 741700286150), ИП Львов Д.И. (ОГРН 306673103000052, ИНН 673100371213),
о признании незаконным отказа в обеспечении выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения на нем объекта капитального строительства (письмо от 02.06.2011 N 9720/08) и обязании направить документы,
при участии:
от заявителя: не явились, извещены надлежаще,
от ответчика: не явились, извещены надлежаще,
от 3-х лиц: не явились, извещены надлежаще,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Залицаев Е.В. (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее - Департамент) о признании незаконным решения (письмо от 02.06.2011 N 9720/08) об отказе в обеспечении выбора земельного участка предполагаемой площадью 250 кв.м в г. Смоленске, по улице Багратиона, около дома N 12 и в предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства и обязании ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя путем направления заявления Предпринимателя от 09.11.2010 и приложенных к нему документов в администрацию г. Смоленска.
Решением суда первой инстанции от 21.11.2011 требования удовлетворены.
Департамент и ИП Львов Д.И. обжаловали решение суда в апелляционном порядке и просят это решение отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Как установлено судом, 09.11.2010 заявитель обратился в Департамент с заявлением об обеспечении выбора земельного участка предполагаемой площадью 250 кв.м в г.Смоленске, по улице Багратиона, около дома N 12, для размещения объекта капитального строительства - объекта торгово-бытового обслуживания.
Письмом от 02.06.2011 N 9720/08 Департамент указал на невозможность осуществления выбора земельного участка, поскольку на указанном участке без оформления правоустанавливающих документов на землю находятся временные сооружения (торговые павильоны, автомат для продажи кофе), принадлежащие индивидуальным предпринимателям Львову Д.И., Кан А.Р., Якушкову С.Н.
Не согласившись с указанным отказом, Предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с п. 3 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
В силу пункта пятого статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) проведение работ по формированию земельного участка;
3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 указанного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
В соответствии с пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 данного Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт пятый статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с Законом Смоленской области от 08.02.2007 N 1-з "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске", постановлением администрации Смоленской области N 86 от 20.02.2009 полномочия по распоряжению земельными участками на территории г. Смоленск возложены на Департамент.
В силу раздела 5 постановления администрации Смоленской области от 27.04.2009 N 243 "Об утверждении Порядка организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске" лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка для целей, связанных со строительством, обращаются в уполномоченный орган с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое заявителем место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок (п. 5.1).
Уполномоченный орган в тридцатидневный срок со дня приема документов от заявителя направляет в администрацию города Смоленска обращение об обеспечении выбора земельного участка. В течение четырнадцати рабочих дней со дня поступления из администрации города Смоленска документов и материалов по выбору земельного участка, оформленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, либо уведомляет заявителя об отказе в размещении объекта.
В случае отсутствия вариантов размещения объекта уполномоченный орган в тридцатидневный срок направляет заявителю мотивированный отказ в размещении объекта (п. 5.3).
Таким образом, из анализа данных положений следует, что в случае соответствия поданной заинтересованным лицом заявки установленным требованиям уполномоченный орган обязан обратиться в орган местного самоуправления по вопросу выбора земельного участка для строительства, поскольку вопросы выбора земельного участка относятся исключительно к компетенции органа местного самоуправления.
Мотивированный отказ в предварительном согласовании места размещения объекта может быть вынесен уполномоченным органом после получения от органа местного самоуправления данных об отсутствии вариантов размещения объекта.
Как установлено судом и ответчиком не оспаривается, претензий к оформлению заявления Предпринимателя об осуществлении процедуры выбора земельного участка и приложенных к заявлению документов не имеется.
Таким образом, Департамент в силу прямого указания п. 5.3 названного Порядка обязан был в тридцатидневный срок со дня приема документов от заявителя направить в администрацию города Смоленска обращение об обеспечении выбора земельного участка.
Вместе с тем, письмом от 02.06.2011 N 9720/08 Департамент указал на невозможность осуществления выбора земельного участка, то есть фактически отказал заявителю в обеспечении выбора земельного участка, в то время как такое решение, в силу п. 5.3 названного Порядка, могло быть принято ответчиком исключительно после поступления из администрации города Смоленска документов и материалов по выбору земельного участка, оформленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, Департаментом допущено нарушение п. 5.3 Порядка, выразившееся в несоблюдении процедуры обеспечения выбора земельного участка.
