Распоряжение Правительства РФ от 18 января 2003 г. N 69-р
1. Одобрить Концепцию развития лесного хозяйства Российской Федерации на 2003-2010 годы (прилагается).
2. Федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при планировании и осуществлении мероприятий по вопросам развития лесного хозяйства учитывать положения Концепции, одобренной настоящим распоряжением.
Председатель Правительства |
М. Касьянов |
Концепция
развития лесного хозяйства Российской Федерации на 2003-2010 годы
(одобрена распоряжением Правительства РФ от 18 января 2003 г. N 69-р)
I. Состояние лесного хозяйства и его роль в природно-ресурсном комплексе страны
В Российской Федерации общая площадь земель лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, по состоянию на 1 января 2002 г. составляет 1,2 млрд. гектаров (69 процентов территории страны). Запасы древесины в лесах составляют 82 млрд. куб. метров (свыше четверти мировых запасов). Потенциальный ежегодный объем заготовки древесины - более 500 млн. куб. метров.
Лесной сектор играет важную роль в экономике страны и имеет существенное значение для социально-экономического развития более чем 40 субъектов Российской Федерации. Органы управления и организации лесного хозяйства реализуют возложенные на них задачи по обеспечению комплексного и рационального использования ресурсов и полезных свойств лесов, воспроизводству, повышению продуктивности, сохранению биоразнообразия и устойчивости лесов, осуществлению мероприятий по лесоустройству, охране лесов от пожаров и защите от вредителей и болезней, лесовосстановлению, уходу за лесом, организации лесопользования в части подготовки и передачи лесного фонда для осуществления лесопользования, контроля за лесопользованием и другие задачи.
Лесной фонд страны в настоящее время используется недостаточно эффективно. В 2001 году освоение расчетной лесосеки составило 24 процента, при этом в Уральском, Сибирском и Дальневосточном регионах - менее 15 процентов. Преимущественно осваивается расчетная лесосека по хвойному хозяйству, то есть заготавливается наиболее ценная древесина при значительном накоплении менее ценных перестойных насаждений лиственных пород.
За последние 3 года снизился объем продажи древесины на лесных аукционах. Недостаточным остается экономический эффект от использования участков лесного фонда по договорам аренды. Большинство договоров аренды участков лесного фонда заключены на срок до 5 лет, что не способствует решению вопросов по восстановлению лесов, охране их от пожаров, а также инвестированию строительства лесовозных дорог.
Рост объема лесозаготовок за последние 3 года происходит в основном на территории Европейской России, что связано с транспортной доступностью лесосырьевых ресурсов.
Экстенсивное и непропорциональное развитие лесоперерабатывающих предприятий оказало негативное влияние на состояние лесного фонда. Сокращение площади высокопродуктивных хвойных и одновременно накопление менее ценных мягколиственных насаждений создаст в будущем проблемы в организации рентабельного лесопользования в Европейской России и на Урале.
Остаются высокими потери лесного хозяйства от лесных пожаров, вредителей и болезней леса, промышленных выбросов и незаконных порубок. Ежегодный ущерб от лесных пожаров оценивается в 3-3,5 млрд. рублей. Около 40 тыс. гектаров лесов ежегодно усыхает вследствие вспышек размножения вредителей и болезней. Возрос объем незаконных рубок леса в приграничных районах России.
За последние 10 лет в связи с падением объемов лесозаготовок сократились объемы лесохозяйственных мероприятий. Не соблюдаются нормы Лесного кодекса Российской Федерации по обеспечению финансирования лесовосстановительных работ из бюджетов субъектов Российской Федерации. В 2001 году лесовосстановительные работы на 65 процентов были профинансированы за счет средств лесхозов.
За последнее десятилетие также снизился уровень материально-технического обеспечения лесного хозяйства.
Анализ существующей системы платежей за пользование лесным фондом свидетельствует о низком удельном весе ставок лесных податей в цене лесоматериалов круглых, который не превышает 3-7 процентов. Низкий уровень платы за древесину на корню не обеспечивает финансирования воспроизводства лесных ресурсов.
Отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов регулируются нормативными правовыми актами, принятыми в разное время, в том числе до принятия Лесного кодекса Российской Федерации, что обусловливает необходимость приведения их в соответствие с законодательством Российской Федерации.
Настоящая Концепция определяет цели, задачи и приоритеты развития лесного хозяйства и государственного управления лесным фондом и не входящими в лесной фонд лесами.
