город Омск |
|
24 февраля 2012 г. |
Дело N А75-7622/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 февраля 2012 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Киричёк Ю.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сердитовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-311/2012) общества с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз", ОГРН 1058602819538, ИНН 8604034573
на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 09.12.2011 по делу N А75-7622/2011 (судья Шабанова Г.А.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз"
к Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, ОГРН 1088601000762, ИНН 8601035002
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 23.08.2011 N 09-149/2011
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" - Павлова А.Н. по доверенности от 01.01.2012, действительной до 31.12.2012 (личность удостоверена паспортом гражданина РФ);
от Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - Гордеева О.В. по доверенности от 13.02.2012, действительной до 31.12.2012 (личность удостоверена паспортом гражданина РФ),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" (далее - ООО "РН-Юганскнефтегаз"; Общество; заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с заявлением к Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Служба; административный орган; заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 23.08.2011 N 09-149/2011, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения по части 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подвергнуто административному штрафу в сумме 20 000 руб.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 09.12.2011 в удовлетворении заявленного Обществом требования отказано.
В качестве правового обоснования принятого решения, суд первой инстанции сослался на наличие в действиях Общества состава административного правонарушения.
Суд первой инстанции также отклонил доводы Общества относительно превышения заинтересованным лицом полномочий при вынесении оспариваемого постановления.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленного им требования в полном объеме.
Податель апелляционной жалобы, не оспаривая вменяемое ему административное правонарушение, ссылается на Федеральный закон от 18.07.2011 N 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", которым были внесены изменения в статью 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", настаивая на отсутствии у Службы полномочий на вынесение оспариваемого постановления.
Представитель административного органа в письменном отзыве и в устном выступлении в суде апелляционной инстанции просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, сославшись на соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв на апелляционную жалобу, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
15.06.2011 государственным инспектором Нефтеюганского отдела Службы в ходе осуществления рейдового патрулирования лесов обнаружен факт нарушения лесного законодательства в квартале 46 Юнг-Яхского участкового лесничества, а именно: гибель деревьев, лесной подстилки.
По данному факту определением от 15.06.2011 в отношении неустановленного лица возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования.
В ходе проведения административного расследования установлено, что в квартале 46 Юнг-Яхского участкового лесничества, район куста 604 Мало-Балыкского месторождения нефти, в период с июня 2010 года по июнь 2011 года произошло три отказа трубопроводов ООО "РН-Юганскнефтегаз":
- два высоконапорных водовода (уз. 32-к.604, дата отказа 30.09.2010, попало в окружающую среду 7,95 м.3 подтоварной воды; уз.32-к.604, дата отказа 15.11.2010, попало в окружающую среду 1,19 м.3 подтоварной воды);
- один нефтесбор (скважина 9р-к.604, дата отказа 10.06.2011).
В результате вышеуказанных отказов произошло попадание подтоварной воды и нефтепродуктов на участок между УДПХ и автодорогой, под которой проложена дренажная труба для стока воды. Подтоварная вода через указанную трубу попала на лесной участок площадью 8,94 га, оказав негативное воздействие на лесную подстилку, а именно: травяной и растительный покров на данной территории уничтожен, насаждения нежизнеспособны, возобновление отсутствует, имеющихся подрост погиб.
По данному факту 12.08.2011 государственным инспектором Нефтеюганского отдела Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в отношении ООО "РН-Юганскнефтегаз" был составлен протокол об административном правонарушении N 09-149/2011, по признакам нарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 8.31 КоАП РФ.
23.08.2011 Службой было вынесено постановление N 09-149/2011 о назначении административного наказания ООО "РН-Юганскнефтегаз" по части 2 статьи 8.31 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Полагая, что упомянутое выше постановление нарушает права и законные интересы ООО "РН-Юганскнефтегаз", последнее обратилось в арбитражный суд первой инстанции с заявленным требованием.
09.12.2011 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 названной статьи).
Согласно статье 5 Лесного кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.
В подпункте 4 пункта 1 статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации закреплено, что в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются, в том числе санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).
В силу пункта 2 статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации указанные в пункте 4 части 1 настоящей статьи меры санитарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов.
В подпунктах "а", "б" пункта 39 Постановления Правительства РФ от 29.06.2007 N 414 "Об утверждении Правил санитарной безопасности в лесах" (далее - Правила санитарной безопасности леса) установлено, что при использовании лесов не допускается:
а) загрязнение почвы в результате нарушения установленных законодательством Российской Федерации требований к обращению с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;
б) невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации.
В соответствии с пунктом 52 Правил санитарной безопасности в лесах использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, гидротехнических сооружений, специализированных портов, переработки древесины и иных лесных ресурсов, а также для иных целей не должно ухудшать санитарное состояние лесов, расположенных на предоставленных гражданам и юридическим лицам лесных участках и на лесных участках, прилегающих к ним.
Частью 2 статьи 8.31 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса.
Судом первой инстанции установлено и имеющиеся в материалах настоящего дела документы свидетельствуют, что в квартале 46 Юнг-Яхского участкового лесничества, район куста 604 Мало-Балыкского месторождения нефти, в период с июня 2010 по июнь 2011 произошло три отказа трубопроводов ООО "РН-Юганскнефтегаз":
- два высоконапорных водовода (уз. 32-к.604, дата отказа 30.09.2010, попало в окружающую среду 7,95 м.3 подтоварной воды; уз.32-к.604, дата отказа 15.11.2010, попало в окружающую среду 1,19 м.3 подтоварной воды);
- один нефтесбор (скважина 9р-к.604, дата отказа 10.06.2011).