Названный отказ также нарушает права и законные интересы заявителя в экономической сфере, так как препятствует предоставлению Предпринимателю земельного участка для осуществления последним экономической деятельности.
В своей апелляционной жалобе Департамент указывает, что предоставление Предпринимателю испрашиваемого земельного участка невозможно ввиду нахождения на указанном земельном участке нестационарных объектов торговли, принадлежащих иным лицам.
ИП Львов Д.И. в своей жалобе также ссылается на то, что в настоящее время рассматривается вопрос о предоставлении в аренду части испрашиваемого заявителем земельного участка под размещение принадлежащих ему объектов торговли.
Эти доводы не могут быть приняты судом во внимание по следующим основаниям.
Данные обстоятельства в рассматриваемом случае не имеют существенного значения для дела, поскольку, как указано выше, нарушение Департаментом п. 5.3 Порядка выразилось в том, им было отказано в осуществлении выбора земельного участка без направления в администрацию города Смоленска обращения об обеспечении выбора земельного участка и получения оттуда соответствующих документов, в то время как направление такого обращения и получение документов обязательно.
Кроме того, как правильно отметил суд первой инстанции, нестационарные торговые объекты, принадлежащие третьим лицам, размещены на земельном участке без оформления правоустанавливающих документов на землю, в связи с чем земельный участок юридически считается свободным от прав третьих лиц.
Также необходимо учитывать, что положения ст.ст. 30, 31 ЗК РФ предусматривает возможность выбора нескольких вариантов места размещения объектов и конфигурации земельного участка, вследствие чего земельный участок может быть предоставлен Предпринимателю с учетом, в частности, наличия на нем объектов, принадлежащих третьим лицам.
При этом суд отмечает, что согласно представленной в материалы дела регистрационной карте заявителя заявка о предоставлении земельного участка в аренду подана ИП Львовым Д.И. 23.08.2011, то есть после даты обжалуемого отказа, вследствие чего это обстоятельство не могло послужить его причиной.
Довод жалобы ИП Львова Д.И. о том, что суд необоснованно сослался на постановление администрации Смоленской области от 19.03.2007 N 92, которое признано утратившим в силу в связи с изданием постановления администрации Смоленской области от 27.04.2009 N 243, отклоняется.
В основу принятого судом первой инстанции решения положено постановление администрации Смоленской области от 27.04.2009 N 243. Ссылка суда на постановление администрации Смоленской области от 19.03.2007 N 92 является следствием технической ошибки и не может служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Таким образом, судом первой инстанции установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения. Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам ч.4 ст.270 АПК РФ отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 21.11.2011 по делу N А62-3881/2011 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Кассационная жалоба на постановление суда подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Г.Д. Игнашина |
Судьи |
В.Н. Стаханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт пятый статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
...
ИП Львов Д.И. в своей жалобе также ссылается на то, что в настоящее время рассматривается вопрос о предоставлении в аренду части испрашиваемого заявителем земельного участка под размещение принадлежащих ему объектов торговли.
Эти доводы не могут быть приняты судом во внимание по следующим основаниям.
Данные обстоятельства в рассматриваемом случае не имеют существенного значения для дела, поскольку, как указано выше, нарушение Департаментом п. 5.3 Порядка выразилось в том, им было отказано в осуществлении выбора земельного участка без направления в администрацию города Смоленска обращения об обеспечении выбора земельного участка и получения оттуда соответствующих документов, в то время как направление такого обращения и получение документов обязательно.
Кроме того, как правильно отметил суд первой инстанции, нестационарные торговые объекты, принадлежащие третьим лицам, размещены на земельном участке без оформления правоустанавливающих документов на землю, в связи с чем земельный участок юридически считается свободным от прав третьих лиц.
Также необходимо учитывать, что положения ст.ст. 30, 31 ЗК РФ предусматривает возможность выбора нескольких вариантов места размещения объектов и конфигурации земельного участка, вследствие чего земельный участок может быть предоставлен Предпринимателю с учетом, в частности, наличия на нем объектов, принадлежащих третьим лицам."
Номер дела в первой инстанции: А62-3881/2011
Истец: ИП Залицаев Евгений Витальевич
Ответчик: Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области
Третье лицо: Администрация города Смоленска, ИП Кан Арбит Романович, ИП Львов Д. И,, ИП Якушков Сергей Александрович
Хронология рассмотрения дела:
19.09.2012 Определение Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3593/12
21.06.2012 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-2393/12
13.02.2012 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-6712/11
13.02.2012 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-6713/11