II. Прогноз развития лесного хозяйства России до 2010 года
В подпрограмме "Леса" федеральной целевой программы "Экология и природные ресурсы России (2002-2010 годы)" прогнозируется стабилизация объемов лесохозяйственных мероприятий при существенном улучшении их качества и повышении эффективности.
К 2010 году в целях улучшения качества лесного фонда предусматривается осуществить лесовосстановление на площади 6900 тыс. гектаров, лесоразведение на площади 160 тыс. гектаров, ввод молодняков в категорию ценных лесных насаждений на площади 9500 тыс. гектаров, улучшить санитарное состояние лесов на площади 10400 тыс. гектаров, осуществить противопожарное обустройство лесного фонда и снизить опасность лесных пожаров, в том числе предотвратить ущерб в размере более 2 млрд. рублей в год, построить 5,4 тыс. километров дорог лесохозяйственного назначения.
Намечено осуществить лесоустройство, инвентаризацию и мониторинг состояния лесного фонда на площади 757 млн. гектаров, обеспечить техническое перевооружение лесохозяйственного производства на основе внедрения современных высокоэффективных технических средств и технологий.
Объем рубок главного пользования предусматривается увеличить на 30-40 процентов, отвод лесосек под рубки главного и промежуточного пользования довести до 200 млн. куб. метров в год.
III. Цели и задачи развития лесного хозяйства и совершенствования государственного управления лесным фондом и не входящими в лесной фонд лесами
Целями развития лесного хозяйства и совершенствования управления лесным фондом и не входящими в лесной фонд лесами являются создание условий, обеспечивающих устойчивое управление лесами при соблюдении требований непрерывного, рационального и неистощительного пользования лесным фондом, повышение доходов от использования лесных ресурсов, своевременное и качественное воспроизводство лесов, сохранение их ресурсного, рекреационного, экологического потенциала и биологического разнообразия.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
урегулирование отношений собственности на лесной фонд, леса, не входящие в лесной фонд, и древесно-кустарниковую растительность на землях других категорий;
определение и четкое разграничение полномочий органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в сфере лесных отношений;
обеспечение дальнейшего совершенствования и развития рыночных отношений в лесопользовании;
повышение интенсивности ведения лесного хозяйства с учетом экологических и экономических факторов;
совершенствование экономического механизма в лесном секторе в целях увеличения лесного дохода и введения в действие эффективной системы финансирования лесохозяйственных мероприятий;
совершенствование системы управления лесным фондом и лесами, не входящими в лесной фонд.
На первом этапе (2003 - 2005 годы) необходимо сформировать эффективную структуру по управлению лесным фондом, находящимся в федеральной собственности, осуществить разработку новых и совершенствование действующих нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения, обеспечить условия дальнейшего развития рыночных отношений в лесопользовании.
На втором этапе (2006 - 2010 годы) предусматривается осуществить планомерное развитие лесного хозяйства на основе внедрения достижений науки и техники, широкого использования геоинформационных систем и технологий (ГИС-технологий) для обеспечения интенсивного, комплексного использования лесных ресурсов при сохранении экологического и генетического потенциала лесов России.
IV. Мероприятия по повышению эффективности государственного управления лесным фондом
1. Общие положения
Повышение эффективности мероприятий по организации использования, охране и защите лесного фонда, а также по воспроизводству лесов обеспечивается путем развития института собственности на лесной фонд, разграничения полномочий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, совершенствования организации лесопользования, экономического механизма и системы управления лесным хозяйством.
2. Развитие института собственности на лесной фонд
До 2010 года целесообразно сохранить государственную федеральную собственность на лесной фонд, перераспределив при этом полномочия по управлению лесным фондом среди участников лесных отношений, а также сохранить многообразие предусмотренных законодательством Российской Федерации форм собственности на леса и древесно-кустарниковую растительность, не входящие в лесной фонд.
В законодательном порядке следует установить формы собственности на леса, расположенные на землях поселений.
3. Реструктуризация системы управления лесным хозяйством
Упорядочение государственного управления в области лесного хозяйства и развитие рыночных отношений требуют совершенствования деятельности лесхозов.
Основными задачами лесхоза должны являться:
организация рационального, многоцелевого, непрерывного и неистощительного лесопользования, а также рационального использования земель лесного фонда;
охрана и защита лесов, а также охрана объектов животного мира и среды их обитания на землях лесного фонда;
обеспечение выполнения мероприятий по воспроизводству лесов, улучшению их породного состава и повышению продуктивности;
сохранение и усиление средообразующих, защитных, водоохранных, оздоровительных, санитарно-гигиенических и иных полезных природных свойств лесов;
сохранение биологического разнообразия и объектов историко-культурного и природного наследия на землях лесного фонда;
обеспечение в пределах его компетенции соблюдения всеми физическими и юридическими лицами порядка пользования лесным фондом, а также выполнения иных требований, установленных лесным законодательством Российской Федерации.