В результате вышеуказанных отказов произошло попадание подтоварной воды и нефтепродуктов на участок между УДПХ и автодорогой, под которой проложена дренажная труба для стока воды. Подтоварная вода через указанную трубу попала на лесной участок площадью 8,94 га, оказав негативное воздействие на лесную подстилку, а именно: травяной и растительный покров на данной территории уничтожен, насаждения нежизнеспособны, возобновление отсутствует, имеющихся подрост погиб.
Факт правонарушения подтверждается: актом обследования территории от 27.07.2011; актом проверки санитарного и лесопаталогического состояния лесного участка от 04.07.2011; заключением Сургутского отдела филиала ФБУ "ЦЛАТИ по УФО" по Ханты-Мансийскому автономному округу от 01.08.2011, протоколами биотестирования, протоколами КХА почв.
Исследовав и оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 8.31 КоАП РФ. Кроме того, заявитель в апелляционной жалобе не оспаривает событие вмененного ему административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства невозможности соблюдения Обществом требований Правил санитарной безопасности в лесах в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела отсутствуют, что свидетельствует о наличии в действиях Общества вины применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Вместе с тем, несмотря на наличие в действиях заявителя вменяемого события административного правонарушения, вынесенное постановление подлежит признанию незаконным, в силу следующего.
В соответствии со статьей 23.29 КоАП РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 8.31 КоАП РФ, относится к компетенции органов, осуществляющих государственный экологический контроль.
Пунктом 4 статьи 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (в редакции Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ) предусмотрено, что государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный экологический надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный экологический надзор) (далее - органы государственного надзора) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации..
Государственный экологический надзор включает в себя, в том числе, федеральный государственный лесной надзор (пункт 2 статьи 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ).
При этом изменениями, внесенными Федеральным законом от 18.07.2011 N 242-ФЗ в пункт 3 статьи 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ, установлено, что государственный экологический надзор в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность с использованием объектов, хотя бы один из которых подлежит федеральному государственному экологическому надзору, осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Данные изменения вступили в силу с 01.08.2011.
В соответствии с пунктом 6 статьи 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ государственный экологический надзор организуется и осуществляется с учетом категорий объектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, и с учетом перечня нарушений законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, представляющих угрозу причинения вреда окружающей среде.
Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному контролю, утвержден Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 N 285.
В целях реализации пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 N 285 Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации издало Приказ от 29.10.2010 N 476 "Об утверждении списка конкретных объектов хозяйственной и иной деятельности по территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому контролю".
ООО "РН-Юганскнефтегаз" в указанном списке поименовано под номером 87 и ему соответствуют пункты 1 "а", 3, 5, 6 Перечня объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.
Таким образом, у ООО "РН-Юганскнефтегаз" имеются объекты, подлежащие федеральному государственному экологическому контролю, а потому все виды государственного экологического надзора в отношении Общества могут осуществляться в соответствии с пунктом 3 статьи 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ только уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в связи с чем заинтересованное лицо не имело прав на вынесение оспариваемого постановления после вступления в силу вышеуказанных изменений.
Ссылка Службы на то, что в соответствии с пунктом 4.1.7 Приказа от 24.06.2011 N 421 "Об утверждении Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре" Управление Росприроднадзора по ХМАО - Югре осуществляет полномочия только за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов (государственный лесной контроль и надзор) на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, судом апелляционной инстанции расценивается как несостоятельная, поскольку названный приказ датирован 24.06.2011, тогда как Федеральный закон, внесший изменения в статью 65 Федерального закона от 10.01.2001 N 7-ФЗ, был принят 18.07.2011. Таким образом, изменения не могли быть учтены при принятии приказа.
В пункте 9 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 разъяснено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление принято неправомочным органом, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции неправомерно отказал Обществу в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Службы от 23.08.2011 N 09-149/2011.
При таких обстоятельствах обжалуемый судебный акт подлежит отмене, как основанный на неправильном применении норм материального права (пункт 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), а апелляционную жалобу Общества следует удовлетворить.
Судебные расходы по апелляционной жалобе не распределяются, поскольку заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, пунктом 4 части 1, частью 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.12.2011 по делу N А75-7622/2011 отменить, принять новый судебный акт.
Требования, заявленные обществом с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз", удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23.08.2011 N 09-149/2011 по делу об административном правонарушении, которым общество с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В целях реализации пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 N 285 Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации издало Приказ от 29.10.2010 N 476 "Об утверждении списка конкретных объектов хозяйственной и иной деятельности по территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому контролю".
ООО "РН-Юганскнефтегаз" в указанном списке поименовано под номером 87 и ему соответствуют пункты 1 "а", 3, 5, 6 Перечня объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.
Таким образом, у ООО "РН-Юганскнефтегаз" имеются объекты, подлежащие федеральному государственному экологическому контролю, а потому все виды государственного экологического надзора в отношении Общества могут осуществляться в соответствии с пунктом 3 статьи 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ только уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в связи с чем заинтересованное лицо не имело прав на вынесение оспариваемого постановления после вступления в силу вышеуказанных изменений.
Ссылка Службы на то, что в соответствии с пунктом 4.1.7 Приказа от 24.06.2011 N 421 "Об утверждении Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре" Управление Росприроднадзора по ХМАО - Югре осуществляет полномочия только за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов (государственный лесной контроль и надзор) на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, судом апелляционной инстанции расценивается как несостоятельная, поскольку названный приказ датирован 24.06.2011, тогда как Федеральный закон, внесший изменения в статью 65 Федерального закона от 10.01.2001 N 7-ФЗ, был принят 18.07.2011. Таким образом, изменения не могли быть учтены при принятии приказа."
Номер дела в первой инстанции: А75-7622/2011
Истец: ООО "РН-Юганскнефтегаз"
Ответчик: Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО - Югры
Хронология рассмотрения дела:
29.05.2013 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-311/12
05.06.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4623/12
26.04.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4623/12
03.04.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4623/12
24.02.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-311/12