г. Санкт-Петербург |
|
21 февраля 2012 г. |
Дело N А56-38708/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 февраля 2012 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дмитриевой И.А.
судей Згурской М.Л., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Брюхановой И.Г.
при участии:
от заявителя: Разуленко О.А. по доверенности от 23.01.2012 N 33;
от ответчика: Лазаренко Ю.В. по доверенности от 10.01.2012.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22890/2011) ЗАО "СЕРВИС" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.10.2011 по делу N А56-38708/2011 (судья Соколова С.В.), принятое
по заявлению ЗАО "СЕРВИС"
к Межрайонной ИФНС России N 12 по Санкт-Петербургу
о признании недействительным решения N 6 от 28.01.2011
установил:
Закрытое акционерное общество "СЕРВИС" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 12 по Санкт-Петербургу (далее - ответчик, Инспекция, налоговый орган) от 28.06.2011 N 6 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда первой инстанции от 28.10.2011 в удовлетворении требований Обществу отказано.
В апелляционной жалобе Общество просит отменить названное решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель налогового органа их отклонил.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции установил:
Инспекцией была проведена камеральная налоговая проверка представленной Обществом декларации по земельному налогу за 2008 года, по результатам которой Инспекцией составлен акт от 16.12.2010 N 1928.
При проведении проверки представленной Обществом декларации по земельному налогу за 2008 год Инспекция установила, что в нарушении подпункта 2 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиком была неправильно исчислена налоговая база в результате занижения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 78:21165:8.
28.01.2011 налоговым органом принято решение N 6, согласно которому заявителю доначислен земельный налог в сумме 272 046 руб., начислены пени в размере 62 307 руб. 59 коп., а также Общество привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 54 409 руб. 29 коп. и по статье 119 НК РФ в виде штрафа 100 802 руб. 40 коп.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу от 04.04.2011 N 16-13/11135 апелляционная жалоба Общества оставлена без удовлетворения.
Общество, не согласившись с решением Инспекции от 28.01.2011 N 6 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения со ссылкой на Положение о территориальном планировании содержащемся в генеральном плане Санкт-Петербурга, утвержденном Законом Санкт-Петербурга от 22.12.2005 N 728-99, оспорило его в судебном порядке.
Апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы налогоплательщика.
В соответствии со статьей 387 НК РФ земельный налог является местным налогом, устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Согласно пункту 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Статьей 390 НК РФ урегулировано, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в силу статьи 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 396 НК РФ сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода (календарного года) как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
При этом налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра.
В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с пунктом 2 этой же статьи не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
31.10.2010 Общество представило налоговую декларацию по земельному налогу за 2008 год. Исчисление земельного налога осуществлялось Обществом исходя из кадастровой стоимости земельного участка равной 4 264 147 руб. (853 руб. / м2 х 4 999 м2), определенной налогоплательщиком с учетом кадастровой стоимости 1 кв.м земли в кадастровом квартале N 21165 с видом функционального использования земли "земли под объектами оздоровительного и рекреационного назначения". По мнению заявителя ставка земельного налога составила 1,5 процента, таким образом, сумма налога, исчисленная к уплате по декларации за 2008 год, составила 63 962 руб.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, поселок Солнечное, улица Колхозная, участок 15 с кадастровым номером 78:21165:8, площадью 4999 м2 на основании свидетельства о праве постоянного (бессрочного) пользования N 2 от 24.09.1993.
Согласно пункту 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения земельными участками возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ).
Статьей 2 Закона N 122-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав (далее - ЕГРП).
Обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие Закона N 122-ФЗ (пункт 2 статьи 4 Закона N 122-ФЗ).
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" (далее - Постановление N 54) разъяснил, что при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога, судам следует учитывать, что плательщиками данного налога являются также лица, хотя и не упомянутые в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации среди возможных обладателей права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, однако на основании пункта 3 этой статьи сохраняющие указанное право, возникшее до введения в действие названного Кодекса.
В пункте 4 Постановления N 54 указано, что с учетом положений пункта 1 статьи 6 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и пункта 9 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" на основании пункта 1 статьи 388 НК РФ плательщиком земельного налога признается также лицо, чье право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок удостоверяется актом (свидетельством или другими документами) о праве этого лица на данный земельный участок, выданным уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания такого акта.
Свидетельство от 24.09.1993 о праве бессрочного пользования на постоянное пользование на спорный земельный участок, выданное на основании Распоряжения главы администрации Сестрорецкого района г. Санкт-Петербурга от 05.04.1993 N 226 удостоверяет право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком 4999 м2 под строительство станции технического обслуживания и имеет равную юридическую силу с записями о государственной регистрации прав (том 1, л.д. 58-59).