4. Взаимодействие государственных органов исполнительной власти в области лесных отношений
Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, а также ведение лесного хозяйства в лесах, входящих и не входящих в лесной фонд, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых находятся городские леса, осуществляют скоординированную политику в области лесных отношений. Ведение лесного хозяйства и организация лесопользования осуществляются в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации. Лесоустройство, учет, кадастровая оценка и расчеты нормы пользования лесными ресурсами осуществляются по единым методикам. Совместно разрабатываются федеральные целевые долгосрочные программы по использованию, воспроизводству, охране, защите лесов и обитающих в них объектов животного мира.
5. Научное и кадровое обеспечение развития лесного хозяйства
Развитие лесного хозяйства базируется на фундаментальных и прикладных исследованиях, направленных на разработку экологически безопасных природоохранных систем ведения лесного хозяйства, обеспечивающих максимальное и вместе с тем неистощительное использование лесных ресурсов и их своевременное воспроизводство.
Приоритетными направлениями научных исследований на рассматриваемый период в области лесного хозяйства являются:
разработка научных основ лесоуправления и формирования механизма устойчивого развития лесных отношений в условиях рыночной экономики;
разработка экологически безопасных систем ведения лесного хозяйства, технологий и технических средств, обеспечивающих повышение устойчивости и продуктивности лесов (разработка и создание высокоэффективных методов и технологий получения достоверной и оперативной информации о лесах, создание и разработка прогрессивных технологий и средств механизации различных видов рубок леса, совершенствование методологических и нормативных документов по вопросам сохранения биоразнообразия, разработка методов восстановления функциональных качеств лесных территорий и др.);
разработка новых методов охраны лесов от пожаров (разработка и совершенствование методов прогноза возникновения пожароопасной ситуации в лесах, новых технических средств обнаружения и тушения лесных пожаров, совершенствование правовой базы охраны лесов от пожаров и др.);
разработка мероприятий по сохранению биоразнообразия, воспроизводству, повышению продуктивности и качества лесов на селекционно-генетической основе (подготовка программы сохранения и использования генетического потенциала лесов России; совершенствование нормативной базы, методов и способов лесовосстановления; исследования, направленные на восстановление лесной растительности в зоне деятельности крупнейших промышленных предприятий и т.д.);
разработка эффективных экологически безопасных систем защиты леса от вредителей и болезней;
разработка специальных машин и механизмов для работы в лесу, удовлетворяющих лесоводственным, экологическим и социально-экономическим требованиям;
совершенствование экономического механизма управления лесами на базе комплексной оценки лесов и лесоэкономического районирования в Российской Федерации;
разработка основных направлений государственной политики в области лесного хозяйства, научного обоснования законопроектных работ в этой области;
совершенствование программно-методического обеспечения мониторинга лесов и лесного хозяйства (разработка высокоэффективных технологий получения достоверной и оперативной информации о лесах, использование ГИС-технологий и т.п.).
Приоритетными также являются научные исследования, направленные на выполнение решений международных конвенций по биологическому разнообразию, изменению климата, а также на развитие сертификации и приведение российских стандартов в соответствие с мировыми.
Будут продолжены разработки в области кадастровой оценки лесов, по подготовке документов для выполнения программы информатизации в области лесного хозяйства (разработка, унификация и приобретение лицензионного программного обеспечения, развитие ГИС-технологий, совершенствование и подготовка специалистов и др.), а также научное обеспечение решения задач по стандартизации, метрологии, сертификации и по организации системы мониторинга лесов.
Повышение эффективности ведения лесного хозяйства требует обеспечения отрасли высококвалифицированными специалистами, особенно работниками государственной лесной охраны Российской Федерации. В настоящее время уровень образования работников лесного хозяйства не соответствует предъявляемым требованиям: не имеют базового образования 14-17 процентов специалистов лесного хозяйства.
В предстоящий период предполагается активизировать работу по повышению квалификации работников лесного хозяйства на базе институтов повышения квалификации, а также заочного обучения в высших и средних технических учебных заведениях.
Предстоящее увеличение объемов таких трудоемких работ, как лесоустройство, уход за молодняком, ремонт лесохозяйственных дорог, повлечет за собой некоторое увеличение общей численности специалистов лесного хозяйства и рабочих, занятых на выполнении этих работ.
V. Экологическое значение лесов и необходимость сохранения их биоразнообразия
Леса России являются одним из важнейших природных ресурсов страны. Особенность лесов состоит в том, что они, в отличие от многих других природных ресурсов, являются возобновляемыми, что позволяет организовать их неистощительное использование.
Лесные экосистемы, являющиеся основным компонентом природной среды, обеспечивают естественное регулирование большинства протекающих в экологической системе Земли процессов, что предопределяет необходимость максимального сохранения природных свойств лесов.
Без учета экологических проблем, структуры и динамики изменения состава лесов России, а также анализа природных и антропогенных процессов, происходящих в лесах, невозможны реальные прогнозы глобальных изменений природной среды.
Решение экологических проблем обеспечения устойчивого развития лесного хозяйства в настоящее время предполагает:
сохранение биологического разнообразия и экологических функций лесов путем выделения категорий лесов природоохранного назначения и обеспечение режима их сохранности;
разработку системы сохранения биоразнообразия в лесах, являющихся объектом экономической деятельности, развитие сертификации;
обеспечение качественного воспроизводства лесных ресурсов как обязательного элемента лесопользования, сохранение почвенных и водных ресурсов при лесопользовании;
расширение защитного лесоразведения в малолесных районах;
сохранение и рациональное использование генетического и экологического потенциала лесов России, расширение сотрудничества с другими государствами и международными организациями в данной области, развитие системы особо охраняемых природных территорий;
усиление просветительской деятельности по формированию в обществе понимания важной роли лесов и необходимости бережного отношения к ним.
В соответствии с экономическим, экологическим и социальным значением лесной фонд в Российской Федерации разделен на три группы: леса первой группы, основным назначением которых является выполнение природоохранных, оздоровительных, санитарно-гигиенических функций, составляют 23 процента общей площади; леса второй группы, имеющие ограниченное эксплуатационное значение, - 7,6 процента; леса третьей группы (эксплуатационные и резервные) - 69,4 процента.
Сохраняя общие принципы деления лесного фонда на группы лесов и разграничения лесов первой группы на категории защитности, необходимо уточнить и изменить режимы лесопользования в этих лесах.
VI. Направления развития лесного хозяйства с учетом динамики спроса на лесные ресурсы на внутреннем и внешнем рынках
1. Общие положения
В более чем 40 субъектах Российской Федерации продукция лесной промышленности составляет от 10 до 50 процентов общего объема промышленной продукции соответствующих регионов. В целом по Российской Федерации этот показатель составляет около 4 процентов.
Однако темпы спада лесопромышленного производства в годы перехода к рыночной экономике были выше по сравнению со спадом промышленности России в целом. Объемы производства в лесной промышленности за период с 1988 по 1998 год сократились в 4 раза.
Россия, имея самые большие в мире лесные ресурсы, значительно отстает в лесной торговле от ведущих стран мира.
В структуре экспорта России лесоматериалы круглые составляют более 32 процентов, что свидетельствует прежде всего о несовершенной структуре производства и неразвитости химико-механической переработки древесины. Стабильность экспорта данного вида лесоматериалов обусловлена его большей доходностью из-за высокой разницы внутренних и экспортных цен.
Несмотря на указанные негативные тенденции, огромные возобновляемые запасы лесных ресурсов позволяют прогнозировать возможность обеспечить России соответствующее ее потенциалу место в мировом товарообороте лесной продукции.
Необходимо принять ряд дополнительных мер по совершенствованию организации лесного хозяйства с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для развития российской лесной промышленности.
2. Совершенствование организации лесопользования
Основой стратегии лесопользования в России должен быть принцип вовлечения в эксплуатацию всех участков лесного фонда с наличием рентабельных для промышленной заготовки лесных ресурсов.
Увеличение объема лесопользования предусматривается путем вовлечения в эксплуатацию новых, еще не освоенных лесных территорий, и повышения интенсивности лесопользования в освоенных лесах.
В современных социально-экономических условиях наиболее целесообразным является использование ресурсов в европейской части России, на Урале и в южных районах Сибири и Дальнего Востока. Приоритет в дальнейшем развитии лесопользования должен быть отдан европейской части России и Уралу (несмотря на их меньший ресурсный потенциал по сравнению с другими регионами) в связи с близостью лесных ресурсов к потребителям и рынкам сбыта, относительно развитой транспортной сетью и инфраструктурой различных отраслей. Леса этого региона имеют многоцелевое значение, и режим пользования ими требует высокого уровня ведения лесного хозяйства.
Необходимо пересмотреть подходы к разграничению лесов первой группы по категориям защитности и выделению особо защитных участков в лесах всех групп, в которых запрещаются рубки главного пользования.