В пункте 2 Постановления N 54 указано, что объект налогообложения возникнет только тогда, когда конкретный земельный участок будет сформирован.
На основании статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Подтверждением наличия у налогоплательщика обязанности по уплате земельного налога в отношении земельного участка должны являться данные государственного земельного кадастра, с 01.03.2008 - государственного кадастра недвижимости.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В соответствии с совместным приказом Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по городу Санкт-Петербургу и Комитета по земельным ресурсам и землеустройству от 20.11.2006 N 111/120 "О внесении изменений в Классификатор п. 1.13 "Разрешенное использование (назначение)" версии 11 (пункт 4.1), именно Комитет по земельным ресурсам и землеустройству (далее - КЗРиЗу) определяет вид разрешенного использования земельных участков. В соответствии с пунктом 7 данного Приказа КЗРиЗу проверяет сведения о земельных участках, составляет таблицу соответствия видов разрешенного использования и подготавливает документы для Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по городу Санкт-Петербургу для внесения сведений в Единый государственный реестр земель. В свою очередь, Управление Роснедвижимости, получив сведения о видах разрешенного использования из КЗРиЗу, в соответствии с пунктом 10 данного совместного Приказа вносит сведения о разрешенных видах использования земельных участков.
Предоставление сведений и ведение государственного земельного кадастра осуществляется в отношении вида разрешенного использования земельного участка на основании сведений, получаемых из КЗРиЗу.
Согласно справке Управления землеустройства КЗРиЗ Санкт-Петербурга земельный участок, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, поселок Солнечное, улица Колхозная, участок 15 с кадастровым номером 78:21165:8 относится к категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования в соответствии со сведениями Единого государственного реестра земель - для размещения объектов транспорта (под предприятия автосервиса), кадастровая стоимость 4481 руб. за м2, цена земельного участка - 22 400 519 руб. (том 1, л.д. 62).
Следовательно КЗРиЗу определен вид разрешенного использования - для размещения объектов транспорта (под предприятия автосервиса).
При этом, в соответствии с пунктом 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости.
Кадастровая стоимость земли на территории Санкт-Петербурга была определена Приложением к Постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 28.11.2006 N 1432 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель в Санкт-Петербурге" (далее - Приложение).
Согласно сведениям, поступившим в налоговый орган из Управления Роснедвижимости по Санкт-Петербургу, Обществу принадлежит земельный участок с кадастровым номером 78:21165:8 на основании Свидетельства о праве постоянного (бессрочного) пользования N 2 от 24.09.1993.
По данным Управления Роснедвижимости по Санкт-Петербургу указанному земельному участку на 2008 год был установлен вид разрешенного использования: "для размещения объектов транспорта (под предприятия автосервиса)". Площадь земельного участка - 4999 м2.
Кадастровая стоимость земельного участка за 2008 год составила 22 400 519 руб. (4441 руб. / м2 х 4999 м2).
Кадастровая выписка о земельном участке, составленная в отношении спорного земельного участка, содержит информацию о наличии сведений о регистрации прав в государственный кадастр недвижимости 04.03.2002 и кадастровой стоимости на 15.05.2008 в размере 22 400 519 руб. (том 1, л.д. 75).
Апелляционный суд также отклоняет довод Общества о необходимости применения при исчислении земельного налога такого показателя как вид функционального использования земли "земли под объектами оздоровительного и рекреационного назначения".
Изменение вида разрешенного использования земельного участка влечет за собой изменение кадастровой стоимости земельного участка.
Документов, свидетельствующих об изменении разрешенного использования названного земельного участка, в материалах дела не имеется.
Положение о территориальном планировании содержащемся в генеральном плане Санкт-Петербурга, утвержденном Законом Санкт-Петербурга от 22.12.2005 N 728-99, а также письмо Комитета по градостроительству и архитектуре (том 1, л.д. 49) не могут служить доказательством изменения вида разрешенного землепользования в спорном периоде.
В письмах от 05.09.2006 N 03-06-02-02/120 и от 16.08.2007 N 03-05-07-02/81 Министерство финансов России разъяснило, что налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка, определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода (в том числе в зависимости от перевода земель из одной категории в другую, изменения вида разрешенного использования земельного участка), если не произошло изменений результатов государственной кадастровой оценки земли вследствие исправления технических ошибок, судебного решения и т.п., внесенных обратным числом на указанную дату.
При этом, при переводе земельного участка, принадлежащего налогоплательщику, в течение календарного года из одной категории земель в другую, это изменение не влияет на определение налоговой базы, которая применяется для исчисления земельного налога в текущем налоговом периоде.