Для повышения эффективности лесопользования в европейской части России и на Урале лесохозяйственным организациям необходимо обеспечить выращивание лесных насаждений с максимально возможным запасом древесины на единицу продуцирующей площади, в том числе за счет расширения практики выращивания плантационных промышленных насаждений.
В южных районах Сибири и Дальнего Востока стратегия увеличения объемов лесопользования должна состоять в вовлечении в эксплуатацию новых лесных территорий путем передачи участков лесного фонда в концессию. Решение проблем концессии участков лесного фонда позволит вовлечь неиспользуемые лесосырьевые ресурсы в эксплуатацию, создать дополнительные рабочие места и увеличить доходность лесопользования.
Необходимо усовершенствовать порядок предоставления участков лесного фонда в долгосрочное и краткосрочное пользование, а также механизм, обеспечивающий покрытие убытков лесного хозяйства в случае невыполнения лесозаготовителями мероприятий по восстановлению леса и несоблюдения ими требований лесного законодательства.
Приоритетными направлениями в сфере арендных отношений должны являться:
переход к предоставлению участков лесного фонда в аренду на срок до 49 лет исключительно по результатам лесных конкурсов;
повышение роли и ответственности арендаторов в вопросах улучшения состояния, воспроизводства, охраны и защиты лесов и выполнения лесохозяйственных работ на участках лесного фонда, переданных в аренду для заготовки древесины;
преимущественное право предоставления участков лесного фонда в аренду лесопользователям, осуществляющим глубокую переработку заготовленной древесины и реализацию конечной продукции.
Необходимо усовершенствовать методы определения расчетной лесосеки по главному пользованию и нормативы промежуточного пользования лесом. При решении этих задач потребуется выделять экономически доступные участки лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, исходя из рыночных цен на лесную продукцию, затрат на лесовосстановление, заготовку и транспортировку продукции.
Лесопользование на участках лесного фонда, подвергшихся радиоактивному загрязнению, должно основываться на принципах нормирования и оптимизации обеспечения радиационной безопасности и дифференцироваться по зонам радиоактивного загрязнения в зависимости от его уровней с обязательным радиационным контролем лесной продукции.
Потребуется законодательно определить, что использование земель лесного фонда как нелесных, так и лесных в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и лесопользованием, после перевода лесных земель в нелесные производится на платной основе.
Леса, произрастающие на вечной мерзлоте (в азиатской части России это 80 процентов площади лесного фонда) и имеющие низкую продуктивность по древесине, одновременно богаты недревесными ресурсами, которые используются недостаточно. Стоимость недревесных ресурсов в этой зоне значительно выше стоимости древесины. Для рационального использования недревесных ресурсов леса необходимо разработать региональные программы по использованию второстепенных лесных ресурсов, продуктов побочного пользования лесом, уточнить их запасы и обеспечить прогнозирование урожая.
3. Совершенствование лесоустройства, учета и оценки лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд
Для решения задач, стоящих перед лесным хозяйством, требуется совершенствование лесоустройства и учета (инвентаризации) лесов как системы мероприятий по получению достоверной и разносторонней информации о лесном фонде, разработке проектов организации и ведения лесного хозяйства на основе обоснованных норм рационального лесопользования, а также контролю за состоянием, охраной, защитой лесного фонда, рациональным и эффективным его использованием и своевременным воспроизводством лесов.
Финансирование работ по лесоустройству и учету (инвентаризации) лесов в зависимости от их вида и состава должно осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и лесопользователей.
Развитие лесоустройства должно осуществляться по двум основным направлениям: снижение трудоемкости работ и повышение их точности и оперативности на основе широкого использования геоинформационных систем и технологий и совершенствования лесоустроительного проектирования с учетом экономических условий лесного хозяйства и лесопользования.
Осуществление кадастровой оценки лесного фонда позволит на эколого-экономической основе выбирать наиболее эффективные направления в использовании лесных ресурсов, планировать с учетом перспективного спроса доходность лесопользования, вести целевое хозяйство, обоснованно определять условия и размер платежей за пользование лесным фондом.
Результаты работ по оценке экологического и ресурсного потенциала лесов должны стать основанием для их разделения на следующие группы:
леса хозяйственного назначения, включая доступные для экономического использования в ближайшие 20 лет лесные территории и территории, возможные для освоения в 50-летней перспективе;
леса, выполняющие защитные функции;
резервные леса.
Предстоит создать комплекс программно-методического обеспечения системы проведения мониторинга лесов, внедрить его в приоритетном порядке на участках с наиболее ценными и подверженными негативным воздействиям насаждениями.
4. Совершенствование охраны и защиты лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд
Охрана лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, должна осуществляться по следующим направлениям:
совершенствование нормативной правовой базы в части усиления ответственности за нарушения лесного законодательства в области лесопользования;
регулярное повышение квалификации должностных лиц государственной лесной охраны Российской Федерации;
ограничение оборота незаконно заготовленной древесины посредством развития системы лесных бирж.
Охрана лесов от пожаров должна стать важнейшим направлением государственной политики, обеспечивающим экологическую безопасность страны и сохранение ресурсного потенциала лесов. Система охраны лесов должна функционировать в условиях существенно меняющихся лесопожарных ситуаций.
Поскольку основными причинами возникновения лесных пожаров являются антропогенные факторы (по вине человека возникает более 80 процентов лесных пожаров), необходимо формировать в сознании людей, начиная с детского возраста, бережное отношение к лесу. Предусматривается усиление агитационной деятельности по профилактике лесных пожаров с помощью средств массовой информации.
Развитие наземных служб обнаружения лесных пожаров будет осуществляться путем эффективного использования стационарных пунктов наблюдения (пожарно-наблюдательных вышек и мачт) и установки на них современных телевизионных камер цветного изображения с высокой разрешающей способностью. Для повышения оперативности тушения лесных пожаров необходимо укомплектовать существующие пожарно-химические станции до нормативного уровня технического оснащения и заменить изношенную пожарную технику и оборудование.
Главной целью авиационной охраны лесов является обнаружение и ликвидация очагов огня в начальной стадии развития. Для достижения этой цели следует обеспечить необходимую кратность патрулирования.
Одним из путей снижения затрат на авиапатрулирование является внедрение легкой авиации. Необходимо завершить создание, сертификацию и приобретение легких самолетов, обустройство аэродромов и аэропортов, обеспечение наземных служб средствами технического обслуживания и контроля.
Предусматривается дальнейшее развитие технологии тушения лесных пожаров с воздуха с применением авиатанкеров, а также химических средств и полимеров, повышающих эффективность использования воды для тушения лесных пожаров. Будет продолжено внедрение автоматизированных систем пакетной радиосвязи для оперативного управления охраной лесов, осуществление радиоэлектронного контроля за работой воздушных судов, переоснащение радиосетей, применяемых в лесном хозяйстве. Следует продолжить работы по развитию центров космического мониторинга лесных пожаров на всей территории России, материалы которого должны дополнять сведения авиационного и наземного обнаружения лесных пожаров.
Система охраны лесов от пожаров предусматривает:
осуществление зонирования территории лесного фонда по уровню требуемой противопожарной охраны с учетом экономической и экологической ценности лесов, а также степени хозяйственного освоения территорий;
совершенствование системы управления тушения крупных лесных пожаров;
осуществление мониторинга лесных пожаров на базе геоинформационных систем, обеспечивающих обработку наземных, авиационных и космических наблюдений;
переход от методов организации тушения всех лесных пожаров к научно обоснованному управлению огнем и ликвидации очагов возгорания в лесу (управлению лесными пожарами);
расширение научно-исследовательских и проектных работ в этой области;
совершенствование правового и экономического обеспечения охраны лесов от пожаров, исходя из четкого разграничения между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления полномочий и ответственности в сфере осуществления мероприятий по охране лесов, финансированию расходов на профилактику, обнаружение и тушение пожаров.
Для защиты лесов от вредителей и болезней и принятия экологически и экономически обоснованных решений по этому вопросу предусматривается создание единой информационной системы об изменениях лесопатологической обстановки в лесах.
Повышение эффективности мероприятий по защите лесов будет обеспечиваться путем совершенствования методов активной защиты лесов от вредителей и болезней с использованием новых эффективных средств защиты, а также путем развития биологического метода защиты леса.
Важнейшими направлениями в области защиты лесов должны стать повышение роли профилактических мероприятий по предупреждению вспышек массового размножения вредителей и распространения болезней, в том числе путем формирования лесных насаждений, устойчивых к воздействию негативных факторов, и соблюдение требований по защите лесов при ведении лесного хозяйства.
5. Воспроизводство лесов и защитное лесоразведение
В современных условиях воспроизводство лесов на вырубках, гарях и других, не покрытых лесной растительностью лесных землях, должно быть обеспечено за счет:
проведения необходимых мероприятий по восстановлению леса, обеспечения условий для естественного возобновления хозяйственно ценных древесных пород;
оптимизации на основе материалов лесоустройства соотношения интенсивных и экстенсивных методов восстановления лесов, сохранения их генетического потенциала, внедрения достижений генетики и селекции в лесное семеноводство, применения современных интенсивных технологий выращивания посадочного материала, а также современных средств химии при уходе за молодыми лесными насаждениями.