Если же изменение в результатах государственной кадастровой оценки земли произошло вследствие исправления технических ошибок, судебного решения и т.п., внесенных обратным числом на 1 января года, являющегося налоговым периодом, налоговая ставка по земельному налогу подлежит применению с учетом такого исправления.
Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости в письме от 21.04.2006 N ВК/0556 разъяснило, что под технической ошибкой, допущенной при ведении государственного земельного кадастра, следует понимать ошибку, приведшую к несоответствию сведений, внесенных в основные документы государственного земельного кадастра - Единый государственный реестр земель, дежурные кадастровые карты (планы), данным, содержащимся в представленных заявителем документах, явившихся основанием для внесения этих сведений в государственный земельный кадастр.
Правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга были утверждены Законом Санкт-Петербурга "О правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" N 29-10 от 16.02.2009.
Управлением Роснедвижимости по городу Санкт-Петербургу изменения в части вида разрешенного использования данного земельного участка не вносились в 2008 году.
Таким образом, в спорный период (2008 год) разрешенное использование (назначение) спорного земельного участка определено "для размещения объектов транспорта (под предприятия автосервиса)".
Согласно пункта 3 статьи 2 Закона Санкт-Петербурга от 28.11.2005 N 611-86 "О земельном налоге в Санкт-Петербурге о внесении дополнения в закон: Санкт-Петербурга "О налоговых льготах" ставка земельного налога для данного участка установлена в размере 1,5 процента от его кадастровой стоимости. Сумма налога к уплате за 2008 год составит: 1,5% х 22 400 519,00 = 336 008,00 руб.
Вместе с тем, Общество исчислило земельный налог за 2008 год, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, равной 4 264 147 руб., определенной налогоплательщиком с учетом кадастровой стоимости 1 м2 земли в кадастровом квартале N 21165 с видом функционального использования земли "земли под объектами оздоровительного и рекреационного назначения", установленной постановлением N 1432 в сумме 853 руб.
Таким образом, налогоплательщик занизил сумму земельного налога за 2008 год на 272 046,00 руб. (336 008 руб. - 63 962 руб. = 272 046 руб.).
Доначисление налоговым органом земельного налога, пени и налоговых санкций по пункту 1 статьи 122 и статьи 119 НК РФ правомерно.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого решения и отказывает в удовлетворении апелляционной жалобы.
При принятии решения от 28.10.2011 суд первой инстанций полно установил фактические обстоятельства дела, правильно применил нормы материального права и не допустил каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.10.2011 по делу N А56-38708/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.А. Дмитриева |
Судьи |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно справке Управления землеустройства КЗРиЗ Санкт-Петербурга земельный участок, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, поселок Солнечное, улица Колхозная, участок 15 с кадастровым номером 78:21165:8 относится к категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования в соответствии со сведениями Единого государственного реестра земель - для размещения объектов транспорта (под предприятия автосервиса), кадастровая стоимость 4481 руб. за м2, цена земельного участка - 22 400 519 руб. (том 1, л.д. 62).
Следовательно КЗРиЗу определен вид разрешенного использования - для размещения объектов транспорта (под предприятия автосервиса).
При этом, в соответствии с пунктом 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости.
...
В письмах от 05.09.2006 N 03-06-02-02/120 и от 16.08.2007 N 03-05-07-02/81 Министерство финансов России разъяснило, что налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка, определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода (в том числе в зависимости от перевода земель из одной категории в другую, изменения вида разрешенного использования земельного участка), если не произошло изменений результатов государственной кадастровой оценки земли вследствие исправления технических ошибок, судебного решения и т.п., внесенных обратным числом на указанную дату.
...
Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости в письме от 21.04.2006 N ВК/0556 разъяснило, что под технической ошибкой, допущенной при ведении государственного земельного кадастра, следует понимать ошибку, приведшую к несоответствию сведений, внесенных в основные документы государственного земельного кадастра - Единый государственный реестр земель, дежурные кадастровые карты (планы), данным, содержащимся в представленных заявителем документах, явившихся основанием для внесения этих сведений в государственный земельный кадастр.
...
Доначисление налоговым органом земельного налога, пени и налоговых санкций по пункту 1 статьи 122 и статьи 119 НК РФ правомерно."
Номер дела в первой инстанции: А56-38708/2011
Истец: ЗАО "СЕРВИС"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N12 по Санкт-Петербургу
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и катрографии по Санкт-Петербургу
Хронология рассмотрения дела:
22.11.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-170/12
11.07.2012 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-10659/12
28.05.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-170/12
21.02.2012 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-22890/11