В рассматриваемом периоде принцип "лесопользователь платит за лесовосстановление вырубленных площадей" должен стать основой лесной политики.
В целях предупреждения процессов опустынивания и эрозии земель необходимо увеличить объемы работ по созданию и выращиванию защитных лесных насаждений на юго-востоке европейской части России, Северном Кавказе, в Поволжье и на Южном Урале.
VII. Экономические и финансовые основы развития лесного хозяйства
В целях обеспечения развития лесного хозяйства в 2003-2010 годах необходимо активизировать решение задач по финансированию лесохозяйственных мероприятий, исходя из выделения для этих целей средств из бюджетов разных уровней, инвестирования (включая иностранные инвестиции) со стороны промышленных предприятий, общественных и международных фондов, юридических и физических лиц в решение конкретных задач.
Необходимо осуществить переход к получению средств от использования участков лесного фонда за счет:
а) лесных податей и арендной платы как неналоговых платежей за пользование участками лесного фонда, размер которых устанавливается по результатам лесных торгов (конкурсов и аукционов);
б) средств, взимаемых при переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, и при изъятии и переводе земель лесного фонда в земли иных категорий.
Указанные средства поступают в бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Для обеспечения устойчивого развития лесного хозяйства требуется увеличить государственные инвестиции, в том числе:
принять меры по увеличению капитальных вложений на охрану лесов от пожаров, на борьбу с лесонарушениями;
использовать лизинг в лесном хозяйстве;
создать экономическую модель, обеспечивающую возможность использования в лесном хозяйстве средств внебюджетных источников на капитальные вложения.
VIII. Участие в международном сотрудничестве в области лесного хозяйства
Россия активно участвует в деятельности Международного союза лесных исследовательских организаций и в работе всемирных лесных конгрессов.
Принимая во внимание обеспечение устойчивого развития лесного хозяйства и лесного сектора экономики в целом, необходимо осуществить переоценку результатов выполнения международных обязательств России в области лесного хозяйства и установить приоритетные направления сотрудничества в сфере использования, воспроизводства, охраны и защиты лесных ресурсов. Предусматривается активизация деятельности по повышению роли России в международном сотрудничестве по следующим направлениям:
анализ опыта проведения реформ в лесном секторе экономики стран с различными формами собственности на леса и использование этого опыта при реформировании лесного хозяйства;
осуществление комплекса мероприятий по повышению доли России в мировом лесном экспорте (особенно продукции глубокой переработки древесины) с учетом конъюнктуры мирового лесного рынка и потенциальных возможностей стран-конкурентов;
создание и развитие признаваемой международным сообществом системы лесной сертификации;
расширение международного сотрудничества (на двусторонней и многосторонней основе) в сфере дистанционных методов учета и мониторинга запасов лесных ресурсов, обнаружения, прогнозирования и мониторинга лесных пожаров и вспышек массового размножения насекомых-вредителей;
разработка и реализация комплексных программ изучения и сохранения биологического разнообразия лесных экосистем.
IX. Механизм реализации Концепции развития лесного хозяйства и ожидаемые результаты
Для решения задач по развитию лесного хозяйства необходимо разработать и осуществить комплекс мероприятий, направленных на совершенствование и развитие законодательства в области лесного хозяйства и лесопользования, государственного управления, межведомственной и межрегиональной координации в сфере лесных отношений, повышение эффективности деятельности по использованию, охране, защите лесного фонда и воспроизводству лесов, научное и кадровое обеспечение лесного хозяйства и расширение участия Российской Федерации в международном сотрудничестве в области лесного хозяйства (план мероприятий по реализации настоящей Концепции прилагается).
Предполагается разработать ряд нормативных правовых актов, регулирующих следующие вопросы:
эффективное осуществление лесопользования на праве аренды и концессии участков лесного фонда;
обеспечение благоприятного инвестиционного климата при лесопользовании, привлечение дополнительных финансовых средств, развитие конкурентной среды в лесном секторе экономики;
обеспечение эффективного экономического механизма пользования лесным фондом;
обеспечение защиты деятельности государственной лесной охраны Российской Федерации при пресечении нелегальных рубок и иных лесонарушений;
упорядочение предоставления льгот при пользовании лесными ресурсами;
оценка экономического и экологического потенциала участков лесного фонда;
права и обязанности собственников лесов, не входящих в лесной фонд, а также древесно-кустарниковой растительности, обеспечивающие их защиту и сохранение.
Одним из основных инструментов реализации настоящей Концепции и государственной лесной политики на долгосрочную перспективу должны стать целевые программы федерального и регионального уровня.
Выполнение плана мероприятий по реализации настоящей Концепции позволит обеспечить:
устойчивое развитие лесного хозяйства;
существенное улучшение состояния лесного фонда;
четкое разграничение полномочий между органами государственной власти разных уровней в области лесных отношений, а также соблюдение интересов государства и граждан в сфере пользования лесами;
увеличение лесных платежей в бюджеты всех уровней;
улучшение условий труда работников лесного хозяйства, создание дополнительных рабочих мест;
защиту прав инвесторов и иных пользователей лесными ресурсами, что объективно будет способствовать снижению рисков хозяйственной деятельности, повышению эффективности функционирования и увеличению производства продукции лесного сектора экономики страны.
Приложение
к Концепции развития
лесного хозяйства РФ на 2003-2010 гг.
План
мероприятий по реализации Концепции развития лесного хозяйства Российской Федерации на 2003-2010 годы
Срок реали- зации |
Ответственные исполнители |
||
I. Нормативная правовая деятельность | |||
1. | Подготовка предложений: о внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации; о разработке законопроекта о концессии участков лесного фонда; о разработке нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования управления лесами, лесопользования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов |
2003 год 2003 год 2003-2005 годы |
МПР России Минэкономразвития России Минфин России Минпромнауки России Минобороны России Минсельхоз России |
II. Совершенствование государственного управления в сфере лесных отношений |
|||
2. | Подготовка и реализация предложений по совершенствованию организационной структуры управления лесным хозяйством |
2003-2005 годы |
МПР России Минэкономразвития России Минсельхоз России органы государственной власти субъектов Российской Федерации |
3. | Совершенствование функционирования лесхозов в направлении разграничения функций государственного управления и хозяйственной деятельности |
2003 год | МПР России Минобороны России |
III. Межведомственная и межрегиональная координация в сфере лесных отношений |
|||
4. | Осуществление согласованной лесной политики ведомствами, в ведении которых находится лесной фонд, леса, не входящие в лесной фонд, и древесно-кустарниковая растительность, по организации использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, повышению их экологического потенциала путем разработки целевых программ и нормативных правовых актов |
2003-2010 годы |
МПР России Минсельхоз России Минобороны России |
5. | Оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в разработке региональных целевых программ по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов |
2003-2010 годы |
МПР России Минсельхоз России органы государственной власти субъектов Российской Федерации |
IV. Повышение эффективности деятельности по использованию, охране, защите лесного фонда и воспроизводству лесов |
|||
6. | Разработка и реализация федеральных целевых программ по совершенствованию использования, охраны, защиты лесов, усилению их экологических свойств на основе внедрения достижений науки и техники, ГИС-технологий |
2003-2010 годы |
МПР России Минфин России Минпромнауки России Минобороны России Минсельхоз России |
7. | Разработка и внедрение системы стандартизации и сертификации лесных ресурсов |
2003-2005 годы |
МПР России Минэкономразвития России Минпромнауки России Госстандарт России Минсельхоз России |
V. Научное и кадровое обеспечение развития лесного хозяйства | |||
8. | Разработка предложений: по совершенствованию классификации лесов по целевому назначению и режиму их использования; |
2003 год |
МПР России Минсельхоз России |
по совершенствованию методик расчета размера рубок главного и промежуточного пользования с учетом экономической эффективности и экологического значения лесов |
2003-2004 годы |
МПР России Минсельхоз России |
|
9. | Организация подготовки и повышения квалификации специалистов лесного хозяйства по основам рыночной экономики в лесном секторе и ГИС-технологий |
2003-2010 годы |
МПР России Минсельхоз России |
VI. Участие в международном сотрудничестве в области лесного хозяйства | |||
10. | Расширение международного сотрудничества (на двухсторонней и многосторонней основе) в сфере дистанционных методов учета лесных ресурсов и мониторинга лесов, обнаружения и прогнозирования лесных пожаров, вспышек массового размножения вредных насекомых и использования экологического потенциала лесов |
2003-2010 годы |
МПР России Минсельхоз России |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства РФ от 18 января 2003 г. N 69-р
Текст распоряжения опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 27 января 2003 г. N 4 ст. 364
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Правительства РФ от 28 сентября 2007 г. N 1305-р